МОУ «Уразовская СОШ №2»
Конспект урока
по математике
по теме «Сравнение, сложение и
вычитание дробей с разными
знаменателями»
6 класс
Учитель: Локтионова Н.А.
Тема: Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Задачи:
Образовательные: создать условия для
-восприятия правила сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; - закрепления знаний основного свойства дроби и умений сокращать дроби.
- Отрабатывать умения находить дополнительный множитель
Развивающие: способствовать:
- развитию приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умений сопоставлять, анализировать
- расширению кругозора делать выводы;
- повышению информационной культуры учащихся, интереса к предмету;
- развитию познавательной активности, положительной мотивации к предмету;
- развитию потребности к самообразованию.
Воспитательные: содействовать
- воспитанию ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе;
-созданию положительной мотивации к изучению математики путем вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность, индивидуализации обучения,
-созданию ситуаций успеха, организации проблемных и творческих ситуаций
-воспитанию потребности объективно оценивать свою деятельность и работу товарищей.
- Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик
Планируемые результаты:
Личностные:
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- желание применить на практике свои знания
- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников
Метапредметные:
• Познавательные УУД:
- умение преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область;
- продолжить формирование умения находить наименьшее общее кратное;.
• Регулятивные УУД:
- выполнять учебные задания в соответствии с целью;
- соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом.
• Коммуникативные УУД:
- формулировать высказывание, мнение;
- умение обосновывать, отстаивать свое мнение;
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
- грамотно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные:
- приводить дроби к общему знаменателю;
- выводить понятия дополнительного множителя
- выводить правило: как сравнить, сложить и вычесть дроби с разными знаменателями
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Методы: словесные(беседа, фронтальный опрос), наглядные (работа с книгой , презентация), практические ( тест, самостоятельная работа)
Форма: индивидуальная, фронтальная., парная.
Технологии: здоровьесберегающие, тестовые.
Оборудование : мультимедийный проектор, карточки для самостоятельной работы, тесты, учебник "Математика 6 класс", автор Виленкин Н.Я., лист самооценки знаний
Ход урока
I.Оргмомент. Рефлексия.
Микроцель: обеспечить рабочую обстановку на уроке, психологически настроить обучающихся.
Взаимное приветствие обучающихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности обучающихся к уроку.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения. Я надеюсь, хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.
II. Актуализация опорных знаний
Микроцель: в ходе проведения фронтального опроса и проверки домашнего задания выявить пробелы в знаниях обучающихся
Проверка домашней работы.
Чтоб ошибки не лезли в тетрадь,
Надо правила помнить и знать.
1. Беседа по вопросам -устно
- Что значить сократить дробь?
- Всякую ли дробь можно сократить?
- На чем основано сокращение дробей?
- Сформулируйте основное свойство дроби.
-Как привести дробь к новому знаменателю?
2. Время проверить как вы выполняли домашнее задание
(тестовая работа на 2 варианта со взаимопроверкой по готовым ответам на доске, в это время 2 ученика работают на доске)
3. Фронтальный опрос :выполнение заданий устно слайдах 1-7
Повторить правила
-Чему равен НОК взаимно простых чисел
-Чему равен НОК, если одно из чисел является делителем другого
-Почему данные дроби равны?

