Цель – воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.
Задачи.
Раскрыть понятие мужества, такие качества, как смелость и решительность, героизм и бесстрашие, храбрость и сила духа.
Показать действия в чрезвычайных ситуациях.
Объяснить, что такое проявление мужества в повседневной жизни.
Показать, что героизм – это высшее проявление мужества.
Продолжать развивать у детей чувство гордости за историю своей страны, за свой народ.
Формировать представления о мужестве, героизме как слагаемых душевной красоты человека.
Оборудование: портреты героев, схемы, изображение ордена мужества, медали Героя Советского Союза, презентация.
Ход мероприятия.
Учитель: В феврале 1942 года поэтесса Анна Ахматова написала такие строки:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Давайте посмотрим, что говорится о мужестве в толковом словаре С.И.Ожегова.
(На экране выводится текст: «Мужество-это храбрость, присутствие духа в опасности». Ученикам предлагается назвать однокоренные слова, синонимы и антонимы к слову «мужество»).
Однокоренные слова | Синонимы | Антонимы |
Муж | Смелость | Трусость |
Мужать | Храбрость | Малодушие |
Мужчина | Твердость | |
Возмужать | Стойкость | |
Мужественный | Отважность | |
Мужественность | Решительность | |
| Присутствие духа | |
Учитель: Когда, в каких ситуациях человек может проявить мужество? (Ребята называют ассоциации)
В бою
В момент опасности
Проявление мужества
В жизненных испытаниях
В чрезвычайных ситуациях
В беде
Учитель: Мужество в бою.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Почти 48 месяцев на земле, на воде и под водой, в воздухе, в крупных городах и маленьких деревнях разворачивалась борьба с фашистскими захватчиками. Наступил день, когда враг был сломлен и уничтожен окончательно. Красное знамя победы, водружённое советскими воинами на самом главном здании Германии – рейхстаге, возвестило всему миру о великой победе над фашизмом. Это произошло 9 мая 1945 года.
Каждый день Великой Отечественной войны – это пример мужества, стойкости и преданности Родине.
За совершение подвига во время боевых действий в годы Великой Отечественной войны 11 739 человек были удостоены звания Героя Советского Союза.
Таким героем был и наш земляк Макарычев Михаил Иванович.
Ученик: Родился Макарычев Михаил Иванович в 1919 г в с. Гуляевка, Сурского района, Ульяновской области. В 1938 г окончил Сумское артучилище. На фронтах ВОВ с августа 1941г., участвовал в сражениях под Сталинградом, на курской дуге, в Белоруссии, в Прибалтике. 22 июля 1944 г. майору Макарычеву было присвоено звание Героя Советского Союза за успешный прорыв вражеской обороны и форсирование западной Двины. В середине сентября 1944 года под Ригой навстречу прорывающимся танкам противника был брошен полк подполковника Макарычева. 6 дней непрерывных ожесточенных боёв, в ходе которых гитлеровцы потеряли более 100 танков и затем были отброшены. В послевоенные годы генерал Макарычев окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе, командовал ракетными войсками и артиллерией Московского военного округа. Награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны.
Ученик 1: Спасибо вам, ветераны-
Солдаты минувшей войны,
За ваши тяжёлые раны,
За ваши тревожные сны.
Бились отважно
И стойко с врагами
Вы за Отчизну свою.
Вечная слава
И вечная память,
Живущим и павшим в жестоком бою.
Ученик 2: Спасибо, Вам, за то,
Что вновь приходит день.
Что зреет хлеб, и что взрослеют дети
Спасибо, Вам,
За всех родных людей,
Живущих на таком огромном свете!
За то, что жизнь река без берегов,
За каждую весну её и зиму,
За всех друзей и даже — за врагов,
Спасибо Вам, за это всё — спасибо!
Ученик 3: Нет, мужество случайным не бывает,
Оно в душе солдата родилось.
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не мыслит врозь.
Учитель: Сейчас идёт война в Сирии. Выпускник нашей школы Михайлов Вадим Валериевич Министерством обороны Российской Федерации был награждён медалью «За воинскую доблесть II степени».
