СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики "Секунда"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Секунда"»

ФИО обучающегося, который проводит урок: Баранова Юлия Сергеевна

Место проведения: БОУ СОШ №58,

Дата: 17.11.2022 Класс:

Предмет: математика

Тема урока: «Единицы времени. Секунда.».

Цель: формирование представлений о секунде, как о единице времени

Личностные

Метапредметные (Р, П, К)

Предметные

Формирование личностного смысла учения и развитие мотивов к учебной деятельности через введение персонажа «Белый Кролик»

Р: Формирование способности принимать и сохранять учебную задачу, поиск средстве её осуществления через постановку темы урока «Секунда».

П: Формирование ситуаций для овладения логическими действиями( анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление аналогий и причинно-следственных связей) в рамках темы урока «Секунда».

К: Формирование ситуаций способствующих овладению умения слушать собеседника, вести учебный диалог, работать в группах и парах.

Формирование представлений о секунде, как о единице времени.

Формирование умений переводить минуты в секунды

Задачи урока.

Дидактические(обучающие)

Развивающие

Воспитательные

Способствовать формированию представлений о секунде, как о единице времени.

Способствовать формированию умений переводить одни единицы времени в другие

Р: Сформировать способность принимать и сохранять учебную задачу, искать средства её осуществления через постановку темы урока «Секунда».

П: Сформировать ситуации для овладения логическими действиями( анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление аналогий и причинно-следственных связей) в рамках темы урока «Секунда».

К: Сформировать ситуации способствующих овладению умения слушать собеседника, вести учебный диалог, работать в группах и парах.

Способствовать формированию личностного смысла учения и развитию мотивов к учебной деятельности через введение персонажа «Белый Кролик»

Тип урока: открытие нового знания.

17 ноября

Классная работа

Принципы обучения: принцип наглядности, принцип доступности, принцип сознательной активности.

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Средства и формы контроля: фронтальная, индивидуальная, взаимная проверка

Оборудование для обучающихся: тетрадь, презентация, доска, учебник.

Оборудование для учителя: доска, презентация, учебник, конспект урока, секундомер.

Основные термины, понятия, определения, правила: единицы времени, секунда, минута, час

Оформление классной доски.



Ход урока

Этап/время

Цель этапа

(планируемый результат)

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Этап самоопределения к учебной деятельности

1 мин

Организация внимания всех учащихся; создание комфортной атмосферы для успешной работы.

Здравствуйте дети! Меня зовут Юлия Сергеевна. Сегодня урок математики проведу у вас я. Проверьте наличие учебных принадлежностей.



Приветствуют учителя.


Мотивация к учебной деятельности

2 мин

Мотивация учащихся к учебной деятельности

К нам в гости пришел персонаж. Кто это?

Откуда этот персонаж?

-А знаете ли вы автора литературного произведения, на котором основан этот мультфильм? Да, но не только её. Но и продолжение истории «Алиса в Зазеркалье». Сам Льюис Кэрролл был не только писателем, но и математиком. Именно поэтому к нам в гости и пришел его персонаж.

А как бы вы описали этого персонажа?

-Да, это так. Белый Кролик принес вам несколько заданий, которые помогут ему не опаздывать. Сейчас мы будем выполнять задания в тетради. В конце урока я их соберу и проверю как вы поработали на уроке.

Персонаж «Белый Кролик с часами»

- Это - Белый кролик!

-Этот персонаж из мультика «Алисы в стране чудес».


-«Алису в стране чудес» написал Льюис Кэрролл.





-Он вечно куда-то торопится и опаздывает. Сверяется по часам.



Актуализация

5 мин



Повторение изученного материала необходимого для "открытия нового знания".

Запишите число, классная работа, отступите 3 клеточки вниз от темы.

1 Задание Белого Кролика. Найди ошибку.

Я буду читать вам задания, вы записываете в тетради верно или нет. Если верно вы рисуете прямоугольник, если неверно вы рисуете треугольник. В конце у вас должен получиться узор в строчку. Один значок одна клеточка.


  1. В одном часе - 100 минут?

  2. В одних сутках – 24 часа?

  3. В трех часах – 190 минут?

  4. В 1200 минутах – 20 часа?



