Урок математики в 5 классе
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Альметьевска.
Яманова Вера Семеновна 17.03 .2016г.
Тема урока: Деление десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.
Цель урока: Выработать у учащихся умения и навыки сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби на 10,100,1000 и т.д.,на натуральное число.
Задачи:
образовательные: -Вывести новое правило деления десятичной дроби на 10,100,1000 .т.д.
- повторить основные действия с десятичными дробями
( сравнение, округление , сложение и вычитание, умножение и деление).
развивающие:
-продолжить формирование умений работать с десятичными дробями, формировать умения применять полученные знания при выполнении более сложных заданий.
воспитательные:
-воспитание положительной мотивации к обучению, развивать представление о толерантности ( грамотно и корректно взаимодействовать друг с другом, терпение во взаимоотношениях, умение не терять при общении свою индивидуальность, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, умение слушать других.
Оборудование : интерактивная доска, карточки с заданиями для парной и индивидуальной работы.
1. Ребята, мы знаем, что уже в глубокой древности людям приходилось считать. В результате счёта предметов появились натуральные числа. Измерение расстояний, деление целого на части привели людей к понятию дробного числа. Сначала они пользовались простыми дробями : 1/2,1/3,1/4…. Затем более сложными . Из множества дробных чисел выделили те, которые имеют знаменатель 10,100,100…. Их назвали десятичными. На протяжении многих уроков вы учились работать с десятичными дробями, а на сегодняшнем уроке мы обобщим знания и умения по теме « Дроби десятичные».
1. Прочитайте числа: а) 23,256; 325,23; 685,269; б) 689,254; 2154,23; 325,9865.
2. Округлите дроби: 28,2358; 685,2358; 0,2258 а) до десятых; б) до сотых; в) до целых; г) до тысячных.
3. Сравните: а) 26,325 и 26,328; б) 0,235 и 1,235; в) 958,36 и 958,63.
4. Среди дробей 33,7;11,12;54,02;17,143;0,0019 назовите самую большую и самую маленькую десятичные дроби.(слайд №2)
(Поставить знак «+» в оценочный лист)
Молодцы ребята, справились со всеми заданиями! Вы научились сравнивать и округлять десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей очень важная операция, например, « великан-микроб» имеет размеры 0,1 мм, а «великан-вирус» 0,0000016мм. Сравнивая размеры, медики определяют , чем вызвано заболевание микробом или вирусом и узнают какая это болезнь( вирусные инфекции -грипп, корь, энцефалит и др.)
Какие правила вы использовали при выполнении данных упражнений?
По какому правилу нужно округлять десятичные дроби?
Какое мы знаем правило для сравнений десятичных дробей?
(Поставить знак «+» в оценочный лист строка «Знание правил»)
5. Верно ли высказывание.
1) Второй после запятой разряд в записи десятичной дроби – разряд сотых
2) Цифра пять в записи 2,35 находится в разряде десятых
3) Корень уравнения х + 2,5 = 6 - число 4,5
4) При умножении десятичной дроби на 1000 запятая в записи дроби переносится вправо через три цифры.
5) Корень уравнения у · 23,17 = 231,7 – число 10
6. Найди ошибку.
а) 8,5+ 2 = 8,7
б) 0,52 – 0,3 = 0,22
в) 0,1 – 0,003 = 0,07
г) 2,5 ∙ 100 = 25(слайд№3)
(Поставить знак «+» в оценочный лист)
II. Самостоятельная работа(слайд №4)
1 вариант 2 вариант
1. 0,41 - 0,385; (0,025) 1. 62,5 - 8,419; (54,081)
2. 0,613 + 32,7; (33,313) 2. 5,2 + 317,9; (323,1)
3. 3,5 х 18; (63) 3. 0,18 х 12; (2,16)
4. 0,2535 х 100; (25,35) 4. 3,256 х 10; (32,56)
5. 261,6 : 8; (32,7) 5. 138,6 : 7. (19,8)
А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте ответы и поставьте оценки: у кого нет ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», у кого 3 и более ошибок – «2».
Какие правила мы использовали при выполнении этих заданий?
По какому правилу, мы с вами складываем десятичные дроби?
По какому правилу, нужно вычитать десятичные дроби?
Какое правило используется при умножении и делении десятичных дробей на натуральные числа?
Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?
(Поставить знак «+» в оценочный лист строка «Знание правил»)
1.Выполните деление по правилу деления десятичной дроби на натуральное число:
123,4:10; 12,34:10; 1,234:10;
123,4:100; 12,34:100; 1,234:100;
2. Найдите закономерность. 3. Сделайте вывод. Ребята, какой вывод вы сделали? В этом и есть секрет нашего урока! Давайте обратимся к учебнику и прочтем правило деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. III.Правило деления на 10, 100 Как изменяется число при умножении на 10, 100, 1000? Что произойдет с числом при делении на 10, 100, 1000? Давайте попробуем сформулировать правило деления числа на 10, 100, 1000.
Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000, … , надо:
Перенести запятую в этой дроби на столько цифр влево, сколько нулей стоит после единицы в делителе.(слайд №5)
Какая же у нас тема сегодняшнего урока? (Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.)
Найдем это правило на с.209 прочитаем его.
Вычислить: (у доски). Выполните деление: (слайд №6)
а) 7,504:10; б) 25,307: 1000; в) 0,0368:100;
г) 0,56:10000
IV.Физминутка
V. Работа в группах.
Правила деления и умножения на 10, 100, 1000 помогают легко переходить от крупных единиц измерения к более мелким и обратно. Рассмотрите схему перевода единиц длины и массы и выполните перевод. Работаем в парах. (текст на партах).(слайд№7)
7, 583 м = (7, 583∙100) = 758, 3 см
6537 м= (6537:1000) =6, 537км
6537ц = (6537:10) =653, 7 т
Запишите:
7, 3456 м в сантиметрах, миллиметрах;
6, 043 т в центнерах, килограммах;
346 мм в сантиметрах, метрах;
73, 6 кг в центнерах, тоннах.
VI. Работа с учебником.
Задача № 1349, с. 210.
Каким способом решаем эту задачу?
(Поставить знак «+» в оценочный лист)
VII. Итог урока .
VIII.Рефлексия. Детям предлагается небольшая анкета
- Как Вы считаете, нам удалось достигнуть поставленных целей? - Где вы можете применить полученные сегодня на уроке знания? -Мне кажется, что Вы сегодня хорошо потрудились. -Оцените работу на уроке. (слайд 8)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
IX. Д/з: Выучить правило на стр. 209, выполнить №1375(и,к,л,м), составить свою карточку по теме, решить ее. (слайд 9)
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Фамилия, имя ученика______________________________________
Вид задания
Отметка
Устный счет
Самостоятельная работа
Знание правил
Решение примеров на деление
Решение примеров на перевод единиц
Решение задачи