Акмолинская область, г.Атбасар
учитель математики высшей категории
КГУ «Средняя школа №2»
Задиракина Светлана Николаевна
Урок математики в 5 классе
Тема: «Деление обыкновенных дробей»
Цели урока:
-повторить и систематизировать изученный материал при сложении, вычитании и умножении обыкновенных дробей;
- рассмотреть алгоритм деления обыкновенных дробей
Обучающие:
- формирование навыков компетентностного подхода – учиться применять свои знания;
-формирование креативных навыков продуктивной деятельности -добывание знаний непосредственно из реальности
Развивающие:
-развивать навыки критического мышления – оценивать работы свои и одноклассников;
- совершенствовать коммуникативную компетентность – навыки сотрудничества
-развивать наблюдательность, логическое мышление, память;
Воспитывающие:
-воспитание активности, толерантного отношения друг к другу, стремления к творческой деятельности
Методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах
План урока:
1. Организационный момент (психологический настрой)
2. Актуализация опорных знаний
3. Изучение нового материала
4. Закрепление изученного материала
5. Домашнее задание
6 .Рефлексия
Ход урока.
Девиз урока: “Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее”.
И. Павлов
1. Организационный момент
(Сообщить тему урока, сформулировать цели урока, познакомить с планом работы на уроке, психологический настрой)
Сегодня мы отправляемся в путешествие за сокровищами затонувшего корабля. Впереди вас ждут различные препятствия, преодолеть которые вам помогут ваши знания по математике, а также много нового интересного и увлекательного.
Сегодня мы с вами будем работать в маршрутных листах ,запишите число и тему урока. За каждый этап работы на уроке вы себе будете ставить баллы, а в конце урока мы узнаем, кто из вас был успешен на уроке.
2. Актуализация опорных знаний
«Подними паруса и отплыви от берега»
(отработка вычислительных навыков - скоросчёт )
8 + 5 = 5) 4 – 2 = 8) =
7 + 8 = 6) 10 - = 9) 2 =
+ 7 = 7) = 10) 14 =
- =
− Выполняется самопроверка(ответы на слайде ), подсчитывается
количество решенных примеров и из них правильных.
«Проложи курс корабля»
- учащиеся выполняют устные задачи на логическое мышление, аналогии, поисковую деятельность, знание теоретического материала
Задание №1
Продолжить по аналогии: плюс-минус;
равенство -
простое -
известное -
уменьшение -
числитель -
целое -
умножение -
правильная -
Задание №2 ( проанализируй и исключи лишнее)
Числитель | Кривая | Умножение дробей |
Черта | Дробь | Сложение дробей |
Знаменатель | Прямая | Луч |
Прямая | Ломанная | Вычитание дробей |
Задание №3
Представьте неправильные дроби в виде смешанного числа: ; ;
Задание №4.
Представьте смешанные числа в виде неправильных дробей: 1 ; 4 ; 2
Задание №5.Сократите дроби: ; ;
Задание №6.Логические цепочки (какая дробь лишняя)
а) ; ; ;
б) ; ; ;
в); ; ; ;
Задание №7.Восстановите деформированные равенства:
= = = =
Задание №8 Восстановите равенство
∙ х = 1 ∙ х = 1 4 ∙ х = 1 27 ∙ х = 1
« Не угоди в пасть акулы…»
Тест – прогноз ( верно ли утверждение?)
(Задания на развитие быстроты реакции, внимательности, умения четко и конкретно мыслить)
Учащиеся отвечают с помощью сигнальных карточек: согласны - зеленая, не согласны –красная и оценивают себя .
1. При умножении дробей нужно умножить их числители, умножить их знаменатели, и первое произведение записать в числитель, а второе в знаменатель.
2. Чтобы вычесть дроби с разными знаменателями, надо привести их к наименьшему общему знаменателю и выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
3. Чтобы умножить смешанные числа , надо умножить их целые части и дробные части .
4. Число, обратное натуральному числу, это аликвотная дробь.
5. Чтобы умножить дробь на натуральное число, нужно числитель дроби умножить на это число, а знаменатель дроби оставить тем .