Взяли карандашик или ручку другого цвета и обменялись тетрадями с соседом. Сверяем узор с образцом. У вас должен получиться вот такой узор. (Узор в презентации)

Если у вашего соседа верный узор - на полях ставим восклицательный знак, если узор не верный - вопросительный знак.

Верните тетради соседу.

А теперь посмотрим, что вас не устроило в 1 и 3 утверждении.


  1. В одном часе – 100 минут? Если это не верно, то, как верно?

3. В трех часах – 190 минут? Если это не верно, то, как верно?

Мы что сейчас повторили?


Презентация














Записывают число, классная работа, и ответы.












Выполняют взаимопроверку.










  1. В 1 часе – 60 минут.

3. В трех часах – 180 минут. Т.к. в 1 часе - 60 минут. 60 минут умножить на 3 часа равно 180 минут.

Единицы времени. Час и минуту.

Этап выявления места и причины затруднения.

1 мин

ПР: понимание учебной задачи урока и стремление её выполнять.


Обсуждение затруднений.




Белый Кролик принес вам загадку, связанную с темой урока.

«Как называется второе деление часа Птолемея».

-Я вижу у вас возникло затруднение.

Вторая подсказка. Это самая маленькая единица времени.

-Какая тема нашего урока?

Тогда какая цель нашего урока?

Что узнаем?

Чему научимся?





Слайд с темой, целью, узнаем и научимся.


Не могут ответить на вопрос. Возникает затруднение.




-Секунда.

- Узнать, что такое секунда.

-Узнаем что такое секунда.

-Научимся определять, сколько в минуте секунд, сколько секунд в нескольких минутах, в часе.


Этап построение проекта выхода из затруднения.

30 сек.

ПР: понимание учебной задачи урока и стремление её выполнять; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления


Построение проекта выхода из проблемной ситуации; выбор вместе с учащимся оптимальный способ действий для решения затруднения.


С чего мы начнём? Составим задачи урока.

Слайд с задачами







  1. Узнаем что такое секунда.

  2. Узнаем сколько в минуте секунд

  3. Научимся определять, сколько в минутах секунд.


Этап реализации построенного проекта выхода из затруднения.

7 мин


Реализация построенного проекта выхода из проблемной ситуации.

Возвращаясь к вопросу о секунде. С латинского Секунда – это второе деление (маленькая часть) часа по шестидесятеричной системе счисления. В Греции во времена Птолемея именно такая система счисления использовалась для деления дня.

У меня в руках секундомер. Это прибор для измерения секунд. Он часто есть и в обычных часах, но именно секундомер используется, например на соревнованиях. Или на уроках физкультуры. Вы видели, как используется секундомер на уроках физкультуры? Для чего?

В одной минуте есть определённое количество секунд. И оно совпадает с количеством минут в часе. Их тоже 60.

Что мы можем успеть за 1 секунду?

Напишите, цифру 1 за секунду столько раз, сколько сможете в своих тетрадях. (Учитель засекает время на секундомере). Кто сколько успел? За секунду можно успеть написать 1-3 единицы.

Встанем. Проведем второй эксперимент. Нужно присесть как можно больше раз за секунду. Приседаем. (Учитель засекает время по секундомеру).

Успели присесть только 1 раз.

Что мы узнали в ходе этих экспериментов?

Секунды для нас очень важны. За секунду происходит очень много процессов.

Например, пчела делает от 200 до 440 взмахов крыльями в секунду, мухи до 350, а комары от 500 до 1000 взмахов. Поэтому мы и слышим от насекомых такой неприятный звук, особенно от комаров. Их крылья двигаются так быстро, что единственное, что мы слышим это противный писк.

Или, например, в организме человека происходит интересный химический процесс, клетки проводят серию нескольких миллионов реакций синтеза и разложения. Эти химические реакции называют метаболизмом.

Секундомер





Слайд и табличка « 1 мин = 60 с»









Секундомер


















-Когда мы сдаем нормативы. Например, бег.





Пишут цифру 1 в тетрадях.





Встают и приседают.


За секунду мы можем написать от 1 до 3 раз единицы, присесть 1 раз.


Первичное закрепление знаний

8 мин

Закрепление знаний и умений по теме: «Секунда», перевод единиц времени.

