СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поспешное и поверхностное отношение детей к обдумыванию решения задачи начинает складываться ещё в 1 классе. Каждый учитель из своего опыта знает, что сразу же после ознакомления с содержанием задачи ребёнок спешит назвать ответ и только по требованию учителя сообщает решение задачи (3 + 2 = 5). Ошибки при этом маловероятны, потому что сюжеты задач близки жизненному опыту детей, числа в условии небольшие и, следовательно, нужное арифметическое действие и число – ответ можно найти даже по представлению, не прибегая к вычислениям. Решение задач кажется первокласснику совсем не сложным. Зарождается стремление и постепенно формируется прочная привычка сводить всю работу над задачей к простой вычислительной деятельности. Но, как известно, процесс решения любой текстовой задачи состоит из нескольких этапов.

  1. Восприятие и первичный анализ задачи.
  2. Поиск решения и составление плана решения.
  3. Выполнение решения и получение ответа на вопрос задачи.
  4. Проверка решения. Формулировка окончательного ответа на вопрос задачи.

Остановимся на содержании первого этапа – восприятие и первичный анализ задачи. Основная цель ученика на первом этапе – понять задачу. Ученик должен чётко представить себе: О чём эта задача? Что в задаче известно? Что нужно найти? Как связаны между собой данные (числа, величины, значения величин)? Какими отношениями связаны данные и неизвестные, данные и искомое? Что является искомым: число, отношения, некоторое утверждение?

Можно выделить следующие возможные приёмы выполнения первого этапа решения текстовой задачи:

  1. Представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче, мысленное участие в ней. (Например: По тексту задачи представить ситуацию, описанную в нём. Через одну – две минуты после чтения задачи учитель просит двух – трёх учеников рассказать, что они представили “нарисовать словесную картинку”, или один из учеников читает про себя задачу и затем рассказывает о том, как он представляет себе, о чём говорится в задаче. По его рассказу остальные учащиеся составляют текст задачи.)
  2. Разбиение текста задачи на смысловые части. Применение этого приёма обеспечивает как понимание содержания задачи, так и запоминание. На первых уроках по ознакомлению с задачами и для многих простых задач на последующих уроках полезно разбиение текста на части, описывающего: а) начало события; б) действие, которое произвели (произошло) с объектами задачи; в) конечный момент события, результат действия.
  3. Переформулировка текста задачи: замена данного в нём описания ситуации другим, сохраняющим все отношения и зависимости и их количественные характеристики, но более явно их выражающим. Цель переформулировки – отбрасывание несущественных деталей, уточнение и раскрытие смысла существенных элементов задачи.
  4. Моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью: а) реальных предметов, о которых идёт речь в задаче; б) предметных моделей; в) графических моделей в виде рисунка или чертежа.

Каждый из перечисленных выше приёмов начинается с чтения или слушания задачи. От того, как будет прочитана или прослушана задача, зависит её понимание, а следовательно, и эффективность дальнейших действий по её решению.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 1 классе»

Урок математики в 1 классе

Тема. «Повторение. Решение задач».


Еденова А.А.- учитель высшей категории


Цель: закрепить вычислительные навыки и умения в решении задач, построении отрезков.

Задачи:

  1. Закрепить и проверить умения решать задачи на нахождение суммы и задачи «на больше…», повторить состав чисел 10, 9, 8, табличное сложение и вычитание числа 3.

  2. Развивать мышление, кратковременную память, математическую речь, скорость счёта, каллиграфические навыки письма, воображение.

  3. Продолжить работу по формированию навыков учебного труда, самостоятельности, развитию учебной мотивации.

Оборудование: веера цифр, картинка «гриб», надписи названий островов, картинки: попугай, слонёнок, обезьяна, кораблики, острова, море; индивидуальные карточки.

Ход урока:

  1. Организованное начало урока. Проверка готовности учащихся к уроку.

  2. Психологический настрой.

Учитель: Как только прозвенел звонок

Пришли к нам гости на урок.

