СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики по теме "Квадрат"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики по теме "Квадрат" для второго класса. Урок разработан в соответствии ФГОС.  

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме "Квадрат"»

МКОУ«Шептуховская средняя общеобразовательная школа»
























Учитель начальных классов

Медведева И.Е.


2015 – 2016 учебный год.

Тема урока: Квадрат.

Цели: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, решать текстовые задачи и уравнения; развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые результаты

Предметные:

• Измерять и чертить геометрические фигуры

• Строить геометрические фигуры по заданному размеру.

Личностные:

• Проявлять:

— интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения;

— позитивное отношение к решению возникшей проблемы;

— понимание собствен­ных достижений при ос­воении учебной темы.


Метапредметные:

Познавательные умения:

использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.

— различать понятия «прямоугольник», «квадрат», «периметр многоугольника» и обосновывать своё мнение;

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание, используя новые математические термины;

— выполнять задания в рамках учебного диалога;

— представлять результат своей деятельности.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

— проверять результат выполненного задания и вносить корректировку.

— комментировать в паре учебное задание с использованием математических терминов;


Педагогические технологии:

Компьютерные (новые информационные технологии обучения)

Групповые технологии

Игровые технологии

Информационно-коммуникативная технология

Технология проблемного обучения

Здоровьесберегающие технологии




Оборудование: учебник, презентация к уроку, модели прямого угла, карточки с геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, многоугольник).

Ход урока

I. Организационный момент

Слайды 1-2.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Время зря мы не теряем

И работать начинаем.

- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…(видят), уши внимательно слушают и всё… (слышат), голова хорошо … (работает).

- С каким настроением вы начинаете урок? («Светофор»)Слайд 3.

- Открываем тетради, записываем число 12 февраля, слова «классная работа».

II. Актуализация знаний

1.Устный счет.

Задание 1. Слайд 4

- Сегодня мы совершим путешествие в удивительную страну и познакомимся с одним из её жителей. А для того чтобы узнать как называется страна, необходимо выполнить задания.

Математический диктант.

- Разность чисел 12 и 3 уменьшить на 5.

- К сумме чисел 7 и 8 прибавить 3.

- К сумме 11 и 8 прибавить 4.

- Уменьшаемое- 34, вычитаемое – 12. Найдите разность.

- Какое число больше 17 на 6.

- Одна открытка стоит 5 рублей. Сколько стоят 3 такие открытки.

-На сколько число 43 больше 20.

- Найдите сумму длин сторон квадрата, если одна сторона равна 4 см.

-Увеличьте число 54 на 6.


- Составьте из полученных букв слово. ( Геометрия.)

-В словаре Ожегова даётся следующее понятие геометрии – это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.

Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов.


Задание 2.

Слайды 5 -6.

Перед вами цепочки примеров. Считаем по «цепочке».

20 – 4 + 3 – 9 + 52 – 60 + 38 = □ (40)

17 – 9 + 70 – 30 + 2 – 3 – 40 = □ (7)

Задание 3. Решаем задачи.

« К празднику Марина вырезала 20 флажков прямоугольной формы, а треугольной формы на 4 больше. Сколько флажков треугольной формы вырезала Марина?»

« К празднику Марина вырезала 20 флажков, а Петя 36 флажков. На сколько меньше флажков вырезала Марина, чем Петя?

«Марина вырезала 8 треугольников, а прямоугольников на 2 больше. Сколько всего геометрических фигур вырезала Марина?»

Логическая задача.

Слайд 7.

Ученики «лесной школы» Белка, Ёж, Лиса и Заяц начертили такие фигуры, по одной фигуре каждый.




Ёж не стал чертить многоугольник, Заяц не выбрал треугольник, а Лиса начертила такой прямоугольник, у которого есть и своё название. Какую фигуру начертила Белочка?

Слайд 8. (Ответ: Ёж – круг, Лиса – квадрат, Заяц – прямоугольник, Белка – треугольник)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске нарисованы автомобили.)

Слайд 9.


  • Рассмотрите автомобили. Из каких геометрических фигур они состоят? (Из кругов, квадратов и прямоугольников.)

  • Какие фигуры имеют прямые углы? (Квадраты и прямо­угольники.)

  • Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольни­ков? (Противоположные стороны прямоугольников равны.)

  • Какие фигуры составляют кабины машин? (Квадраты.)

- Что вы можете сказать о сторонах квадратов? (У квадратов все стороны равны.)


- Сейчас вы послушаете стихотворение и сами определите тему и сформулируйте цели и задачи нашего урока.

Слайды 10-11.

Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем знаком.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? … (квадрат)

Тема урока: Квадрат .

Слайд 12.

Цель и задачи урока: познакомиться со свойствами квадрата; научиться чертить квадрат в тетради; учиться решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закрепить вычислительные навыки.


IV. Работа по теме урока

  1. Знакомство с квадратом и его свойствами.

Слайд 13

Слово квадрат пришло к нам из латинского языка, в этом слове есть часть «квадр», которая означает четыре. А вы знаете слова с данной частью?

Квартет- четыре музыканта, выступающие на сцене.

