Актуализация знаний 5 мин | Словесный (беседа) Практический (решение примеров) Наглядный (презентация) | - Отгадайте из какой сказки эти слова? Корова Мурка, которую кот купил, глупая была и балованная. Но молока много давала. Все вёдра с молоком стояли. Все банки. И даже в аквариуме молоко было. (слайд 1) - Решим задачу (слайд 2) За 1 день коту корова даёт 23 л молока. Сколько кот получит молока за: -2 дня- -5 дней - 20 дней- -За февраль -Вспомним сколько дней в феврале? -Когда 28 дней, а когда 29? -Сейчас високосный год? Сколько дней в феврале в этом году? - Как нам узнать сколько получил кот молока за 28 дней? - Можем мы это решить устно? - И так как - же нам умножить 23х28? | Дядя Фёдор Кот и Пёс. Эдуард Успенский 23*2=46 23*5=115 23*20=460 28 или 29 29 дней в високосном году (1 раз в 4 года), остальные года 28 дней. Нет. 28 дней. 23*28 Если устно нельзя, надо значит письменно | Ф. И. | Устный контроль учителя, взаимоконтроль. |
Самоопределение к деятельности 5 мин | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | - Кто догадался, какова тема нашего урока? (слайд 3) - Какие цели мы должны достичь?(слайд 4) -Посмотрите план урока, закончите предложения (слайд 5) План урока 1. Узнать… 2. Научиться… | Письменное умножение на двузначное число Познакомиться с письменным приёмом умножения на двузначное число алгоритм умножения на двузначное число выполнять умножение на двузначное число | Ф. | Устный контроль учителя. |
Открытие новых знаний 20 мин | Словесный (беседа, объяснение) Наглядный (доска) Практический (решение примеров) | - Каким способом вы учились устно умножать на двузначное число на прошлых уроках? - Какой закон умножения использовали? 23х28=23х(20+8)=23х20+23х8=460+184=644 -Посмотрите, какой длинный путь пришлось проделать, чтобы найти значение выражения. Подумайте и скажите, может, есть запись выполнения решения короче? Совершенно верно, вычисление можно записать короче, в столбик. - Может у вас есть предложения, как 23х28? Кто хочет выполнить запись на доске? -Как записать пример? — С какого разряда начнем умножение столбиком? — Выполните умножение на единицы. Где будем записывать ответ? — Запишите единицы под единицами, десятки под десятками, сотни сместите влево. - Какое произведение получилось? -Это первое неполное произведение Умножение закончили? - Почему? – Что нужно сделать дальше? — Выполните умножение на десятки. Если умножаем на десятки, где начнем записывать ответ? Какое произведение получилось? - Получили второе неполное произведение. -Действие закончили? - Что нужно сделать дальше? - С чего нужно начать? - Получается ответ: -Запись на доске (пример в столбик) - Давайте повторим ещё раз ход решения и составим алгоритм умножения на многозначного числа на двузначное. -Прочитайте алгоритм умножения на двузначное число в учебнике на стр.44. -Вернемся к плану урока. Выполнили первый пункт? | Распределительный Ученик решает у доски, остальные в тетради Выходит желающий ученик Можно попробовать записать в столбик. Единицы записываем под единицами. Десятки под десятками. С единиц. Под единицами 184 Нет Умножили не на все число. Умножить число 23 на 2, десятка Записывать начнем под десятками. 46 Нет - Неполные произведения нужно сложить С единиц 644 Читают алгоритм Алгоритм I. Пишем единицы под единицами, десятки под десятками. II. Умножаем число на единицы. Получаем первое неполное произведение. III. Умножаем число на десятки. Пишем под десятками. Получаем второе неполное произведение. IV. Складываем неполные произведения. V. Читаем ответ. Да, мы узнали алгоритм деления на двузначное число. | Ф. И. | Устный контроль учителя. |
Первичное закрепление 5 мин | Словесный Наглядный (карточки) Практический (решение примеров) | Закрепим алгоритм с помощью задания 156 на стр. 44. Объясни по данным записям, используя алгоритм на слайде, как выполнено умножение. Называй неполные произведения и окончательный результат. (слайд 6) Первый пример проговариваем вместе 68*45 Записали единицы под единицами, десятки под десятками. Умножаем число на 5 единиц. Получаем первое неполное произведение 340. Умножаем число на 4 десятка. Пишем под десятками. Получаем второе неполное произведение 272. Складываем неполные произведения. Получаем ответ 3060. - Переходим ко второму пункту плана. Научиться умножать на двузначное число. Для этого выполним №157. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Решаем первые примеры (42*27, 89*41) у доски с комментированием -Третий и четвертый примеры (75*34, 93*46) решаете самостоятельно с опорой на алгоритм. Проверьте по эталону (слайд 7) | Объясняют первый пример с учителем, 2-3 по 1 ученику как выполнено умножение. Выполнить умножение с проговариванием алгоритма. Решают 2 примера на доске с комментированием. 3-4 пример самостоятельно с проверкой по эталону. | И. | Контроль учителя. |
Включение в систему знаний и повторение ( 6 мин.) | Словесный Наглядный (схема) Практический | 133. Прочитайте задачу про себя. Два самолета вылетели с аэродрома в противоположных направлениях. Через 10 мин. после вылета расстояние между ними было 270 км. Первый самолет летел со скоростью 15 км/мин. С какой скоростью летел второй самолет? - Как кратко записать задачу? Читает задачу частями, выполняем чертеж. -Как на чертеже показать, что 2 самолета вылетели в одно и то время в противоположных направлениях Как на чертеже обозначить скорость? Как на чертеже обозначить расстояние между ними? 15км\мин. ? км\мин. 270 км - Что известно? - Что можно узнать зная общее расстояние и общее время? - Как найти скорость? - Правильно (открываю формулу на доске) - Запишите первое действие. (пишем с пояснением) -Как найти скорость второго самолета, если известна общая скорость и скорость первого самолета? Запишите 2 действие. (пишем с пояснением) - Ответили на вопрос задачи? -Записываем ответ. Всё ли задание выполнили? - Что значит обратная задача? - Дома вы должны составить и решить обратную задачу | Читает задачу вслух Сделать чертеж один ученик выполняет чертеж на доске с комментированием, остальные работают в тетрадях. Аэродром обозначаем Флажком, а противоположные направления -стрелочками Над стрелочками – надписываем 15км/мин. Обозначить фигурной скобкой и написать 270 км Известно скорость одного самолета, общее время и общее расстояние. Мы можем узнать общую скорость Что бы найти скорость нужно расстояние разделить на время 270:10=27 (км/мин.) общая скорость самолета Из общей скорости вычесть скорость первого самолета 27-15=12 (км/мин) скорость второго самолета. Решение: 1)270:10=27(км/мин)-общая скорость 2) 27-15=12 (км/мин) скорость второго самолета. Ответ: 12 км/мин. Нет. Нужно еще составить и решить обратную задачу. Обратная задача это когда известное становится не известным, а неизвестное известным. | Ф. | Контроль учителя. |