Тема: Задачи на уменьшение числа в несколько раз.
Цели: познакомить с задачами на уменьшение числа в несколько раз; закреплять знание таблицы умножения и деления с числами 2, 3, 4; развивать умение работать самостоятельно.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на уменьшение числа в несколько раз; пользоваться таблицей умножения и деления; понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме.
Сценарий урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
- Как понимаете эти слова? ( На уроке не только уметь высказывать свое мнение, но и уметь слушать собеседника.)
- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)
- Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного
2. Актуализация знаний.
Блицтурнир
(учитель читает задачу, учащиеся записывают решение и вычисляют ответ)
В 3 банках 9 литров сока. Сколько литров сока в одной такой банке (9:3=3)
Сколько нужно заплатить за 4 тетради по цене 9 рублей (9*4=36)
У Лены 6 руб, а у Веры в 4 раза больше. Сколько денег у Веры (6*4=24)
НА сколько лет Оля старше Нины, Если Оле 13 лет, а Нине 8 (13-8=5)
Купили 3 кг груш, а яблок – на 4 кг больше. Сколько килограммов яблок купили (3+4=7).
Устный счет.
1. На сколько 15 больше 9? (6)
2.найдите произведение 6 и 2. (12)
3.Первыймножитель 3, второй множитель 9. Найди произведение. (27)
4.Найдите сумму чисел 28 и 19. ( 47)
5.В каком числе 5 десятков и 6 единиц.( 56)
6.Какое число следует за числом 68? (69)
7.К какому числу прибавили 6 и получили 82? ( 76)
8.Из какого числа надо вычесть 8, чтобы получить 79? ( 87)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Сделайте схематический рисунок и решите задачу.
У Оли 5 конфет, а у Лены в 3 раза больше. Сколько конфет у Лены?
ооооо
ооооооооооооооо
Решение: 5 • 3 = 15 (к.). Ответ: у Лены 15 конфет.
- Если у Лены конфет в 3 раза больше, то что можно сказать об Олиных конфетах? (Их в Зраза меньше.)
- Как найти число Олиных конфет, если известно, что у Лены 15 конфет, а у Оли в 3 раза меньше? (Ответы детей.)
4.Построение проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте тему и задачи урока.
-Какие цели поставим перед собой?
5. Реализация проекта.
- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 38.
- Каким действием находят число, которое в несколько раз меньше данного? (Делением.)
№ 1 (с. 38).
- Прочитайте задание 1. Что значит «в 3 раза меньше»? (Число разделили на З и взяли одну часть.)
- Прочитайте задание 2. Что значит «на 3 меньше»? (Столько же, но без 3.)
Работа над задачей.
- Сделайте схематический рисунок и решите задачу.
У Лены 15 конфет, а у Оли в 3 раза меньше. Сколько конфет у Оли?
(Один ученик работает у доски.)
Примерные рассуждения ученика: у Лены 15 конфет - рисуем 15 кругов. У Оли в 3 раза меньше. Значит, нужно 15 кругов разделить на 3 равные части и взять одну часть.
ООООО|ООООО|ООООО
ооооо
Решение: 15 : 3 = 5 (к.). Ответ: у Оли 5 конфет.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
№2 (с. 38).
- Прочитайте задание.
- Что мы должны сделать, чтобы проверить, верны ли равенства и неравенства? (Решить левую и правую часть и сравнить ответы.)
- Выполните задание.
№3(с.38).
- Какое уравнение отличается от других? (Второе, так как записано частное; третье, так как значение х—любое число.)
Физкультминутка
Скачет шустрая синица,(Прыжки на двух ногах.)
Ей на месте не садится:(Прыжки на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок,(Прыжки на правой ноге.)
Завертелась, как волчок.(Покружиться.)
Вот присела на минутку,(Присесть.)
Почесала клювом грудку(Встать, наклоны головы влево и вправо.)
И с дорожки на плетень,(Прыжки на левой ноге.)
Тири-тири,(Прыжки на правой ноге.)
Тень-тень-тень!(Прыжки на двух ногах.)
Выполнение заданий в рабочей тетради
№51 (с. 24).
- Прочитайте задачу.
- Каким действием будете находить количество больших мячей? (Делением.)
- Как найти, сколько всего мячей купили? (Сложить количество больших и маленьких мячей.)
- Запишите решение задачи.
- Прочитайте задание 2. Какую карточку вы раскрасите? (На 4мяча меньше.)
- Запишите решение этой задачи.
7. Самостоятельная работа.
- Сделай схематический рисунок и схематический чертеж и реши задачу.
1.Дыня весит 3 кг, а арбуз - в 4 раза больше. Найди массу арбуза.
2. Арбуз весит 12 кг. ,в дыня в 4 раба меньше. Найди массу дыни.
8. Включение в систему знаний.
№52 (с. 25).
- Чему равен периметр? ((2 + 4) • 2 = 12 (см).)
«Проверь себя» (учебник, с. 38).
- Чему новому научились на уроке?
9.Рефлексия.
-Закончи фразу:
«Я сегодня на уроке…»
« На уроке мне было интересно…»
« Мне было трудно…»
-Ребята, я бы хотела поблагодарить вас за урок. Вы все хорошо работали, были активными.
-А кого хотели бы поблагодарить вы?
Домашнее задание
Учебник: № 4, 5 (с. 38).