Ученик: Вадим Валериевич военную службу по контракту в Российской Федерации проходит в должности начальника службы горючего войсковой части.
В период прохождения в войсковой части капитан Михайлов В.В. качественно организовал работу на должности офицера по снабжению службы горючего и смазочных материалов тактичной группы.
Своими умелыми действиями внёс существенный вклад в подготовку подразделений к выполнению боевых задач.
З
а личное мужество и отвагу проявленных при защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации в боевых действиях, а также за отличные показатели в боевой подготовке достоин награждения государственной наградой.
Ученик: Герои родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро,
Герой лишь тот, кому неведом страх.
Всем тем, кто храбро воевал с врагами,
Кто мужествен, решителен и смел,
Кто свершил немало важных дел,
Присвоить можно звание героя!
Учитель: В жизненных испытаниях проявил мужество Иванов Дмитрий Сергеевич.
В центре Петербурга, на Исаакиевской площади, стоит приметное здание в стиле итальянского Ренессанса. Здесь в блокаду хранились тонны семян - уникальная коллекция, собранная выдающимся ученым Николаем Вавиловым, первым директором Всесоюзного института растениеводства (ВИР). Сотрудники института не тронули ни единого зерна. Чтобы сохранить уникальный материал, который в послевоенные годы помог восстановить сельское хозяйство, они не прикоснулись ни к одному зернышку риса, ни к одному картофельному клубню...
А сами умирали от голода. До сих пор доподлинно неизвестно, сколько человек несли вахту в институте. Но все они получали в день по 125 граммов хлеба, как и другие ленинградцы из категории служащих и иждивенцев. Шатаясь от слабости, эти люди охраняли свои сокровища от воров и от полчищ голодных крыс. Грызуны сбрасывали со стеллажей жестяные коробки с семенами, от удара крышки открывались… Работники распухшими от голода пальцами собирали драгоценные зерна ---- чтобы спасти уникальную коллекцию. История сохранила имена некоторых из этих героических людей.
Например, заведующий отделом крупяных культур Дмитрий Сергеевич Иванов. Он скончался от голода 9 января 1942 года в своем рабочем кабинете, где хранились десятки килограммов риса, кукурузы, гречихи, сорго, проса.
Многие люди попадают в беду, и протянуть им руку помощи, это тоже одно из проявлений мужества.
Ученик: Мужество - это не мода,
Быстрая, скоротечная,
Мужество - суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зёрнышко смелости
С почвой подружится,
Вызреет в пору спелости
Зёрнышко колосом мужества.
Учитель: Мужество в беде.
Доктор Лиза (Елизавета Петровна Глинка)
Кажется, что всю свою жизнь Елизавета Глинка посвятила добрым делам. Известный общественный деятель, врач-реаниматолог, специалист в области паллиативной медицины.
Ученик: Доктор Лиза помогала тем, кому никто не хотел помогать. Ее главные пациенты — безнадежные, умирающие, никому не нужные. Никому, кроме нее. Каждый день Доктора Лиза совершала маленькое чудо.
Доктор Лиза вывозила детей из зоны военных действий на Украине с самого начала конфликта — больше двух лет подряд. За это время она спасла более ста маленьких пациентов. В августе 2010 года фонд "Справедливая помощь" организовал сбор помощи пострадавшим от лесных пожаров, охвативших различные регионы страны. Эта благотворительная кампания принесла Глинке всероссийскую известность.
Зимой 2010-2011 года фонд, основанный Глинкой, занимался организацией пунктов для обогрева бездомных и собрал десятки килограммов гуманитарной помощи.
В 2014 году Елизавета Глинка приняла самое активное участие в помощи пострадавшим от действий сил ВСУ детям Донбасса.
Фонд "Справедливая помощь" вывез на лечение в Россию сотни тяжело больных и раненных детей из зоны арт-обстрелов.
Елизавета Петровна Глинка погибла в авиакатастрофе 25 декабря 2016 года. Она сопровождала в Сирию партию лекарств для университетского госпиталя Тишрин в Латакии.
