Урок математики в 1 классе
«Путешествие в математический космос»
Что узнали? Чему научились?
Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.
- Начнем урок с минуты настроения. (Ответы детей)
- Спасибо за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность на уроке помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной.
Тем более, что мы отправляемся в «космическое путешествие».
-Настроение каково? (-Во! )
-С таким хорошим настроением мы отправляемся в путь.
- А совершим мы с вами сегодня полет в неизведанное космическое пространство.
- Ребята, вы хотите полететь в космос?
Если в космос мы хотим,
Значит, скоро полетим!
Самым дружным будет наш,
Смелый, юный экипаж.
СЛАЙД 1
- Сегодня мы будем не учениками, а исследователями космического пространства.
- Ребята, сегодня урок математики мы проведем необычно. Такой урок называется общественный смотр знаний. Общественный потому, что у нас на уроке присутствуют гости, которые будут смотреть, чему мы с вами научились в течение года.
- Участники полета пройдут сложные испытания и покажут свою готовность №1. В полет отправятся три экипажа (каждый ряд – отдельный экипаж).
- А чтобы полёт прошёл удачно, давайте вспомним чем мы занимаемся на уроках математики. (Ученики отвечают: «Решаем, считаем, пишем, думаем»)
- А как вы думаете, что мы будем делать сегодня?
2. Самоопределение к деятельности
- Что вы ожидаете от урока?
3. Сообщение темы и целей урока (Чтобы полет прошел удачно, необходимо быть
В расчетное время стартуя с Земли,
К загадочным звёздам,
Летят корабли
Представим: чуть – чуть помечтали –
И все космонавтами стали.
- Итак, повышенное внимание! До старта ракеты осталось несколько секунд. СЛАЙДЫ 2 – 3
Актуализация знаний. Устный счёт. СЛАЙД 4
ИГРА «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СМЕКАЛКУ СЛАЙДЫ 6 – 8
РАБОТА С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
- Ребята, посмотрите на доску, она сегодня превратилась в «звездное небо». Но какие необычные звезды! Что они нам напоминают? (Ученики: «Геометрические фигуры»)
- Что это за фигуры? Назовите. (Ученики: «Отрезок, прямая, ломаная, точки, кривая, луч»)
5. Электронная минутка для глаз (Пока мы смотрели на небо, глазки устали, давайте сделаем для них зарядку)
6. Работа по теме урока
- Открыли бортовые журналы. (тетради)
Запишите число нашего космического путешествия.
Классная работа.
- Каждый космонавт должен красиво писать в тетради.
Напишем число 5.
На такие оценки должен учиться будущий космонавт.
Арифметический звуковой диктант. СЛАЙД 9
Запишите число:
- состоящее из 1 дес. и 2 ед.
- на единицу меньше, чем число 14
- стоящее между числом 10 и 12
- следующее за числом 15
- число на 1 меньше, чем число18
- на единицу больше, чем число 18
Проверка. СЛАЙД 10
12, 13, 11, 16, 17, 19.
- какое число самое маленькое? (11 – на слайде выделяется изменением цвета)
- какое число самое большое? (19 - на слайде выделяется изменением цвета)
Запишите числа в порядке возрастания. 11, 12, 13, 16, 17. 19.
Допишите пропущенные числа от 11 до 20.
- Какие числа записали? ( Двузначные)
Состав чисел от 11 до 20. СЛАЙД 11
- Посмотрите на наше «звездное небо». ( На слайде изображения звезд с числами)
Справка из истории созвездий:
- Наблюдая за звездами, люди наиболее яркие и заметные группы звезд объединяли в созвездия.
Наши созвездия «числовые». ( Состав чисел 12, 13, 14, 15)

Решение примеров. СЛАЙД 12
Найдите «лишний» пример.
5 + 4 = 7 + 1 = 5 + 3 =
8 – 2 = 14 – 4 = 7 – 4 =
6 + 5 = 8 + 3 = 9 + 5 =
9 + 6 = 7 + 5 = 6 + 8 =
(При проверке на слайде по щелчку появляются значения данных выражений)
Ответ. Лишний пример в каждом столбике на вычитание.
(«Лишний» пример исчезает со слайда по щелчку)
- Какой пример лишний из оставшихся?
Ответ. Пример с ответом на однозначное число.
(«Лишний» пример исчезает со слайда по щелчку)
- Какие примеры остались?
Ответ. Примеры на сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
- Сегодня мы закрепим знания сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
- Вы успешно справились с заданиями, поэтому вам предлагается занять места в ракете. ( На доску вывешивается рисунок с изображением ракеты)
7. Постановка проблемы и решение затруднения
- Нужно вывести ракету на орбиту, найти правильный путь.
Коллективная работа. СЛАЙД 13
( На слайде правильный путь указывается стрелками, которые изменяют цвет с зеленого на красный.)

