СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики «В гости к Зиме» в 1 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект нестандартного урока математики в 1 классе, урок путешествие "В гости к Зиме". Урок построен в соответствии с системно-деятельностным подходом, использованы активные методы обучения на разных этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики «В гости к Зиме» в 1 классе.»

МБОУ Новоленинская СОШ



Урок - путешествие

"В гости к Зиме"

1 класс










Подготовила: учитель начальных классов

Барташкина Н.А.












2019




Тема урока: Урок – путешествие «В гости к Зиме».

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация,

раздаточный материал.


Базовый учебник: математика М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова,

С.И. Волкова, С.В. Степанова ШКОЛА РОССИИ


Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая, парная.


Класс: 1


Цель: создать условия для повторения и закрепления изученного материала 

Формирование УУД:

Предметные: считать предметы, группы предметов; читать, записывать, сравнивать цифры первого десятка; понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание; решать задачи (в 1 действие); находить в окружающем мире предметы, имеющие форму геометрического материала; распознавать и называть геометрические фигуры (кривая, прямая, отрезок); определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку. 
Личностные действия: начальные представления о целостности окружающего мира; проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика; осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.

Регулятивные действия: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; осознавать результат учебных действий; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя. 
Познавательные действия: проводить сравнение объектов с целью выделения их различий; различать существенные и несущественные признаки; определять закономерность исследования объектов и использовать ее для выполнения задания;

находить и читать информацию, представленную разными способами; выделять из рисунка информацию, составлять по ней задачи с разными вопросами и решать их.

Коммуникативные действия: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь высказывать своё мнение; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.



Технологическая карта



  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Сообщение темы и целей урока (1 мин)

  3. Каллиграфическая минутка (5 мин)

  4. Устный счёт (5 мин)

  5. Работа по теме урока:

- Мини - проекты учащихся (5 мин)

- Решение задач ( 10мин)

6. Физкультминутка (2мин)

7. Работа по теме урока:

- Решение примеров (5 мин)

- Геометрический материал (3 мин)

8. Рефлексия (3 мин)







Ход урока:

І. Организационный момент- поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу

Учитель:

Придумано кем-то
Просто и мудро,
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас ребята, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового.

ІІ. Сообщение темы и цели урока

Загадка: Дел у меня немало-

я белым одеялом всю землю укрываю,

в лёд реки убираю

Белю поля, дома, а зовут меня…(зима).

Учитель:

Сегодня у нас не обычный урок математики, а урок – путешествие. Госпожа Зима приготовила для вас сюрприз, нам лишь нужно добраться к месту, где он нас ждет

По дороге к вам я встретила Снеговика, и он предложил свою помощь – сопровождать нас в пути, по своей карте, указывать направление путешествия. Путь наш не простой, он полон заданий и испытаний.

Учитель объясняет путь движения по плану (сообщает тему и задачи урока).
За поселком нас ждет заснеженное Каллиграфическое поле, где по следам зверей и птиц сможем найти нужные цифры и идти дальше. Перед нами откроется Счетное озеро, которое мы должны осторожно пройти, правильно считая. За озером небольшая остановка, где сможем немного отдохнуть и с новыми силами отправиться в путь. По тропинке мы попадём в прекрасный зимний, но загадочный Лес, где нужно быть особенно внимательным при составлении и решении задач и примеров. Пройдя самый длинный и трудный участок пути, мы сможем снова отдохнуть, а затем выйдем на Геометрическую дорожку, которая должна нас привести к последней остановке, где подведем итоги и обязательно найдем сундучок госпожи Зимы с приготовленными для вас подарками. 
Я думаю, наше путешествие вам понравится. Пожелаем, друг другу удачи и отправляемся в путь! 
(Музыкальное сопровождение).

ІІІ. Каллиграфическая минутка

Учитель: Ребята, вы только посмотрите, какое белое, чистое поле!

Только что это? 

Ученик: Это следы птиц и зверей.
Учитель: Чьи это следы? Зайца, лисы
Что блестит не пропущу

Всё в гнездо себе тащу

Чернохвоста, белобока

Догадались? Я …( сорока) Это следы сороки.

Учитель: Каждый зверь имеет свой почерк следов, нам надо суметь разобраться вот в этих следах. (Указывает на следы лисы)

Учитель: Какие же цифры зашифровали для нас заяц, лиса, сорока? 

Учитель: Молодцы ребята! Вы умеете читать хитрые следы зверей и правильно расшифровали цифры. Посмотрите на цифру 7, вспомните, как она пишется. Из каких элементов состоит? 

