Тема: Деление на трехзначное число.
Цель:. Выполнять письменное деление многозначного числа на трехзначное, используя алгоритм письменного деления
- совершенствовать вычислительные навыки деления и умножения многозначных чисел и возможностях их применения при выполнении вычислений;
- способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; развитию познавательной активности; развитию вычислительных навыков, умения решать задачи.
- содействовать воспитанию интереса к уроку математики; формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся; содействовать воспитанию аккуратности и внимательности при выполнении работ в тетрадях.
- Выполнять письменное деление многозначного числа на трехзначное, используя алгоритм письменного деления
- формируется умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- выбирается наиболее эффективный способ решения задания в зависимости от ситуации;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
- формируется осознание своих возможностей в учении на основе сравнения своих возможностей и возможностей одноклассников;
- формируется стремление к приобретению новых знаний и умений.
- формируется установка на улучшение результата своей деятельности.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия.
Оборудование: учебник М.И.Моро «Математика» 4 класс,2 часть, таблица самооценки, тренажер учитель-ученик», алгоритм
Этапы урока, их цели | Содержание этапов урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | – Очень много лет назад один мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся» СЛАЙД 2 – В чем же заключалась его мудрость? - А для чего учитесь вы? -Вы уже много знаете, многое умеете, стремитесь получать новые знания. И сегодня мы покажем нашим гостям, чему вы научились. Я надеюсь, что у нас все получится. Удачи вам! Начинаем работать. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Задание: выскажите как можно больше утверждений, связанных с датой сегодняшнего дня. (17 это 1 дес. И 7 ед., 10+7=17, 1*17=17, 9+8=17 и т.д.) | Организует деятельность по осознанному вхождению учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организует его мотивирование к учебной деятельности | Входят в пространство учебной деятельности. | Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности. |
Актуализация знаний . | 1.Устный счет -Начнем наш урок с устного счета, разомнемся немного СЛАЙД 3-6 1. Чтобы найти делимое надо ….. (частное умножить на делитель) 2.Чтобы найти делитель надо…. (надо делимое разделить на частное) 4. При делении числа на 1…. (получают то же самое число) 5. Делить на 0 (нельзя) -25 увеличить в 4 раза (100) -найдите сумму чисел 44 и 29 (73) -найдите разность чисел 158 и 103 (55) - 1500 уменьшить в 100 раз (15) Береза поглощает в сутки 40 литров влаги, а эвкалипт в 8 раз больше. Сколько влаги в сутки поглощает эвкалипт? 320 л Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет. Во сколько раз липа живет меньше, чем дуб? В 4 раза Вес слона равен 6 т. Сколько будет весить 10 слонов? Вырази в кг. 60 т = 60.000 кг -Молодцы, хорошо размялись, переходим к теме урока. 2. Прием «Корзина идей». СЛАЙД 7 - Ребята, давайте вспомним над какой темой мы с вами работаем на уроке математики? (деление) Предлагаю вам наполнить нашу корзину своими идеями, что вы знаете о делении. (Компоненты деления, свойства деления, табличное деление, внетабличное деление, письменные приемы деления, деление на 10, 100 ,деление с остатком.) -Ребята если мы много знаем о делении, может не нужно нам больше о нем говорить? Говорить нужно, потому что мы иногда ошибаемся, хочется узнать что-то новое) -Значит сегодня продолжим изучать деление. | Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. 1) актуализирует изученные способы действий, достаточные для построения нового знания, их обобщение; 2) актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы; 3) мотивирует к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирует индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. | Актуализируют знания о делении, его свойствах, способах действий по решению задач. Актуализируют изученные способы действий, достаточные для построения нового знания, их обобщение; фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. | Метапредметные: формирование умения строить логические рассуждения, делать умозаключения; оформлять свои знания в виде алгоритма. |
Постановка учебной задачи Выявление места и причины затруднения и постановка цели урока. | 1.Раздели на 2 группы СЛАЙД 8-9 5216:36 16422:714 4891:73 19176:564 - Задание: разделите данные выражения на две группы. По какому признаку их разделим на 2 группы? (деление многозначного на двузначное и деление многозначного на трехзначное) -Делить на трехзначное число мы начали на прошлом уроке. Как вы думаете, что будем изучать сегодня? -Давайте определим сколько цифр будет в частном в примерах на деление на трехзначное число. -Вчера мы учились делить на трехзначное число и получали одну цифру в частном. Что будем делать сегодня? (делить на трехзначное число и получать 2 цифры в частном и больше) СЛАЙД 10 -Тема урока «Деление на трехзначное число» - Какую цель поставим перед собой? (научиться делить на трехзначные числа, когда в записи частного больше 1 цифры, используя алгоритм) -Чтобы решить примеры, поставим учебную задачу, что должны знать? Учебная задача: знать алгоритм деления многозначного на трехзначное число и таблицу умножения . СЛАЙД 11 -У вас на партах лежат листочки с алгоритмом, можете пользоваться, если забыли. 1.