Областное государственное казенное образовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №11
г. Димитровграда»
Урок математики
Деловая игра
«Математический зачет»
Учитель
Лютая Ирина Шамильевна
Класс – 5б
Димитровград
Урок математики.
Деловая игра «Математический зачет»
Тема раздела: Тысяча.
Тема урока по учебному плану: Итоговый урок за 1 четверть.
Цель: закрепить и систематизировать знания обучающихся.
Задачи:
Образовательные – выработать систему суждений при решении примеров и задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд; дать целостное представление об алгоритме нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания, учить устанавливать соотношение между мерами длины, массы и стоимости, округлять числа до десятков и сотен.
Развивающие – развивать внимание, мышление, память, математическую речь, умение комментировать свои действия, развивать стремление к самостоятельности.
Воспитательные – воспитывать стремление участвовать в работе, оказывать помощь одноклассникам.
Основные знания: Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 1000;
Нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого;
Римские цифры. Обозначение чисел I – XII;
Меры длины, массы, стоимости, их соотношение;
Округление чисел до десятков и сотен: знак ;
Различение треугольников по видам углов, по длинам сторон.
Основные термины и понятия: Неизвестное слагаемое; округление; разрядные единицы; римская нумерация; прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники; разносторонний, равнобедренный и равносторонний треугольники.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, раздаточный материал «Римская нумерация», карточки-задания, линейка, карандаш, ручка, свидетельства о праве обучения во второй четверти.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма - деловая игра.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы урока.
Подходит к завершению первая четверть.
Сколько месяцев мы учились? (Два).
Как вы думаете, ребята, много ли мы успели изучить за два осенних месяца? (Много).
Какие темы мы изучили? (Учащиеся называют темы).
Да, вы правы, мы уже многое знаем.
Пора подвести итоги нашей работы. Сегодня мы проводим настоящий математический зачет.
Вводный инструктаж.
А знаете ли вы, что такое зачет? (Ответы учащихся).
Зачёт – это проверка и оценка знаний. Что ж приступим.
Наш зачет включает 6 математических заданий, соответствующих изученным темам. (Темы высвечиваются на экране). Тот, кто успешно выполнит все задания, получит свидетельство о праве обучения во второй четверти. Начинаем зачет.
Выполнение программированных заданий.
Задание 1.«Молчаливые римляне».
Учащиеся работают с раздаточным материалом. Учитель показывает арабскую нумерацию, а учащиеся в ответ соответствующую цифру римской нумерации: 10, 5,1, 4,8,11,3, 6,12,9.
Затем задание меняется: X, I, VII, XII, IV, III, IX и т.д.
Дополнительное задание: решить примеры, в записи которых используется римская символика
II x V + II = XII – (IV + VI) = III x V – VI =
Задание 2. «Любители округлений».
Учащимся необходимо округлить предложенные числа до десятков и сотен.
Округли до десятков: Округли до сотен:
45 234 407
21 545 782
68 249 153
Проверка по цепочке. Если ответ совпадает с отвечающим, то остальные хлопают в ладоши, ели нет, то топают ногами.
Задание 3. «Зоркий глаз».
На экране высвечивается пример с неизвестным. Учащиеся должны найти ошибку и назвать правильный ответ.
X – 20 = 30 100 - X = 70
X = 30 – 20 X = 100 +70
X = 10 X = 30
Проверка: Проверка:
10 - 20 = 30 100 – 70 = 30
30 =30 30 =30
Дополнительное задание: решить самостоятельно пример с неизвестным:
X + 100 = 300 400 + X = 600
X = X =
X = X =
Проверка: Проверка:
Физминутка.
Задание 4. «Геометрические заморочки».
1 2 3 4
Равносторонние треугольники:
Прямоугольные треугольники:
Равнобедренные треугольники:
Разносторонние треугольники: 5
Остроугольные треугольники:
Тупоугольные треугольники:
Задание: Записать номер треугольника в соответствующую ему группу.
Проверка на экране.
Задание 5. «Задача-шифровка».
По краткому условию составить задачу и решить её.
Мальчик Коля – 2 мороженого
Белый медведь - ? на 104 мороженого больше, чем
Решение записывают на листочке. Взаимопроверка решения.
Задание 6. « Заблудившиеся меры».
Учащиеся работают в паре. Подчеркните названия тех мер, которые входят в вашу группу:
1 группа «Меры длины»:
2 группа «Меры стоимости»:
3 группа «Меры массы»:
4 группа «Меры времени»:
Заблудившиеся меры: килограмм, сантиметр, час, рубль, тонна, секунда, километр, копейка, центнер, дециметр, минута.
Дополнительное задание:
Заполни пропуски:
1 м = … см 100 к. = … р. 1 т = …. кг
1 р. = … к. 1 км = …. м 1000г = … кг
Подведение итогов.
Внимание! Время зачета истекло. Пора подводить итоги. Прошу сдать зачетные листы.
Все ли задания вы смогли выполнить?
Где были трудности?
Что понравилось в зачете? Что не понравилось? Почему?
Переходим к торжественному моменту – вручению свидетельств.
(Учащимся вручается свидетельство о праве обучения во второй четверти).