2класс
Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100»
Учитель начальных классов: Даудова Разият Магомедовна.
Цель:
1.Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100.
2.Развивать умение решать задачи изученных видов, навыки логического мышления.
3.Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.
Оборудование:
Рисунки с изображением Ивана-Царевича, Змея Горыныча, Василисы Прекрасной и Кощея;
Карточки с числами и буквами;
Листки с числовыми выражениями для групповой работы;
Опорные слова для краткой записи задач и т. д.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Приготовились, ребята, к уроку математики.
Математика сложна,
Но скажу с почтением –
Математика нужна
Всем без исключения!
- Вы любите математику? (Обращение к детям.)
Она бывает очень сложной, но и не менее интересной. А ещё я точно знаю, что вы любите сказки. Поэтому я приготовила Вам сюрприз. Наш урок сегодня будет сказочным!
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня тема урока не новая, а повторение. Но какой темы? Мы узнаем, если вспомним, как начинаются обычно сказки. Нам помогут опорные слова:
В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили - были …
В…………………Сложение
некотором ………и
царстве,……….вычитание
в…………………..двузначных
Тридевятом……..чисел
государстве……..в
жили…………….пределах
были…………….100
3. Каллиграфическая минутка.
- Из каких цифр состоит слово ТРИДЕВЯТОЕ государство?
- 3 и 9.
- Открыли тетради, записываем число, классная работа. Прописываем цифры в тетради. (Учитель комментирует написание.)
Материал урока.
- А мы продолжаем, что в некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная (рисунки на доску). Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Кто же похитил Василису?
1) Найдите «лишнее» число.
- А это мы узнаем, если найдём «лишнее» число:
35, 73, 33, 40, 13, 23
и правильно расположим числа в порядке убывания. Запишем правильный порядок в тетрадь:
73 35 33 23 13
- Если мы перевернём карточки, то узнаем, кто похитил Василису Прекрасную:
К О Щ Е Й
- Иван-Царевич отправился в путь. Но его поджидает уже Змей Горыныч, посланный Кощеем. А у Змея три головы. И каждую надо одолеть. (Рисунок на доску.)
2) Групповое задание по рядам.
- Если мы найдем правильное решение числовых выражений, то поможем Иван - Царевичу и одолеем голову. Каждый находит только одно решение и передаёт соседу по парте и дальше. Самый последний быстро приносит мне лист с выполненным заданием. Ещё мы посмотрим, какой ряд быстро и правильно справится с этим заданием. Это поможет нам в дальнейшей работе:
38+2= 65+5= 28+2=
46-4= 87-3= 39-6=
46+40= 87+10= 39+30=
82+8= 56+4= 73+7=
100-20= 100-30= 100-40=
75-5= 64-4= 83-3=
59-30= 78-40= 69-30=
59-3= 78-4= 69-3=
23+45= 32+46= 44+32=
61+8= 72+5= 83+6=
- Как Иван-Царевич одолел Змея Горыныча с нашей помощью, проверит ваши знания наша экспертная комиссия. А мы выполним следующее задание:
3) «Лабиринт».
- Иван-Царевич попал в дремучий лес, и выбраться ему очень трудно. Но как вы думаете, с помощью какого волшебного предмета Иван-Царевич выйдет из леса?
- Правильно, волшебного клубочка! Представьте и у нас в руках волшебный клубочек-мелочек, который должен найти правильный путь среди двузначных чисел от наименьшего к наибольшему. Пока один ученик прокладывает путь, остальные записывают двузначные числа в порядке увеличения:
30 36 38 42 45 49 50 54 58 61 63 68 70
30 42 61 54
49 36 58 45
38 50 68 70
- Наш клубочек-мелочек вывел нас из леса дремучего прямо на распутье. Три дороги перед Иваном-Царевичем, по какой идти дальше на поиски Василисы?
- Кто победил первым в бою с головами Змея Горыныча и правильно нашел все решения? (1 ряд – значит, пойдём по первой дорожке.)
4) «Найдите закономерность, продолжите ряд…».
- А на нашем пути новое задание. Посмотрите на эти числа, ребята, найдите в них закономерность и продолжите ряд другими числами. Кто нашел решение?
20, 17, 14,….. (11, 8, 5, 2)
2, 4, 7, 11,….. (16, 22, 29,…)
(Ученики работают у доски, все записывают в тетрадь правильное решение.)
- Дорога привела нас к дубу, на котором висит огромный сундук. Что в сундуке, дети? (Ответы детей.)
5) Превратите неверные равенства и неравенства в верные.
- Да, сундук непростой, он закрыт на три замка, открыть которые помогут нам вот такие числовые выражения. Но что это? В числовых выражениях допущены ошибки! Это колдовство Кощея Бессмертного! По силам ли нам исправить эти ошибки?
46=50 28+1=30 6470
(У доски учащиеся выполняют разные решения, остальные записывают в тетрадь:
4+46=50 1+28+1=30 6470-7
46=50-4 28+1=30-1 7+6470 )
- Да, действительно, а в сундуке яйцо, а в яйце смерть Кощеева. Появился Кощей перед Иваном-Царевичем и просит его:
«Пощади меня, Иван-Царевич, я тебе свои молодильные яблоки отдам, отвезёшь своему батюшке. А если убьёшь меня, они потеряют свою молодильную силу. Только сколько их у меня осталось, я и позабыл.
6) Решение задачи.
- Поможем Ивану-Царевичу сосчитать молодильные яблоки.
Росли в Кощеевом саду золотые и серебряные яблоки. Всего 20. Кощей сорвал – 9 яблок. Сколько осталось молодильных яблок?
Было – 20 яблок
Сорвал – 9 яблок
Осталось - ?
20-9=11(яб.)
Ответ: осталось 11 яблок у Кощея.
7) Логическое задание «Башни».
- Но Кощей хитёр. Пожалел его Иван-Царевич, так он решил новую задачку ему загадать.
«Ну, Иван, забирай Василису», - сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она. У меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где она?
Итог урока.
- Освободил Иван-Царевич Василису. Да только не без нашей помощи. И стали они жить – поживать и добра наживать!
А мы с вами повторили наш изученный материал. Какое из заданий Вам понравилось больше всего? (Ответы ребят.)
4