-Вместо х подставь такое число, чтобы равенство было верным

- каким правилом вы воспользовались?
.
- Умножить числитель и знаменатель дроби


2. Приведите дробь
к знаменателю 18, 33, 25. Почему нельзя привести к знаменателю 25?( Потому, что 25 не делиться на 3)
- Значит новый знаменатель должен быть для предыдущего ...(кратным)
- Как на ваш взгляд можно назвать такое преобразование дробей? (Приведение к новому знаменателю)
-Сравнить дроби:
а) 2/5 и 4/5 б)1/7и 1/9 в) 3/4 и 5/6
3. Выполни действия
-
Что надо сделать предварительно, чтобы можно было выполнить действие?
(Привести дроби к одинаковому знаменателю(общему).
-А мы умеем это делать? (Нет).
- Сформулируйте пожалуйста тему урока. Слайд 8.(Приведение дробей к общему знаменателю)
- А какие цели мы можем себе поставить на урок?
(.Познакомиться с правилом приведения дробей к общему знаменателю и сформировать способность к его практическому использованию..)
. III. Фомирование знаний Изучение нового материала.
Микроцель:довести до понимания учащихся алгоритм нахождения общего знаменателя
Объяснение темы учителем.Слайд 9-11
Наш сказочный герой Медведь, встретил в поле старика, который убирал урожай. Мишка попросил у него репы. Старик ответил ему: Выбирай любой мешок, только
в одном 2/5 мешка, а в другом 1/3 мешка.
Какой мешок он выберет?
(2/5 и 1/3 привести к знаменателю 15, значит получим дроби 6/15 и 5/15, Что же выберет Медведь?
-Подумайте, как сложить дроби :1/4и 2/3, а дроби 6/7 и 3/14 вычесть (на экране) Слайд12
- Давайте попытаемся вывести алгоритм сравнения, сложения и вычитания. дробей с разными знаменателями. Слайд 13
1.Привести дроби к наименьшему общему знаменателю.
2.Сравнить, сложить или вычесть полученные дроби.
Пример (учащиеся решают на доске): выполнить действия
+
=
+
= 1/3 – 1/8=8/24- 3/24=
НОК (6; 8) = 24
24 : 6 = 4; 24 : 8 = 3
V. Фомирование практических умений и навыков
Микроцель: Тренировать обучающихся в применении полученных знаний(на доске записаны номера для закрепления
1.Работа на доске и в тетрадях:
1)решить уравнения:
а) х +2/7=1/3;
б) 3/7- х=1/6
2.Решение с комментированием: №319(1 строка)
Физкультпауза.
Потрудились славно, отдохнем исправно,
Вот минутка для игры или физзарядки
Быстро встали – улыбнулись!
Выше – выше потянулись!
Ну – ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали!
3.Самостоятельная работа на 2 варианта, с последующей самопроверкой( 2 ученика работают по карточкам на доске)
4.Исследовательская работа( рассказывает ученик)
Расписание Незнайки.
Незнайка решил начать новую жизнь. Он составил себе такое расписание на сутки: 1 \ 6 часть суток – чтение умных книг, 3 \ 8 часть суток - совершение добрых дел, 1 \ 12 часть суток - на прием пищи (завтрак, обед,ужин), 2 \ 8 часть суток с – занятия спортом, 8 часов на сон. Сможете ли вы помочь Незнайке и сказать, выполним ли его план?
6.Игра : «Ты мне, я тебе»- учащиеся задают друг другу вопросы и поощряют за правильный ответ
VI. Итог урока. Работа устно. Слайд14
Из ряда чисел назови те, которые могут быть общими знаменателями для указанных дробей:
6, 12, 24, 40, 48
20, 30, 45, 50, 60
Учитель: Каким сегодня был для нас урок (закрепление или открытие) и почему?
Учитель: Что нам помогало на уроке?
VII. Домашнее задание:Слайд 15
Учитель: Пришло время для нового домашнего задания.
п.10 № 297, № 300 (а - е).
Подготовить исследовательскую работу по задаче
из старинных рукописей «Ай, да старушка!»
Старуха принесла на рынок кошелку яиц. Не успела разложить их, как богатый купец ненароком зацепил кошелку, и все яйца разбились. Прибежал городовой, ухватил купца и приказал возместить убытки. А тот спрашивает:
-Сколько было всего яиц?
-Не знаю, не считала,- отвечает старушка. – Зато дома я все яйца раскладывала на кучки. Сначала разложила на 2 кучки, и осталось 1 яйцо. Потом на 3 и опять одно осталось. Тогда разложила на 4, на 5, на 6, на 7 кучек, но каждый раз оставалось одно яйцо. В последний раз разложила на восемь. И что же! Опять лишнее яйцо. Я рассердилась и больше не считала….
- ясно,- сказал купец и протянул деньги.
- правильно, - подтвердил городовой, и все разошлись добром.
А вы сможете высчитать, сколько яиц было в кошелке?
(решение: найти НОК(2,3,4,5,6,7,8) +1 =840+1=841
10. Рефлексия
- Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со всеми заданиями. Благодарю всех за активную работу. Предлагаю оценить свою работу на уроке.
Сейчас – за окном осень. А давайте закроем глаза и представим, что сейчас – лето, мы с вами на цветущей поляне. Попытаться вспомнить наш урок, и ответить на 3 вопроса:
Как я себя чувствовал на уроке и доволен ли собой?
Легко ли вам было работать на уроке?
Трудно ли было выполнять задание?
Откройте глаза, перед вами лежат 3 лошадки-облака (зелёная, жёлтая, красная), выберите одну из них. Слайд 16
Зелёная -обозначает: “Я удовлетворён уроком, я хорошо работал на уроке, понимал всё и получил заслуженную оценку”.
Жёлтая -обозначает: “ Урок был интересен, я принимал в нём участие, но что-то осталось еще не понятным”.
Красная - обозначает: “ Пользы от урока я получил мало, многое не понял”.
Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.
Урок окончен. Слайд 17.До свидания
Используемая литература:
1.А.С. Чесноков, К.И. Нешков – Дидактические материалы по математике для 6 класса;
2.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 30-е изд., стереотипное – М.: Мнемозина, 2013
Приложение
Лист оценки знаний |
Ф.И. | |
Вид деятельности | Оценка |
Тест | |
Самостоятельная работа | |
Дополнительные задания | |
Итоговая оценка | |


Карточки для самостоятельной работы учащихся
Самостоятельная работа В а р и а н т 1. 1.Выполните сложение:  2. Выполните вычитание:  3. Сравните дроби:  | Самостоятельная работа В а р и а н т 2. 1.Выполните сложение:  2. Выполните вычитание:  3. Сравните дроби:  |
Карточки для работы учащихся на доске
Карточка №1 1.Выполните сложение:  2.Выполните вычитание:  3.Сравните дроби:  | Карточка №2 1.Выполните сложение:  2.Выполните вычитание:  3.Сравните дроби:  |