- Оргмомент:
«Рада вас видеть, ребята. Как ваше настроение? Готовы к уроку?
Помните, если что-то кажется трудным и не получается, то это не беда, всему научимся!
Теперь проверим вашу готовность так: откроет тетрадь тот из вас, кто назовёт любое число в пределах 1000.
выслушиваются ответы
Отлично справились! Вижу, все готовы. Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?
Сегодня мы начнём с того, что вспомним, как получаются, читаются и пишутся числа в пределах 1000.
------------------------------------------------------------------------------
2. Закрепление знаний по теме «Нумерация 1000»
Математическая разминка:
- запишите любое однозначное число;
- запишите любое двухзначное число;
- запишите любое трёхзначное число;
Обучающиеся называют записанные числа
- Скажите, чем отличаются друг от друга записанные числа?
- Правильно – количеством разрядов. Сколько разрядов в однозначном числе? двухзначном, трёхзначном?
- запишите число, в котором 6 десятков и пять единиц; 7 десятков; 9 единиц; 5 сотен 4 десятка 3 единицы; 9 сотен; 3 сотни 4 десятка;
проверка записанного
- подчеркните самое большое число;
- обведите самое маленькое;
- Очень хорошо. На этом наша разминка закончена. Скажите, чем трёхзначные числа отличаются от двух- и однозначных. Какой разряд добавляется к уже нам известным? Назовите по порядку круглые сотни.
Назовите круглые сотни в обратном порядке.
----------------------------------------------------------------------------------
- Знакомство с темой «Римская нумерация»
а) Ребята, мы с вами изучаем цифры, которые вы видите каждый день. Более того, почти во всём мире люди используют такие цифры. Вы все умеете их писать и читать.
- Сколько цифр мы используем для записи чисел? (10 цифр)
- Чем отличаются цифры от чисел?
Цифры – это просто значок для записи, а число отображает количество предметов.
Цифры записаны в строчку на доске:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
- Как пишется цифра один? (палочка) два? (закругление наверху, прямая наклонная линия в нижний левый угол и нижняя горизонтальная линия).
Далее можно посмотреть и проговорить написание др. цифр
- Какое количество предметов они показывает? (один предмет, два, три и т.д.)
Но есть ещё одни знаки, которые вы можете встретить в повседневной жизни. И чтобы не попасть в неловкую ситуацию, нам срочно надо сними познакомиться.
Учащимся демонстрируются предметы: карточка с датой рождения (с римскими цифрами; книга с номером тома/внутри с обозначением глав в виде римских цифр; циферблат часов с римскими цифрами)
- Посмотрите, чем отличаются эти часы от других?
- А в книге, части рассказов обозначены с помощью каких-то значков.
- А что на этой карточке? Чей-то день рождения. Только опять непонятно…
- Вот эти странные значки называются римскими цифрами.
- Скажите теперь, в каких случаях их используют люди?
- Почему они так называются? Дело в том, что такие цифры придумали Древние Римляне. Древний Рим – государство, которое существовало много столетий назад. Люди там славились своим умом.
б) Рассмотрение способа написания римских цифр.
Римские цифры записываются на доске под соответствующей арабской цифрой. Детям выдаются заготовки-памятки, куда надо вписать соответствующую римскую под арабской цифрой
Обучающиеся вписывают в памятку римские цифры, следя за учителем, пишущим на доске
Для объяснения: Сначала записываются цифры один, два, три, пять и десять. Они произошли от жестов. Единица - I - это отображение пальца . Пятерка - V - это отображение ладони с сомкнутыми вместе четырьмя пальцами и оттопыренным большим пальцем. Десятка - Х - это соединенные основаниями две ладони, обозначающие две пятерки.
Игра: Я буду называть число, а вы показывать цифру его обозначающую с помощью жеста. Учитель постепенно увеличивает темп. Выявляется ученик, которые ни разу не ошибся.
Затем учитель просит показать цифру «шесть». Обучающиеся разумеется не могут, учитель говорит, что число шесть – это пять + 1. Если к числу прибавляем один, то палочка записывается справа. (запись в таблицу-памятку)
- Кто догадается, как пишется цифра «четыре»? (запись в таблицу)
Далее записываются другие цифры.
Памятка готова.
Первичное закрепление способа написания римских цифр:
а) Каждому обучающемуся выдаётся набор карандашей.
Игра: Ребята, ваша задача сложить из карандашей те римские цифры, которые я буду называть. Можете, подглядывать в свои памятки. Учащиеся складывают цифры, учитель контролирует и помогает.
Затем игра проводится на скорость, кто быстрее сложит цифру.
б) Кто догадается, как записать цифры 11 и 12?
Учитель помогает детям прийти к выводу, что эти цифры записываются по аналогии – к Х прибавляется одна или две палочки.
в) Обучающимся предлагается назвать месяц своего рождения. Ответы выслушиваются. Совместно вспоминается порядок месяцев. Затем учитель предлагает каждому ученику самостоятельно записать номер месяца с помощью римской цифры.
----------------------------------------------------------------------------------
4. Домашнее задание: выучить цифры по составленной памятке. Сделать римский циферблат из картона и обозначить на нём время своего подъёма
----------------------------------------------------------------------------------
5. Итоги урока
Познавательный итог:
- Что мы сегодня изучили?
- Чем занимались сегодня?
- Расскажите, для чего необходимо знать римские цифры.
Эмоциональный итог:
- Чем понравилось заниматься?
- Что ещё будем делать?
- Чем не будем больше заниматься?
- Оцените, как вы сегодня учились?
Учитель даёт индивидуальные оценки деятельности обучающихся.
|
Эмоциональное начало для снижения тревожности на уроке.
Познавательное начало: активизирует познавательную деятельность, постепенно вводит в тему урока
-------------------------------
закрепление представлений о структуре трёхзначного числа;
развитие навыка дифференцировать числа по количеству разрядов;
Развитие и коррекция слухового восприятия;
умения сравнивать числа;
совершенствование навыка самостоятельной работы
----------------------------
Подготовка к усвоению новой темы.
Актуализация представлений о цифре и числе.
Расширение кругозора
Развитие пространственной ориентировки
Развитие внимания, наблюдательности; повышение пытливости ума;
Формирование умения самостоятельно работать, развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки
Активизация и расширение словарного запаса: «жест»
Развитие наблюдательности
Развитие пространственной ориентировки,
умения сосредоточенно работать.
Формирование умения адекватного поведения в условиях игры.
Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, аналогия, дифференциация)
Развитие временных представлений (порядок месяцев)
формирование умения успешного использования циферблата с римскими цифрам
--------------------------------
Систематизация и обобщение изученного материала |