- В чем видите затруднение?
(Примеры на вычитание с переходом через разряд)
- Какие знания пригодились для решения данных выражений ?
( Знание состава чисел)
- Как вычитали? (По частям: 12 – 2 – 2, 13 – 3 - 4)
8. Физминутка. СЛАЙД 14
Слайд со звуковым комментарием.
Раз, два,- стоит ракета (Руки вверх, ладони образуют «купол» ракеты)
Три, четыре- самолет. ( Руки в стороны)
Раз, два- хлопок в ладоши
И потом на каждый счет. (Руки на пояс)
Раз, два, три, четыре- (Наклоны туловища)
Руки выше, плечи шире - и на месте походили
9. Закрепление знаний
1. Работа по учебнику.
- В космосе ставят опыты, ведут исследования.
Сейчас вам предстоит «исследовать» примеры.
Работа в парах.
Анализ. – Что общего в примерах каждого столбика?
2. Самостоятельная разноуровневая работа. СЛАЙД 15
(Задание на слайде: зеленая полоса- облегченный вариант; желтая полоса- средней сложности; красная полоса- усложненный вариант)
Зеленая полоса: 7 + 6 = 8 + 5 = 9 + 4 =
Желтая полоса: 4 + 8 – 2 = 10 – 7 + 8 = 8 + 8 – 16 =
Красная полоса: 12 – 10 + * = 11 10 – 4 + * = 13 9 + 7 - * = 10
10. Решение задач. СЛАЙД 16
- Нам предстоит выход в открытый космос. Космонавт, вышедший в открытый космос, должен уметь выполнять все необходимые ремонтные работы. А вы на уроке математики должны учиться решать задачи.
2. Задача № 1 на слайде – под руководством учителя. СЛАЙД 17
Индивидуальная работа.( со слабоуспевающим учеником)
« На планету Знаний высадились 9 космонавтов. Затем прилетели еще 8.
Сколько всего космонавтов высадилось на планету Знаний?»
9 + 8 = 17(к.)
Ответ: 17 космонавтов высадилось на планету Знаний.
2.Задача №2 СЛАЙД 18
«Петя увидел в телескоп 9 созвездий, а Вася на 3 меньше, чем Петя. Сколько всего созвездий увидели дети?»
Коллективный анализ и составление краткой записи.

Самостоятельное решение задачи обучающимися.
9 – 3 = 6 ( с.) – увидел Вася
9 + 6 = 15 ( с.) – всего
Ответ: 15 созвездий увидели дети всего.
Проверка решения на слайде
11. Тестовая работа ( на компьютере) . СЛАЙД 19
Чтобы вернуться на Землю необходимо каждому найти правильный ответ.
1.Выбери пример с ответом 14
10 + 3 9 + 4 9 + 8 7 + 7
2. Выбери пример с ответом 11.
9 + 3 6 + 5 7 + 6 8 + 7
3. К числу 7 надо прибавить 6. Как разложить число 6?
4. Выбери число, которое состоит из 1 десятка и 3 единиц.
3 4 13 15
5.Среди данных чисел найди наибольшее.
15 11 17 13
6. Выбери число, которое меньше 16.
19 17 13 20
- Мы благополучно завершили полет.
12. Итог урока
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- чему учились?
- достигли ли цели?
- у кого были затруднения?
- удалось ли с ними справиться?
- Я благодарю вас за урок и награждаю.
Заключительное слово учителя.
- Может быть, после этого урока у кого- то из вас возникнет желание стать космонавтом или исследователем космоса. Но все мы должны помнить, что наша родная планета- Земля, которая всегда будет нас звать к себе, будет надеяться на вас и гордиться вами.