(Дети называют элементы) 
Волнистая горизонтальная линия – на какую цифру этим элементом похожа семёрка?( на 2) А теперь в тетрадях, таких беленьких и чистых, оставьте свой след, правильно и красиво запишите число, затем пропишите цифру 7 до конца строки.

(Дети выполняют работу)

ІV. Устный счет «Счётное озеро»

Учитель: по дороге к счетному озеру поработаем с сигнальными карточками

Какое число на 2 больше, чем 8.

Какое число на 1 меньше, чем 9

Найти сумму 6 и 3

7-5 (минус)

8 уменьшить на 3

6 увеличить на 2


Продолжаем наш путь. Перед нами Счетное озеро. Оно покрыто льдом. Ребята, нужно быть осторожными, устно считая, правильно его пройти.

Учитель: на партах у вас есть карточки с примерами, вам нужно записать только ответ. Правильный ответ будем выставлять в нужном месте, продвигаясь вперед. Так мы и пройдем Счетное озеро.

V. Работа по теме урока

Учитель: Вот и озеро осталось позади! Только Снеговик удивлен. Никак не может понять, почему мы не пошли прямо через озеро? Ведь так было бы быстрее. Объясните Снеговику, почему мы выбрали такой путь. 

Дети рассказывают о том, какие правила поведения на водоеме нужно знать зимой.

  1. Мини – проект: «Правила поведения на водоёме зимой»

Нельзя:

- Выходить одному на неокрепший лед

- Собираться группой на небольшом участке льда

- Проверять прочность льда ударами ног, клюшками

- Переходить водоем по неокрепшему льду друг за другом на небольшом расстоянии


- Идти по льду, засунув руки в карманы. Нести за спиной прочно надетый рюкзак.

Можно  и  нужно:

  • Не рисковать!  Если лед трескается и прогибается, остановиться немедленно и сойти со льда

  • Удостовериться в прочности льда.  Спросить разрешения перехода у взрослых

  • Передвигаться по льду на расстоянии друг от друга, внимательно смотреть перед собой за состоянием льда

  • Взять в руки шест,  лыжи. Снять рюкзак или надеть его свободнее на одно плечо

  • Играть только на окрепшем льду, подальше от незамерз­шей реки или полыньи

 

 

 Запомни:   можно  переходить  по  льду,   если  он  толще 5 см; кататься на коньках по льду, который толще 10 см

2. Решение задач

Учитель:

Вот и лес! Как прекрасно и загадочно в лесу зимой! Лес в любое время интересен. Нужно быть только наблюдательным. Полюбуйтесь, присмотритесь.

(Музыкальное сопровождение)

Учитель: Какие деревья вы видите?

Ученик: Берёза, сосна,….

Учитель: Посмотрите, что это за птица? 

Ученик: Дятел

Учитель: Что вы знаете о дятле? (Мини – проект)
Ученик: Дятел - птица. Его называют лесным доктором. Никто из лесных птиц не помогает так в лесном хозяйстве, как дятел. Насекомые и их личинки наносят лесу непоправимый вред. Добраться до вредителей и спасти деревце под силу только дятлу. При этом здоровое дерево дятел не повреждает.

Учитель: Зимой в лесу дятел любит кормиться семенами сосновых шишек. (Показ шишки). Засунет шишку в расщепленный сук, все семена выклюет и пустую шишку вниз сбросит и летит за другой. А вот синички летают за дятлом – они кормятся около него. Дятел не все семечки выклюет, синички доклюют.

Составьте задачу и мы ее решим.

( Слайд 10-12.)
Задача 1: У дятла было 5 шишек. Он принёс еще 2 шишки. Сколько шишек стало у дятла?

Учитель: Повторите условие?

Ученик: У дятла было 5 шишек. Он принёс еще 2 шишки.

Учитель: Повторите вопрос задачи?


Ученик: Сколько шишек стало у дятла?

Учитель: Каким действием решается задача?

Ученик: Действием сложения.



Учитель: Почему действием сложения?

Ученик: Потому что, было 5 шишек, потом принесли ещё 2 шишки. Нужно узнать сколько всего шишек стало.

Учитель: Назовите решение?

Ученик: 5+2=7 (шишек) – стало у дятла.

Учитель: Какой ответ получился в задаче?

Ученик: У дятла стало 7 шишек.

(Один ученик записывает решение у доски, остальные учащиеся в тетрадях)

Учитель: Молодцы ребята, помогли дятлу сосчитать шишки!

Учитель: (Запись голосов птиц) Что за шум я слышу?

Ученик: Звуки птиц.

Учитель: Это на рябине, какие веселые птички! Они вам знакомы, ребята? 

Ученик: Это снегири.

