Урок
Тема. Время – дата и время – продолжительность.
Цели: продолжить знакомство с временными понятиями, формировать умения решать задачи на время
Ход урока
1.Актуализация знаний. - Предмет нашего разговора на уроке необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Попробуйте догадаться, что это, послушав загадку:
Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (время)
- Откройте У на странице Содержание, найдите тему и страницу, на которой будем работать. (с. 155, тема «Время-дата и время-продолжительность»)
- Одинаковое ли значение у слова время? Что означает каждое из них? (дата - Календарная дата — порядковый номер календарного дня; продолжительность – длительность, как долго идет фильм или урок)
- Что же такое время? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.
- Время - понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.
- Мы сегодня на уроке вспомним, с какими временными величинами мы уже знакомы.
2. Устный счет:
- А что такое величина? (величина – это то, что можно измерить, и результат выразить числом)
- Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, площади)
1. Какие единицы длины вы знаете? Назовите: см, дм, мм, м, км
2. Какие единицы массы вы знаете? Назовите: кг, г, т, ц,
3. Какие единицы времени вы знаете? Назовите: месяц, сутки, год, неделя, век, час, минута, секунда.
4.Какое время года больше всего любят дети? Какие летние месяцы вы знаете?
5. Сколько месяцев в году?
6. Сколько дней в месяце?
7. Что такое «календарь»? (Календарь (calendarium) – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни)
8. Что такое «дата»? (Дата — запись, включающая в себя число месяца, месяц и год, иногда день недели, номер недели в году. Календарная дата — порядковый номер календарного дня...)
9. Какие бывают календари?
3. Работа с учебником: У с. 155, № 1 – 6 + П.т. с. 78, № 1
4. Задача с краткой записью на доске и самостоятельным решением в тетради:
У Саши наступили долгожданные каникулы. В июне и июле он отдыхал у бабушки в деревне. В августе был на турбазе 2 смены по 12 дней каждая. Осталась одна неделя. Сколько дней у Саши длились каникулы? (после чтения задачи записывают краткое условие)
У бабушки - ? июнь, июль
Турбаза - ? 2 смены по 12 д.
Осталось – 1 нед.
Каникулы - ? д.
- Что необходимо знать для решения задачи? (сколько дней в июне и июле, сколько дней составляют неделю) - На какой странице У была календарная подсказка? (У с. 133 или с. 138)
1) 30 + 31 = 61 (д.) – у бабушки
2) 12 · 2 = 24 (д.) – на турбазе
3) 61 + 24 + 7 = 92 (д.)
О т в е т: 92 дня длились каникулы.
5. Тренировочные упражнения с табелем – календарём:
- Что записано в календаре с левой стороны?
- Как распределены числа?
- Что расположено горизонтально?
- Назовите месяцы, в которых 30 дней…31…
- Начало недели - это какой день?
- Почему одни цифры чёрные, а другие красные?
- Назовите число, месяц, день недели по этому календарю вашего дня рождения.
6.Путешествие по таблице умножения: - У с. 156, №1
7. Работа с данными:
- таблицы в У с. 157, №1, 2 + решение логической задачи – из информатики (таблица)
8. Рефлексия
9. Итог урока
10. Домашнее задание: П.т. с. 78, № 2, с. 77, № 3