Ученик: Она была как ангел средь людей
И окружала их участием, заботой,
Любовью, добротой души своей,
Вся жизнь ее была служением, работой.
Лечить людей и помогать несчастным
Ее призваньем было на земле,
И жертвовать собою было счастьем
Ее небесной, ангельской душе.
Любимица России, доктор Лиза
Учила милосердию и нас,
Детей, израненных войною, вывозила,
И помнит ее подвиг весь Донбасс.
Жила как ангел и как ангел улетела,
Звездою яркой прочертив на небе след;
Да светит людям на земле благое дело
Ее души и сердца теплый свет.
Учитель: Беспримерное мужество проявили в момент чрезвычайной ситуации Дамир Юсупов и Георгий Мурзин – выпускники Ульяновской академии гражданской авиации.
Ученик: Самолет A321 авиакомпании «Уральские авиалинии», следовавший из Москвы в Симферополь, совершил аварийную посадку около 07:00 утра 15 августа на кукурузном поле в Подмосковье. Пилот Дамир Юсупов, спасший более 230 жизней, стал командиром всего год назад. Когда-то его вообще не хотели брать в летное училище по состоянию здоровья. Дамир выучился на юриста, карьера вроде бы пошла в гору. Но мечта о небе не давала покоя, и исполнить ее он смог лишь в 32 года. В большой авиации 41-летний Дамир Юсупов всего шесть лет.
Второй пилот прерванного рейса Москва — Симферополь — и того меньше. Георгию Мурзину всего 23 года, он пришел в авиакомпанию год назад. Несмотря на это, говорят коллеги, экипаж в экстремальной ситуации проявил мастерство, присущее самым опытным пилотам. С горящим двигателем и полными баками топлива всего за несколько секунд, вопреки всем инструкциям они принимают единственное верное в тот момент решение.
Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину присвоено звание Герой России, а бортпроводникам присвоены ордена Мужества.
Мы взлетели, всё у нас в порядке
Необычно сложен наш маршрут,
Только почему-то в пункт посадки
Маяки нам пеленг не дают?
Может, там дежурство прекратили,
Всё затмил какой-то хозаврал,
Может, нет там сахара и мыла,
Или кто-то там забастовал?
И туман, и сумрак нарастают.
Мы летим неведомо куда.
Где-то там у горизонта тает
Наша путеводная звезда...
В случаях мы ищем благосклонность,
Мы исхода лучшего хотим.
Нас тревожит неопределенность:
Долетим или не долетим?
Учитель: Ребята, есть ли возраст у мужества?
(Учащиеся отвечают на вопрос, приводят аргументы, делают вывод, что мужество может проявляться по-разному, разными людьми, в разном возрасте).
Давайте познакомимся с маленькими героями, вашими ровесниками, проявившими огромное мужество в момент опасности.
Ученик 1: Юля Король
13-летняя Юля Король, круглая сирота, все богатство которой состоит в бабушке и брате. Она, после крушения каноэ на озере, несмотря на отсутствие спасательного жилета, смогла выплыть...
После того, как перевернулось ее каноэ, именно она вытаскивала всех детей. Она достойна того, чтобы о ней знали все... Не каждому взрослому по силам такой поступок... Она приняла участие в спасательной операции и лично доставала из воды детей, в том числе уже и мертвых. Она спасла даже одного 19-летнего инструктора, который, спасая детей, сам начал тонуть. А ведь ей всего 13 лет! А потом четыре часа шла до ближайшей деревни, чтобы вызвать подмогу, она падала в реку, плыла и все же шла вперёд, ориентируясь по течению реки... Когда Юля дошла до ближайшей деревни, она попросила помощи у местных жителей, которые стали звонить в МЧС, а затем вместе с ними побежала к берегу обратно, чтобы хоть чем-то помочь своим товарищам.
Юля и ее брат Дима – сироты, их воспитывает бабушка, которой Юля тут же позвонила, добравшись до деревни и сказала: «Бабушка все утонули, я одна жива». По словам бабушки, внучка была «никакая».