6. Дробь называется неправильной, если числитель меньше знаменателя
«Обойди коралловые рифы»
Ты мне, я тебе (работа в парах)
Из данных пар дробей выбрать любую и предложить ее соседу по парте:
7 и 2 ; 3 и 1 ; 7 и 3
Выполнить задания: сравнить их, найти сумму, найти произведение
Выполнить взаимопроверку
«Освободись от щупальцев осьминога» - Физкультминутка
Чтобы освободиться от щупальцев осьминога, вы должны выполнить задания развивающие быстроту реакции, внимательность, умение четко и конкретно мыслить. Если верно руки - вверх, неверно -руки вперед..
«Исторический мыс» -история возникновения дробей
3. Встреча с мудрой черепахой - изучение нового материала « Деление обыкновенных дробей»
(Выполняя последовательно действия, ученики самостоятельно формулируют правило деления обыкновенных дробей)
«Лаборатория исследований».
1 этап. Задание № 1. Начертите отрезок равный 8 сантиметрам.(Сколько это клеточек)
Задание № 2. Разделите полученный отрезок на отрезки по сантиметра. Сколько таких отрезков получилось? ( делим на отрезки по одной клеточке – всего 16 отрезков).
Записали: 8∶ 1/2=16
2 этап. Каждая группа получает индивидуальное задание.
1. Разделите отрезок равный 3 см на отрезки по 1/2см.
2. Разделите отрезок равный 4 см на отрезки по 1/2см.
3. Разделите отрезок равный 5 см на отрезки по 1/2см.
Запись решений на доске 3∶ 1/2= 4∶ 1/2= 5∶1/2=
Ученик от одной группы записывает свой результат.
3 этап. Проводятся наблюдения. Ищется закономерность. Выдвигается гипотеза: «чтобы разделить на дробь нужно число умножить на знаменатель и разделить на числитель.
4 этап. Проверка гипотезы. Возьмём произвольное число 15∶ 2/3= (15 ∙3)/2= 45/2
Проверка: .45/2 ∙ 2/3= (45 ∙2)/(2 ∙3)= 45/3=15
Обратите внимание на дроби 2/3 и.3/2 . Какие они. Т.е мы умножали 15 на дробь обратную делителю.
5 этап. Как разделить дробь на дробь? Скажите число 15 можно представить в виде обыкновенной дроби? Проведите деление, заменив число 15 на дробь.
Вывод: чтобы разделить дробь на дробь, нужно делимое умножить на дробь обратную делителю.
Открыли учебники. В параграфе нашли правило деления дробей. Еще раз прочитали, повторили .
4. « Уплыви от пиратов» - Закрепление изученного материала
Решение примеров
∶ =
∶ =
3 : 2 =
1 : 4 =
: =
«Отыщи сокровища на затонувшем корабле» - Установи соответствие:
" Проверь свою память"
На доску проецируются в разброс буквы и цифры , в течении 10 секунд учащиеся смотрят на доску, затем восстанавливают все увиденные буквы и составляют из них слово которое связано с последними событиями города, области ., государства….( дается небольшая информационная справка)
5. «Письма домой…» - Домашнее задание :
Мы сделали остановку в порту и у нас появилась возможность отправить письма домой. Запишем домашнее задание.
группа «А»
§4.8 №794
группа «В»
§4.8 №798
группа «С»
§4.5 №799
Составить карточку из 10 примеров для «Быстрого счета».
6. Итоги урока. Рефлексия
-Ребята, давайте оценим свою работу, для этого необходимо подсчитать количество баллов набранных вами в течении урока, которые вы проставляли в своём маршрутном листе.
Путешествие закончилось. Мы с вами достигли конечной точки нашего увлекательного путешествия. Перед вами затонувший корабль с сокровищами. Но я думаю, каждый из вас понимает, что настоящими сокровищами для него являются знания, получаемые на уроках
Недосказанное предложение.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что..
Теперь я могу…
Я приобрел…
Я научился…
Я попробую…
Меня удивило…
Я почувствовал, что…
Мне захотелось…
У меня получилось..