Поприветствуйте их стоя,

Посмотрите на них разок.

Ученица: Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.


  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами отправимся в гости к Робинзону Крузо. Путешествие далёкое, интересное, но опасное, поэтому мы берём с собой самых смелых, дружных, сообразительных и находчивых математиков. А есть ли среди вас такие? Это мы проверим, когда вы выполните три задания.

(учащиеся стоят возле доски)

  1. Устный счёт.

Задание № 1. Определите «лишнее число».

7. 1, 4, 9, 10, 3,8. Ответ: 10 (оно - двузначное)

-Как из двузначного числа сделать однозначное?

Задание № 2. Счёт по формуле 1-3, на 1, 2, 3 скоростях.( технология «БиС»)

Числа для счёта: 1, 2, 3, 4 - для 1 скорости

2, 3, 4, 5 – для 2 скорости

3, 4, 5, 6 – для третьей скорости

Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями. А теперь проходите на свои корабли по рядам по парам. Веерами вы должны показать пары чисел, которые образуют состав чисел 10, 9, 8.


Задание № 3. Состав 10 – 1 ряд: 9 и 1; 8 и 2; 7 и 3; 6 и 4; 5 и 5.

Состав 9 – 2 ряд: 8 и 1; 7 и 2; 6 и 3; 5 и 4; 9 и 0.

Состав 8 – 3 ряд: 7 и 1; 6 и 2; 5 и 3; 4 и 4; 8 и 0.


  1. «Остров попугаев». Минутка чистописания.

- Итак, в путь. Наши корабли подплывают к Острову попугаев. Нас встречает говорящий попугай Гоша.

Задание от Гоши: Стоит Антошка на тонкой ножке. (ГРИБ)

Какую цифру вы видите в рисунке гриба? (7)

-Какие пословицы вы знаете, в которых есть «7».

Семь бед, один ответ.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.


  1. «Остров обезьян». Математический диктант.

-Хозяйка Острова приготовила нам задания. Она пропустит нас, если вы выполните его.

Капитаны ведут свои корабли!

1 ряд 2 ряд з ряд

Алдияр Алёша Роман

-запишите числа в пределах 10 по возрастанию через одно число

-запишите числа по убыванию через два числа

-запишите выражение, где вычитаемое 3

-запишите выражение, где слагаемое 3

-□7; □□

7. «Остров слонов». Табличное сложение и вычитание числа 3.

-Маленький слонёнок давно ждёт гостей. Он учится в школе зверей. И никак не может справиться с домашним заданием. Поможем ему скорей!

1ряд: 3+1 2 ряд: 3+0 3 ряд: 5+3

3-3 9-3 6-3

6+3 4+3 0+3

10-3 8-3 4-3

2+3 7+3 3+3

8-3 6-3 5-3

(Ученики по цепочке выходят к доске)

8. Решение задач.

-Что это? Необитаемый остров? Наши корабли захватили дикари! Пока мы не выполним их задание, они нас не отпустят, а корабли потопят.

-Быстрее, дети, за работу!

Стр. 87 № 1. Ч.-7д. Ч.-7д.

К.Г.-3д. Всего- ?д. К.Г.-?, на 3 д. больше

7+3=10 (д) 7+3=10 (д)

Ответ: 10 деревьев всего. Ответ: 10 деревьев у Крокодила Гены.

-Сравните условия, решения и ответы данных задач.

8. Построение отрезков.

-Ура! Задачи решены! Мы на свободе! Скорее на корабли! Нас ждёт Робинзон!

-Но что это? Кто-то из дикарей успел сломать реи и украсть паруса. Надо их восстановить.

Стр.88 № 3. Начертить отрезки, которые меньше 5, но больше 2.

4 см 3 см


9. Итог урока.

- А вот и сам Робинзон Крузо! Встречайте его! Он пришёл к нам с домашним заданием.


Ученик: Мы гостей так долго ждали

С нетерпением встречали

Приходите в гости к нам

Рады мы всегда гостям!