Юля рассказала, что жилеты не помогли детям, потому что на одних они были велики, на других плохо привязаны. Юлин жилет остался на ней, но в ледяной воде он не грел. Через несколько часов девочка почувствовала, что у нее заканчивается запас сил, и она может пойти на дно. Тогда она начала молиться, уходя под воду и выныривая, она во весь голос просила Бога о помощи. По словам девочки, вдруг как будто неведомые силы потянули ее из воды и вытащили на берег. Молиться ее научила бабушка, и Юля верит в свое чудесное спасение. И эта вера влила в нее силы вытаскивать других, иначе, откуда они взялись в иззябшей в студеной воде, избитой волнами девочке?
Как говорят жители деревни, когда они увидели Юлю, она держалась изо всех сил, не плакала. А еще Юленька очень обрадовалась новости, что её братик остался жив... Ведь, кроме братика и бабушки, у этой маленькой девочки, с добрым сердцем и очень чистой душой, никого роднее нет...
Ученик 2: Верное решение.
Жаркий летний день 4 июля 2019 года в городе Балабаново-1 едва не окончился трагедией. Двое подростков предотвратили падение маленького ребенка из окна. Новость об их поступке разлетелась на просторах интернета буквально за считаные минуты.
Станислав Аристархов и Матвей Павлов летние каникулы проводили с пользой. Они решили немного подработать на покосе травы в городе. Уходя с участка на обед, ребята заметили, что на подоконнике 2-го этажа жилого дома сидит маленький мальчик. Ребенок уже опасно свесил ноги из окна. Друзья поняли, что надо действовать незамедлительно, ведь малыш в любую минуту мог выпасть из окна. Крикнуть было нельзя, тот мог испугаться. Тогда ребята стали звонить в домофон, но никто не ответил. У них родился план.
Матвей остался внизу, под окнами, для страховки, а Станислав осторожно полез на козырек подъезда. С козырька он перелез на газовую трубу и, взяв ребенка за одежду, быстро впихнул его назад – в квартиру. Малыш даже не успел испугаться. Он был спасен.
Впоследствии руководитель следственного отдела по Калужской области отметил, что только благодаря проявленным решительным действиям школьников удалось сохранить жизнь и здоровье ребенку. В торжественной обстановке Станиславу и Матвею были вручены благодарственные письма «За спасение человеческой жизни».
Ребята, совершившие такой мужественный поступок, являются примером для своих одноклассников. Они не прошли равнодушно мимо, а приняли единственно верное решение, которое спасло жизнь маленькому человеку.
Сами же парни скромно говорят, что героями себя не чувствуют, они думают, что на их месте так поступил бы каждый. В будущем Матвей Павлов хочет получить высшее образование и стать педагогом по физкультуре,
а Стас Аристархов признался, что мечтает поступить в академию МЧС, чтобы и в дальнейшем спасать человеческие жизни. Впереди у них большая жизнь.
А свой первый героический поступок друзья уже совершили.
Ученик 3: Урок человечности и неравнодушия
Лето набирало силу. Дни становились самыми длинными и теплыми в году.
Постепенно прогревалась вода, и ребятня уже вовсю купалась. Наступало самое лучшее время для детворы – каникулы. Но именно эти долгожданные дни начала лета едва не стали роковыми для одного из малышей из села Белая Глина.
Максим Батуро и Витя Карпенко 28 мая 2019 года были недалеко от речки Рассыпная. День-то хороший! Вдруг они услышали громкий детский крик.
Ребята подбежали к реке и увидели страшную картину. Кричал ребенок, который был в воде, алой от крови. Он застрял в арматуре. Видно, повредил руку, прыгая с железобетонной конструкции. Купаться в этом месте было запрещено, но мальчишку, как оказалось, запрет не остановил. Травма была серьезной, она вызвала сильное кровотечение.
