Урок математики в 1 классе (ПНШ)
Тема: Число и цифра 0.
Цели: ввести число 0 как количественный признак пустого множества; учить писать цифру 0; совершенствовать первичные количественные представления: один и ни одного; развивать речевые умения, внимание и умение ориентироваться в тетради.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебники, ТПО, электронная презентация, веер цифр.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; умение слушать одноклассников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ход урока.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
С добрым утром!
Начат день!
Первым делом гоним лень!
На уроке не зевать,
А активно отвечать!
-Урок мы начнем с хорошего настроения: улыбнемся своему соседу.
2. Актуализация знаний.
-А что вы уже узнали на уроках математики, чему научились?
-Решите задачу в стихах, покажите ответ на веере.
1) Как то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят,
Сколько в снег свалились? (2)
2) 5 щенят в футбол играли,
Одного домой позвали,
Он в окно глядит, считает.
Сколько их теперь играет? (4)
-Сколько к четырем яблокам нужно прибавить яблок, чтобы получилось 6?
-Расставьте цифры по местам.
3.Постановка учебной задачи.
-Помогите белочке посчитать грибы в корзине.
-Сколько грибов в последней корзине? (0)
-Кто знает, что это за цифра?
-Как вы думаете, какая будет тема урока?
-Какая будет стоять перед нами цель? (Мы познакомимся с числом 0 , научимся писать цифру 0, узнаем секреты 0).
-Число ноль записывают цифрой ноль. (показ цифры)
- Так что обозначает число 0? (Ничего, пусто)
- На что похожа цифра ноль?
-Послушайте стихотворение о цифре ноль.
4.Построение выхода из затруднения.
-Какой ваш верный помощник на уроке в получении знаний?(учебник)
-Давайте обратимся к нему.
С.32 №1
– Рассмотрите рисунки.
– Что изображено на первом рисунке? (Овощи.)
– Сколько овощей изображено? (Несколько.)
– Что изображено на следующем рисунке? (Фрукты и цветы.)
– Сколько фруктов здесь нарисовано? (Несколько.)
– Что нарисовано на последнем рисунке? (Цветы.)
– Сколько здесь изображено цветов? (Несколько.)
– Найдите тот рисунок, на котором н е т н и о д н о г о цветка. (Первый рисунок.)
- Как на математическом языке сказать, что нет ни одного цветка? (В таких случаях говорят, что здесь ноль цветов.)
С.32 №3
-Назовите те предметы или их части, которые похожи на цифру 0.
С.33 №5 работа в парах
-Рассмотрите данный рисунок. Что здесь изображено?
– Сколько рыбок в левом аквариуме? (В этом аквариуме рыбок нет, значит, их количество равно нулю.)
– Сколько рыбок в правом аквариуме?
– Придумайте рассказ с числом н о л ь по этим рисункам.
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),
Влево тоже наклоняйся (4 наклона).
Покружились, повертелись
И на место все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем.
И урок мы продолжаем.
ТПО с. 26 №1
– Рассмотрите данные знаки. Найдите среди этих знаков цифру 0 и обведите ее.
ТПО с. 26 №2. Письмо цифры 0.
-Теперь познакомимся с написанием цифры 0.
- Сколько элементов у цифры 0? (1элемент-большой овал)
Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.
-Напишите в воздухе.
-Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-С какой цифрой вы уже были знакомы? (1)
-Цифру 0 нужно поставить перед цифрой 1 или после цифры1 в числовом ряду?
-Почему? ( 0 меньше 1)
-Посмотрите на каком месте находится число 0 в ленте цифр? (На первом месте)
-Как другими словами обозначить число 0.(Пусто, нисколько)
ТПО с.27 №4
– Рассмотрите рисунки. Сколько воздушных шариков было сначала? (Один.)
– Сколько шариков стало? (Нет ни одного, или ноль шариков.)
– Почему шариков стало ноль? (Шарик лопнул.)
– Запишите цифрами, сколько воздушных шариков на каждом рисунке?
ТПО с.27 №5
- Что изображено на рисунке? (Букет цветов.)
-Этот букет Миша подарил Маше.
- Сколько букетов у Маши? (У Маши один букет.)
-Сколько букетов у Миши? (У Миши нет ни одного букета. У Миши ноль букетов.)
– Запишите цифрами.
УЧЕБНИК с.33№6 и ТПО с.26 №3
– Отгадайте з а г а д к у – и вы узнаете, кто ждет нас дальше:
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака.)
– Рассмотрите собачку, нарисованную по клеточкам. Из каких элементов состоит рисунок? (Из отрезков и дуг.)
– Назовите части тела собаки, которые нарисовали с помощью дуг. (Носик, ушко, лапки.)
– Какие части тела собаки нарисованы с помощью отрезков? (Спинка, хвост, живот.)
– Повторите рисунок собаки по образцу в тетради для самостоятельных работ № 3, с. 26.
7. Включение в систему знаний и повторение.
- С каким числом и какой цифрой познакомились на уроке?
-Что оно обозначает? (ничего, пусто)
-Теперь проверим как вы поняли значение этой цифры, ответьте на вопросы:
-Сколько дедушек учится в твоём классе?
-Сколько говорящих собак ты знаешь?
-Сколько знакомых тебе кошек умеют вышивать?
-Придумайте похожие вопросы. О чём они будут?
1.А сейчас посмотрим, как вы умеете быстро считать.
Прохлопайте столько раз, сколько у собачки:
• ушей; (2)
• лап; (4)
• хвостов; (1)
• рогов. (нисколько)
- С помощью какой цифры обозначим число рогов у собачки? (Ноль)
- Сделайте так, чтобы у вас на парте стало НОЛЬ учебников. ( Дети уберут их в портфели.)
- Что обозначает цифра 0?( Число ноль обозначает пустоту или ничего.)
- Что мы используем для записи числа ноль.( Для записи числа ноль мы используем цифру 0.)
-Какое задание вам понравилось больше?
8.Рефлексия.