Учитель: Как, по-вашему, что они делают?
Ученик: Ищут пищу.

Учитель: Да, снегири очень любят ягоды рябины и калины. (Показ веток рябины и калины)

Учитель: Сравните, чем похожи и отличаются эти растения.

О том, чем похожи и отличаются эти растения, нам расскажет … Он провел небольшое исследование и хочет нам об этом рассказать..

Мини – проект: «Чем отличается калина от рябины»

- Калину и рябину можно различить по вкусу и по листочкам.

Сравнивая листья растений, можно заметить их существенное различие. Так, у калины они крупные, с зубчатым краем. У рябины – листья перистые, с множеством продолговатых листочков.

В строении, расцветке и вкусе ягод также заключается отличие калины от рябины.

- Плод калины – достаточно водянистая костянка, более мягкая на ощупь, чем ягода рябины. Плоская косточка внутри окрашена соком мякоти. Ягоды калины чисто красные, они покрыты тонкой кожицей и блестят снаружи, а их горький вкус выражен очень отчетливо.

Расцветка плодов рябины чаще всего красно-оранжевая. Имеет семена и сочную мякоть, которая горчит чуть меньше по сравнению с калиной. Плоды отличаются твердостью благодаря более плотной структуре мякоти и кожуры.

(Обращаемся к рисунку леса) 

Учитель: После первых морозов вкус ягод меняется – они становятся из горько-терпких сладковатыми. Ой, как же шумят эти птички! Наверняка, некоторые из них хотят улететь. Давайте составим задачу и посчитаем, сколько снегирей останется на рябине. Решим эту задачу устно. (Дети по рисунку составляют задачу)
Задача 2: 

Ученик: На ветке рябины сидело 6 снегирей. 2 синички улетело. Сколько снегирей осталось на рябине?) Это задача?
(изменяем условие, вопрос задачи, устно решаем и называем ответ)


Учитель: Ребята, как вы думаете – для чего нам нужно уметь решать задачи?


Ученик: Мы знаем, математика нужна нам всем и везде. Любое дело, любая работа, в конечном счете, сводится к решению задач. Поэтому научиться решать задачи очень важно. 


V. Физкультминутка «Разминка снеговиков»

Хитрые задачи

В тарелке лежали 3 помидора и 2 яблока. Сколько всего фруктов лежало в тарелке?

Спряталось число. Оно больше 5, меньше 8, но не 7

Оле 8 лет. Сколько лет ей было в прошлом году?

Петух весит 4 кг, стоя на одной ноге. Сколько он будет весить, если он станет на 2 ноги?

В Китае живет больше людей, чем в Индии, а в Индии больше, чем в России. В какой из этих стран самая большая численность населения?

(в Китае)

VI. Работа по теме урока


1. Решение круговых примеров

Групповая работа

  1. Геометрический материал (работа в паре)

Учитель: Вот мы и на геометрической дорожке! В паре с другом веселей идти. Вы, я думаю, со мной согласны! Посмотрите, что это? (Перед детьми изображение – прямая и кривая линия, отрезок) 

Ученики: Прямая, отрезок, кривая линия.

Учитель: Сравните и обсудите со своим товарищем по парте, на что похожа наша дорога? И почему вы так думаете? 
(Дети совещаются)

Учитель: Решите, кто из вас будет отвечать.
Ученик: Так как наша дорога не ровная и не прямая, она похожа на кривую линию.
(Эксперты у доски объясняют, почему дорога похожа на кривую линию)

VІІ. Рефлексия.

Учитель: Вот и заканчивается наше путешествие. Мне даже немного грустно. Мне с вами было интересно путешествовать.

- Что вам больше всего запомнилось?


Учитель:

-Как вы думаете, что приготовила госпожа Зима для нас в подарок?

Учитель: Посмотрите, это и есть сюрприз госпожи Зимы!

А вот и ее послание! Может кто-то поможет, прочитает его?! 
(Один из учащихся читает письмо госпожи Зимы)

Логическая задача.

На сундучке замок, к которому необходимо подобрать нужный ключик, и замок откроется.


(Дети подбирают ключ, звучит музыка)


Учитель: Сундучок открылся! А это подарки от госпожи Зимы! Смайлики

светоотражающие, которые сейчас очень кстати, зимой ведь быстро темнеет, на дорогах скользко, нужно быть осторожным!

Итог урока:

Учитель: Что нового для себя узнали?

Учитель: Всё ли вам понравилось на уроке?

Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо и быстро считали, правильно составляли и решали задачи, примеры; умеете работать с другом, сравнивать и делать правильные выводы.

Учитель. На этом наш урок окончен. Спасибо за работу. До свидания!