Максим и Виктор не растерялись. Они аккуратно сняли потерпевшего с арматуры, вытащили из воды на берег и оказали первую доврачебную помощь
Они сумели самостоятельно остановить кровотечение у парнишки. Потом разыскали взрослых и попросили доставить ребенка в больницу. Но на этом помощь друзей пострадавшему не закончилась. Ответственные спасатели до последнего контролировали состояние ребенка. Они хотели быть уверенными,
что угроза его жизни миновала. Только когда мальчика забрали врачи, Витя и Максим облегченно выдохнули. Исключительно благодаря молниеносному реагированию друзей этот отчаянный ныряльщик остался жив.
Опасные ситуации возникают нередко. И часто они связаны с водой. Но самыми тяжелыми становятся такие происшествия, которые имеют человеческие травмы. Взрослые люди теряются, увидев кровь или открытые раны. А тут два подростка не испугались, а провели грамотные спасательные действия, в том числе и первой доврачебной помощи. Как будто провели практические занятия по ОБЖ. Но это был не только урок по спасению на водах, это был еще и урок человечности и неравнодушия. И провели его два друга – 14-летний Максим Батуро и 12-летний Виктор Карпенко.
Ученик: Современный герой.
Я думаю - кого назвать героем,
Быть может мальчика, что дрался во дворе?
Он за щенка вступился без оглядки,
А я стоял, и было стыдно мне.
А может быть соседа дядю Васю,
Он из пожара вынес старика?
Или бойцов спецназа, что в Беслане
Закрыли грудью детей боевика?
Да, я уверен, чтобы быть героем-
Нужна отвага, смелость, доброта.
И чтоб свершать геройские поступки,
Поверьте люди - не нужна война.
5. Рефлексия
1. Всегда ли мужество связано с физической силой?
2. Как вы считаете, а мужество свойственно только мужчине?
3. Были ли такие ситуации, в которых вам приходилось проявить мужество? Или вашим близким и знакомым?
Учитель: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с ленью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни.
Вот мы с вами и доказали, что «подвиг не знает возраста».
А теперь посмотрите на доску. Одна её часть – символ мирной жизни, вторая – военной. Какую жизнь выберете вы? Встаньте и подойдите к той части доски, которую вы выбрали. (Дети выходят)
Учитель: Всего Вам мирного, доброго, ясного. Всего Вам светлого и прекрасного!
Литература и источники:
1. Большой толковый словарь синонимов русской речи: Идеографическое описание 2000 синонимических рядов, 10 500 синонимов / [Л. Г. Бабенко и др.] ; под общ. ред. Л. Г. Бабенко. - М. : АСТ-ПРЕСС, печ. 2008. - 753 c.
2. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. М.: Истина и жизнь, 1996,- 256 с
3. Горбачевич, Кирилл Сергеевич. Словарь синонимов русского языка: более 4000 синонимов: [толкование значений. Сочетаемость с другими словами. Особенности употребления синонимов] / К. С. Горбачевич. - М. : Эксмо, 2009. - 601 c.
4. Кон И.С. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1981.-. 430 с.
5. Ушаков Д.Н.. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний - М. : Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 c.
Интернет-источники.
http://www.sibstrin.ru/files/library/%D0%9C%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%BC%202.pdf
https://topwar.ru/79300-yunye-geroi-velikoy-otechestvennoy-voyny-i-ih-podvigi.html
https://pravoslavie.ru/95371.html
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/41600-10-izrecheniy-svyatykh-ottsov-o-muzhestve
https://www.risk.ru/blog/208685
http://www.aif.ru/society/people/yulya_korol_nekotorye_menya_voznenavideli_posle_tragedii_na_syamozere
https://rg.ru/2019/01/27/rodina-blokada-semena.html
https://azbyka.ru/muzhestvo
https://letidor.ru/zdorove/doktor-liza-5-postupkov-nastoyaschego-cheloveka.htm
https://socialego.mediasole.ru/yulya_korol_malenkaya_geroinya_o_kotoroy_vse_zabyli
http://vneuroka.ru/krossvord_sozdat_online_iz_svoih_slov/
https://slovar.cc/rus/ushakov/412949.html
http://lusana.ru/presentation/18168
http://ruheroes.ru/category/podvigi/page/8/