Соловьёва Марина Германовна
Урок математики в 5-м классе по теме: "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
Учебник: Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.-М.: Мнемозина, 2005 г.
Цели урока:
Учебная: повторить и обобщить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений;
Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля;
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма проведения: урок-соревнование
Класс разбивается на группы. Парты расставлены для групповой работы команд.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
План урока:
Организационный момент-2 мин.
Проверка домашнего задания-3 мин.
Повторение изученного материала-8 мин.
Обобщение изученного материала-22 мин.
Физкультурная пауза-2 мин.
Итог соревнования-2 мин.
Задание на дом-1 мин.
Ход урока:
Организационный момент:
Один великий учёный сказал: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным». (Блез Паскаль)
Задача, конечно не слишком простая
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет наше ученье.
Итак, сегодня урок пройдёт не совсем обычно, а в форме соревнования. Соревноваться будут 3 команды. Каждый конкурс оценивается по бальной системе. Команда, набравшая наибольшее количество баллов и самые активные учащиеся получат в конце урока оценки. А поможет мне оценивать команды справедливое жюри (в жюри выбирается 2-3 учащихся старших классов).
Сегодня на уроке мы закрепим умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений, что послужит вам хорошей основой при дальнейшем изучении данной темы в курсе 6 класса. Но вначале откройте тетради, запишите на полях число, классная работа и тему урока.
Проверка домашнего задания:
Конкурс №1
Первый конкурс домашнее задание. Вам было предложено по уравнениям
1 команда: (х-35)-18=17;
2 команда: 12+(х+34)=83;
3 команда: 93-(х+56)=8.
составить задачу, решить её и красочно оформить на альбомном листе.
(Листы с задачами заранее крепятся на доску для всеобщего обозрения. Жюри подводит итоги 1 конкурса. Критерии оценки: количество работ должно равняться количеству участников команды, правильно составлена и решёна задача, творческий подход в её оформлении).
Повторение изученного материала:
Когда уравненье решаешь дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить не сложно,
Поставь в уравненье его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тот час.
Конкурс №2
Второй конкурс состоит из 3 этапов, каждый этап оценивается 1 баллом.
1 этап: Ответить на вопросы:
1 команда: Что называется уравнением?
2 команда: Что называют корнем уравнения?
3 команда: Что значит решить уравнение?
2 этап: На доске записаны 3 вида уравнений в общем виде. Нужно записать, как найти неизвестное.
1к. x+a=b 2к. x-a=b 3к. b-x=a
x= x= x=
3 этап: Дать словесную формулировку нахождения неизвестного в предложенном уравнении каждой команде.
Жюри сообщает итоги конкурса.
Конкурс №3
Третий конкурс-миниперфокарты. Каждый участник команды получает карточку с заданием. Нужно устно решить уравнения и выбрать правильный ответ. Через 1 минуту каждый сам оценивает себя, сравнивая своё решение с ключом к заданию, записанным на доске. 5 совпадений - оценка «5». Жюри собирает проверенные карточки. Какое количество «5» получила команда, такое и количество баллов.
Миниперфокарта:
№ | уравнение | корень уравнения |
1 | x+18=60 | 42 | 78 | 52 |
2 | 33-a=11 | 44 | 12 | 22 |
3 | y-24=15 | 9 | 39 | 49 |
4 | 41+b=57 | 6 | 98 | 16 |
5 | x-1=99 | 100 | 98 | 101 |
Обобщение изученного материала:
Конкурс №4
Сумма 3986+5718 равна 9704. Пользуясь этим, найдите без вычислений значения выражений или корень уравнения:
а) 9704-3986= г) 3986+y=9704
б) 9704-5718= д) 9704-x=3986
в) x+5718=9704 е) 9704-y=5718
Команда первая, правильно справившаяся с заданием получает 3 балла, вторая-2 балла, третья-1 балл.
Физкультурная пауза:
Мы писали, мы считали
На уроке мы устали.
А теперь мы отдыхаем
Физминутку начинаем.
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести.
Раз-два, раз-два, раз-два.
Хватит- хватит, прибежали
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь
Поклонитесь, улыбнитесь.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо и ещё
Через левое плечо.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкульт-привет!
Учащиеся садятся на места и выполняют задание «Муха» на концентрацию внимания. На доске изображено поле, по которому летает муха. Учитель описывает полёт мухи (например, 3 вверх, 4 вправо, 2 вниз и т.д.) Пока муха летает по полю, ребята жужжат. Как только она вылетит за его пределы, дети перестают жужжать.
Конкурс №5
Составить уравнение по условию задачи и решить её.
1 команда: От сосиски длиной 72 метра живущей на мясокомбинате пёс отъел кусок, осталось всего 45 метров. Сколько метров сосиски отъел пёс, живущий на мясокомбинате?
2 команда: В корзине было несколько яблок. После того, как в неё положили ещё 15 яблок, в ней стало 42 яблока. Сколько яблок было в корзине?
3 команда: У девочки было некоторое количество денег. После того, как она купила своему любимому попугаю Гоше корм на 63 рубля, у неё осталось ещё 35 рублей. Сколько денег было у Гошиной хозяйки в самом начале?
К доске выходят по одному участнику от команды и решают задачу, остальные решают на местах (обратная связь светофорики «да»-«нет»). Кто с места решит первым, приносит своей команде дополнительный балл. Всего за конкурс 3 балла.
Конкурс №6
Шестое задание математическое лото. Каждой команде выдаётся карта, состоящая из шести уравнений. Нужно решить уравнения в тетради, и в карте накрыть их соответствующим ответом. После, первую цифру получившегося ответа каждого уравнения заменить буквой и разгадать зашифрованное слово.
Карта:
а) (x-13)-13=14 | б) (x-31)-11=9 | в) (125-a)-15=42 |
г) (246+x)-42=643 | д) 318-(y-8)=27 | е) 81-(45-z)=48 |
Ответы:
Ключ к слову:
1-А 4-З 7-М
2-Д 5-В 8-Т
3-И 6-Е 9-О
Слово: ЗВЕЗДА
Конкурс №7
Команды получают задание:
1. Вместо звёздочки подставить такое число, чтобы получилось уравнение, корнем которого было бы число 4.
а) *+5=2x+1; (*=4)
б) 3x-7=*-2; (*=7)
в) (5x+1)2=*-3. (*=45)
2. Решить уравнения и вместо букв вписать числа, которые являются корнями уравнений, записанных и по вертикали, и по горизонтали.
12 + x = 40 (x=28)
+ - +
y – 25 = c (y=32; c=7)
= = =
44 + 3 = 47
Команда первая, сдавшая правильно решённые задания, получает 5 баллов, вторая 3 балла, третья 2 балла.
Итог соревнования:
Жюри объявляет итоги соревнования. Участникам выигравшей команды и наиболее активным учащимся выставляются оценки.
Задание на дом.
Составить уравнение, которое не имеет корней.
Составить уравнение, корнем которого было бы любое число.
