Урок математики в 4-А классе. Учитель: Шеховцова Т.И.
Тема. Формула одновременного движения.
Цели: закреплять умение решать задачи на одновременное движение, когда объекты движутся навстречу друг другу, с использованием соответствующей формулы, повторить порядок действий в выражениях, умение решать уравнения; развивать речь, логическое мышление, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа.
Оборудование: схемы различных движений, формулы нахождения скоростей сближения или удаления, формулы нахождения всего расстояния и оставшегося расстояния.
Ход урока
I Организационное начало.
II Актуализация опорных знаний.
1. Устный счет.
25x3 15x 4 100:25 54: 18
: 15 +16 x17 +27
+ 29 :19 :2 :15
: 17 -4 +26 x29
-Записать ответы в порядке возрастания.
-Что получилось?
0, 2, 58, 60
- Назовите соседей данных чисел на числовом луче.
- На какие группы можно разделить данные числа?
2. Повторение порядка действий в выражениях.
Учебник С.106 №8
3. Подбор формул к схемам.
На доске таблицы с названиями видов движения и формулы нахождения скоростей сближения или удаления.
-Какие виды движений вы знаете?
(Учитель вешает на доску схему, а учащиеся к ней подбирают таблицы с названиями видов движения и формулы нахождения скоростей сближения или удаления.)
На доске оставляю схему встречного движения
- Как найти расстояние?
- Как найти время встречи?
- Что еще необходимо находить в задачах? ( скорость сближения)
- Какова цель урока? (отрабатывать навык решения задач на встречное движение)
III Открытие нового.
1. Формула одновременного движения.
№1 с. 105 (устно)
- Что известно в задаче?
- Как и с какой скоростью изменяется расстояние между объектами?
-Через какое время произойдет встреча?
( Повторить формулы нахождения расстояния и времени)
№2 с. 105 с комментированием.
Анализируя чертеж, отвечая на вопросы задачи, учащиеся заполняют таблицу, данную в учебнике:
tч | dкм |
0 | a |
1 | a- (b+ c) x 1 |
2 | a- (b + c) x 2 |
3 | a- (b +c ) x 3 |
4 | a- (b +c ) x 4 |
t | a- (b +c ) x t |
Учащиеся выводят формулы нахождения скорости сближения, формулу нахождения оставшегося расстояния и времени встречи.
Учитель вывешивает формулы на доску.
Vсбл. = V1 + V2
d = S – (V1 +V2) x t
t = S: (V1 + V2)
№ 3 с. 105
-Какую формулу будем использовать при нахождении расстояния?
S = (V1 +V2) x t (На доску вывешивается формула)
-Как по - другому можно записать сумму скоростей? (Vсбл.)
Вывод: при встречном движении первоначальное расстояние равно скорости сближения, умноженной на время встречи.
S =V сбл. x t (На доску вывешивается формула)
IV. Физминутка.
V. Первичное закрепление.
1. Решение задач.
№4 с. 106 (у доски)
VI.Повторение пройденного.
1. Решение уравнений
№9 с.103 –самостоятельно, по рядам (трое уч-ся у доски)
1 ряд- a 2ряд- b 3 ряд- c (Проверить)
2.Составление выражений.
№ 10 с.103 (а)
(Один ученик у доски)
VII. Итог.
- Какой формулой мы будем пользоваться при решении задач на встречное движение?
-Какие знания мы повторили и закрепили на уроке?
Оценить работу учащихся на уроке.
VIII. Домашнее задание:
с.106 № 6(а), с. 107 №13 (а)