2 Задание Белого кролика. Перевод.

Поделимся на группы. Напомните мне правила работы в группе.

Сначала попробуем переводить вместе.

1 мин и 30 с = с. Чтобы понять сколько секунд в минуте нам нужно сначала перевести минуту в секунду и затем прибавить в ней указанное количество секунд. Для этого количество минут умножаем на 60 секунд, а затем прибавить остаток в секундах.

Если же мы видим 2 вид задания, где нам известны секунды, то мы делим эти секунды на 60 секунд, чтобы получить минуту.

Например, нам нужно перевести:

300 с = мин.


Групповая работа с переводом.

1. 2 мин и 15 с = с

2. 3 мин и 40 с = с

3. 660 с = мин

4. 9000 с = мин


Сверяем с образцом. Если все правильно, каждый в тетрадке на полях ставит восклицательный знак. Если не правильно больше двух примеров – ставите вопросительный знак.


Слайд с заданием


Образец ответов и памятка оценивания на слайде


1. Работаем вместе и сообща.

2. Работаем в полголоса.

3. Уважаем чужую точку зрения.







-60+30=90 секунд.




-300: 60 = 5.


Работают в группе.

1. 135 с

2. 200 с

3. 11 мин

4. 150 мин


Динамическая пауза.

1 мин

Снятие напряжения.

Поиграем немного в «Стрелки часов». Встаем. Если я говорю время, в котором секундная стрелка вверху, вы поднимаете руки вверх, если секундная стрелка внизу то вы приседаете, если секундная стрелка указывает направо или налево вы разводите руки в стороны.

15 секунд.

0 секунд.

30 секунд.

45 секунд.







Руки в сторону

Потягиваются

Приседают

Руки в сторону.


Включение знаний в практическую деятельность

(Фронтально)

5 мин

Создание связи темы урока с жизнью. Отработка умений считать секунды.

3 Задание Белого Кролика. Применим знания о секунде практически, решая задачу.

У доски работает один, решаем все вместе.

Кинокамера делает 32 снимка за 2 с. Сколько снимков сделаете эта камера за 10 с.?

О чем задача?

Что известно?

Что неизвестно?

Оформим краткую запись.

Сверяем ответ с образцом.

Если вы смогли решить параллельно задачу самостоятельно поставьте восклицательный знак. Если не смогли вопросительный.

Слайд





  1. О снимках.

  2. Камера делает 32 снимка за 2 с.

  3. Сколько снимков сделаете камера за 10 с.?

32 снимка- 2 сек.

? снимков -10 сек.

  1. 32:2= 16(сн.)

  2. 16*10=160(сн.)

Ответ: 160 снимков за 10 сек


Включение знаний в практическую деятельность

(Самостоятельная работа)

5 мин

Создание связи темы урока с жизнью. Отработка умений переводить и считать секунды.

4 Задание Белого Кролика. Применим знания о секунде практически, решая задачу.


На соревнованиях спортсмен пробежал дистанцию 800 м за 1 минуту и 45 секунд. Сколько это секунд?


Проверяем. Если у вас ответ 105 секунд ставите себе восклицательный знак на полях.





60 сек= 1 мин

1.60+45=105 (с)

Ответ: 105 секунд.



Рефлексия

1 мин



ПР: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности

Посмотрите на свои задания в тетради. У кого все задания правильные и стоят 4 восклицательных знака? Включая групповую работу. А у кого 3 восклицательных знака? Есть у кого-то меньше 3 восклицательных знаков?


Какая была тема нашего урока?

-Какая цель перед нами стояла?

-Мы достигли её?


Ребята, а где в жизни нам нужны секунды?

Покажите палец вверх, если вы все поняли на уроке, и у вас не возникло проблем?


Домашнее задание вам даст ваш учитель.


















- Секунда.

-Узнать, что такое секунда.

-Да. Мы узнали, что секунда это единица времени, из которой состоит минута.

-Во время соревнований, когда спортсмен бежит.

Это нужно, чтобы организации работали и все приходили вовремя.

Они нужны для компьютеров, и другой техники. Секунды нужны для навигации. Вся техника, навигация, передвижения кораблей, поездов, самолётов, зависят от точного времени.