Квадрига – греческая колесница, запряженная четвёркой лошадей.

Квадрацикл – мотоцикл на 4 колёсах.

Квартал – часть города, образованная пересечением четырёх улиц.

-Ребята, а где в повседневной жизни мы встречаемся с квадратами.

Слайд 14

Обратите внимание на экран. Вы видите одно из семи чудес света- пирамида Хеопса. Это крупнейшая из египетских пирамид, единственное из « Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. В основании пирамиды- квадрат. Вы узнаете о ней много интересного на уроках истории в старших классах.

А сейчас я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая и называется «Родственники».

Слайд 15.

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!"

– Назовите эту фигуру, ребята!Квадрат)

Как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.)

Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня".

Слайд16. Однажды встречает он на пути такую фигуру:

Слайд 16.

Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» – спрашивает.
Узнали, дети? ( Это прямоугольник.)

Почему он так называется? (У него все углы прямые.)

Квадрат спрашивает у Прямоугольника:
– А мы не родственники с тобой?
– Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия. Слайд 17.

Давайте поможем фигурам найти такие признаки, обобщим полученные знания. Слайд 18.

У фигур четыре угла, все фигуры прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны.)

А какая же у них общая фамилия? (Прямоугольники)

- Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить – поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.

На доске появляется таблица:

4 угла
Все углы прямые.
4 стороны
Противоположные стороны равны.

4 угла
Все углы прямые.
4 стороны
Все стороны равны .




Физкультминутка. Слайд 19.

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

(Учитель показывает фигуры, если квадрат – дети приседают, если прямоугольник – наклон, если многоугольник – хлопают в ладоши).


2.Работа по учебнику.

1). Практическая работа

Стр. 34, №1.

Работа в парах.

- Проверьте с помощью модели прямого угла, что все это четырёхугольники являются прямоугольниками.

Стр. 34, №2.

- Используя линейку, измерьте стороны прямоугольников и назовите номера тех прямоугольников, у которых все стороны равны? (№1, №4).

- Подведём итог: что вы можете сказать о 1 и 4 прямоугольнике? (У каждой из этих фигур по 4 прямых угла и стороны равны).

- Кто знает, как называется геометрическая фигура, у которой четыре прямых угла и все стороны равны? (Квадрат).

2). Работа над правилом

- Сформулируйте правило, что такое квадрат?

Заслушиваются ответы учащихся.

Стр. 30.

- Прочитайте правило о квадрате.

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.


3). Упражнение в черчении квадрата

- Как правильно начертить квадрат?

- Какие инструменты вам потребуются? (Линейка, модель прямого угла, простой карандаш).

- Посмотрите, алгоритм выполнения чертежа квадрата.

Работа с медиапродуктом (Слайд 20)

- Обратите внимание, что на чертеже указана только длина одной стороны квадрата. Почему? (Стороны квадрата одинаковы).

- Как найти периметр этого квадрата? (Периметр – это сумма всех длин сторон. Поэтому, чтобы найти периметр этого квадрата мы должны сложить длины четырёх сторон. 9+9+9+9=36 (см)).


Стр. 34 №3.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Способ проверки:

1. Правильность выполнения чертежа квадрата .

2. Нахождение периметра квадрата – запись на доске.

4 + 4+4 +4=16(см)

6. Выводы по теме

- Какую геометрическую фигуры вы начертили? (Квадрат).

- Повторим, какая фигура называется квадратом? (Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны).

V. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

1) №6 (с. 34). Составление задачи по выражению. Решение задачи.

Составьте задачу о транспорте на автомобильной стоянке по выражению и опорным словам.

100 – (25 + 15) Было

Уехали

Осталось

Было – 100 м.

Уехали - ? 25 м. и 15 м.

Осталось - ? м.

( Можно выполнить схематический чертёж.)


- А теперь решим эту задачу, записав решение выражением.

100 – (25 + 15) = 60 (м.) – осталось.

Ответ: 60 машин.

2) № 5 (с. 34) Порядок выполнения действий.

(1 и 2 столбики у доски, 3 столбик самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

3) № 7 (с. 34). Решение уравнений.

(1 уравнение – у доски, 2 и 3 - самостоятельное выполнение ).



VI. Рефлексия

Посчитайте, сколько квадратов на рисунке. ( 9 квадратов) Слайд 21

- Оцените свою работу на уроке. («Светофор») Слайд 22 .

VII. Подведение итогов урока

  • Что вы узнали о квадрате сегодня на уроке?

- Какие утверждения правильны?

На доске:

Слайды 23 -24.

Любой квадрат – это прямоугольник.

Любой прямоугольник – это квадрат.

Любой четырёхугольник – это многоугольник.


-Правильные – 1 и 3 утверждения.

-Какие предметы в классе или их части похожи на квадрат?

  • Все ли вам было понятно?

  • Какое задание вам показалось трудным?

- Скажите, как вы думаете, вам пригодятся в жизни знания о геометрии, полученные сегодня на уроке?

Домашнее задание

Учебник: № 4 (с. 34).











































4 угла
Все углы прямые.
4 стороны
Противоположные стороны равны.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!