Выделяем первое неполное делимое. 2.Определяем число цифр в частном. 3.Находим первую цифру частного. 4.Умножим цифру частного на делитель 5. Вычтем из неполного делимого произведение и найдем остаток. 6. Сравним остаток и делитель. 7. Образуем второе неполное делимое и продолжаем деление до конца -Проведен небольшое исследование. Попробуем разделить многозначное число на трехзначное число и сделать вывод, как похоже деление на трехзначное число, когда в записи частного 2 цифры и деление, которое изучали вчера на уроке. - Кто желает быть в роли консультанта и объяснить решение примеров вверху на стр. 75 по алгоритму? 8184:341 22512:536 -Сделаем вывод, как похоже деление на трехзначное число, когда в записи частного 2 цифры и деление, которое изучали вчера на уроке. -В чем отличие? | Организует выявление учащимися места и причины затруднения. | 1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют, где возникло затруднение; 2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели. Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Коммуникативные УУД): уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
«Открытие» детьми нового знания Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | 1. Пробное действие (определение границ знания и незнания) -Попробуйте решить примеры у доски 16422:714 19176:564 с объяснением. СЛАЙД 12 -Получилось разделить многозначное число на трехзначное? да | Организует построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Организует деятельность по реализации построенного проекта. | Учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий, выбирают способ, строят план достижения цели, на основе выбранного метода выдвигают гипотезы. | Предметные: уметь выполнять письменное деление на трёхзначное число, когда в записи частного 2 цифры. Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование; дополнение алгоритма; использование учебника, для поиска информации. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование своих действий. |
Физминутка | Раз-подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три- в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка. На четыре-руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. | Организует и проводит «физминутку» | Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения. | Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни |
Первичное закрепление Усвоение нового способа действий. | 1. Работа с учебником. С. 75 № 299 (по очереди у доски) 2.Карточки для сильных 9198:219= 30870:735= 26712:424= -Кто выполнил без ошибок? | Организует деятельность по усвоению алгоритма | Учащиеся выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма. | Регулятивные УУД планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. |
Включение в систему знаний и повторение | 1.Решение задачи№ 310 -Будем использовать полученные знания при решении задачи -Читаем задачу про себя, вслух. -Кто сделает рисунок к задаче и решит ее? ученик работает у доски) 2.Геометрическая задача СЛАЙД 14 Площадь участка прямоугольной формы 3813 м2, его длина 123 м. Найдите ширину участка. -Запишите краткую запись и решение самостоятельно. -Проверим решение. | Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. | Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. | Метапредметные: формирование умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Тренажер «Учитель – ученик» (каждый получает по 1 карточке, на одной стороне которой пример, решенный с ошибкой, на другой стороне – правильно решенный этот же пример. Карточки подготавливаются по количеству учеников в классе. Ученик начинает находить ошибки в своей карточке, не подглядывая на обратную сторону, записывая правильное решение в тетрадь. Как только он решает пример в роли «Ученика», начинают работать в роли «Учитель», перевернув карточку на обратную сторону. -Дано 2 примера -Кто справился с заданием на стороне «ученик». Переворачивает карточку и проверяет себя. Оцените свою работу смайликом. -У кого все получилось? -Где возникли трудности? | Организует самостоятельную работу и оценку результатов. | Учащиеся самостоятельно выполняют задания на новый способ действий, сами проверяют их, пошагово сравнивая с образцом, и убеждаются, что новый способ действий ими освоен. Оценивают результат своей деятельности. | Познавательные :находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения. Регулятивные : планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование. Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. |
Рефлексия деятельности Самооценка результатов деятельности | СЛАЙД 15 - Какую тему мы изучали? - Какая цель была поставлена на уроке? - Как вы думаете, цель была достигнута? -Давайте продолжим высказывания о нашем уроке. СЛАЙД 16 - Пригодятся ли вам эти знания в жизни? Где? - Давайте оценим вашу сегодняшнюю работу (лист самооценки) Я понял(а) алгоритм деления многозначного на трехзначное число | | Я сумел применить новые знания при решении примеров | | Я сумел решить задачу | | Я сумел выполнить самостоятельную работу. | | Оцени свою работу на уроке смайликом | | -Все замечательно поработали. Оценки за урок …. - Д/З № 300, 301 стр.75 СЛАЙД 17 | Фиксирует новое содержание, изученное на уроке, и организует рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности, формируется функциональная грамотность. | Оценивают результат своей деятельности. Критически оценивают получаемую информацию, соотносят её с ранее полученными знаниями, собственным опытом. | Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. |