Урок математики в 1 классе
Автор: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 58 им. М.В.Овсянникова» г. Курска Саченко В.А.
Тема урока: Задачи на увеличение числа на несколько единиц.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока. Образовательные: создание условий для обработки умения увеличивать числа на несколько единиц, способствовать отработке таблицы сложения на 3, способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Формирование УУД: Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ знаний объектов; находить ответы на вопросы в знаковых записях.
Планируемый результат:
Предметные: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом решения задач на увеличение на несколько единиц; продолжить закрепление вычислительного навыка для случаев прибавить и вычесть 3;
Метапредметные: формировать универсальные учебные действия.
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем на разных этапах обучения; осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.
Познавательные: ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя; подводить под понятие «больше», «меньше», выделять существенные признаки.
Коммуникативные: принимать участие в работе в паре с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действия.
Личностные: способствовать развитию интереса к математике; формированию мотивационной основы учебной деятельности; понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей деятельности.
Методы: словесно-репродуктивный, практический, наглядно-иллюстративный.
Ход урока
Организационный момент. (Проверка готовности к уроку)
Мотивация к учебной деятельности
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
-Девизом нашего урока пусть будут такие слова (читаем вместе):
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся,
Всё у нас получится!
- Но для этого мне нужны трудолюбивые, смекалистые и охотно помогающие друг другу ученики.
- Есть ли среди вас такие?
- Тогда за работу!
Устный счёт.
1) Цель: отработка устного счета в пределах 10.
- Назовите число, которое следует за числом 3, 7, 9;
- Назовите число, которое предшествует числу 2, 4, 6, 8;
- Назовите соседей чисел 5, 8, 4;
- А теперь расположите в порядке увеличения числа на доске.
- Что мы повторили? (Знание числового ряда). В каком порядке расположили все числа? (В порядке увеличения).
- Откроем тетради, запишем сегодняшнее число. Из каких цифр оно состоит? Расскажите, как правильно писать цифру «1»? А цифру «7»?
2) Цель: отработка знаний состава числа.
Работа в парах. Дополнить в домики недостающие числа.
III. Актуализация знаний.
1) Цель: отработка умений решать задачи.
- Из трёх карточек определите, где задача.
- Докажите, что остальные не являются задачами.
- Что обязательно содержит задача? (Условие, вопрос. Задачу можно решить, найти ответ.)
*Составление кластера «Задача» (условие, вопрос, решение, ответ).
- А теперь сделайте вывод, догадайтесь, какая тема сегодняшнего урока математики? (Увеличение + задача = Задачи на увеличение)
- Верно, сегодня тема урока – «Задачи на увеличение чисел на несколько единиц».
- Чему будем учиться? (Решать задачи, записывать решение и ответ задач).
IV. Работа по теме урока.
Учебник стр.6 Работа по схеме в учебнике (посуда)
- Что значит «на 2 больше»? (Столько же и ещё 2).
№1 схема на доске 1 ученик. Дети в тетрадях рисуют схему. Обсуждение.
ФИЗМИНУТКА
V. Совершенствование знаний учащихся по теме.
№2 Поставь вопрос и реши задачу. (Сколько ложек на столе?)
- Нарисуем схему к этой задаче.
- Назовите решение.
- Какой ответ задачи?
- Решим примеры внизу на стр.6 устно. В чём особенность этих примеров? (В них по 2 действия.)
- Как правильно оформить решение данных примеров? (Сначала решаем первое действие, записываем сверху над знаком простым карандашом ответ, потом считаем дальше, записываем ответ ручкой после знака равно.)
- Решим по вариантам: 1 столбик решит 1 вариант. Поднимите руки ребята, сидящие на 1 варианте. Догадайтесь, что будут решать ребята 2-го варианта? (Второй столбик.) Поднимите руки ребята, сидящие на 2-ом варианте.
Взаимопроверка. Ответы на доске. Ставят «+», если всё верно.
VI. Закрепление изученного материала
Работа в тетради на печатной основе.
Стр.4 №1.
- Что значит «на 3 больше»? (Столько же закрасить и ещё 3).
1 ученик выполняет задание на интерактивной доске.
- Догадайтесь, что нужно сделать в №2? (Вставить пропущенные знаки + или – ).
Ученики по очереди выполняют задания с комментированием на интерактивной доске.
VII.Рефлексия учебной деятельности.
- Какая тема сегодняшнего урока?
- Проверим, как вы научились увеличивать число на несколько единиц. Напишите в тетради число, которое больше 4 на 2. Поставьте запятую. А теперь увеличьте это число на 1, запишите, какое число получилось после запятой. А теперь то, которое получилось последним, сделайте больше на 3. Напишите, какое число получилось теперь после запятой.
У вас получилось 10? (Да!) Значит вы молодцы! Научились увеличивать числа на несколько единиц.
VIII. Итог урока. Составьте предложения, начиная со слов «на уроке…
Я узнал (а)… я запомнил (а)… я научился (лась)… я удивился (лась)…