СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества на тему "Пионеры - герои"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальный творческий конкурс для педагогов

и учащихся, посвященный 70-летию Победы в

Великой Отечественной войне «Когда была война»

 

 

 

 

Муниципальное казенное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Екатериновка

 

 

 

 

 

Методическая разработка «Урока мужества»

 Пионеры - герои

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Бывалкина Ирина Анатольевна,

учитель МКОУ СОШ №2

р.п. Екатериновка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р.п. Екатериновка – 2015

 

 

Урок мужества

«Пионеры – герои»

 

Цель:

  • познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой                                           Отечественной войны 1941-1945 гг.;
  • развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма;
  • воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине.

Задачи:

  • рассказать учащимся о роли детей в годы войны;
  • расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, конспект, видеоролик о Дне Победы с минутой молчания, «Песня о пионерах героях» музыка А.Пахмутовой, слова Г.Гребенникова, Н.Добронравова, стихи детей.

Класс: 5 – 8

Ход занятия

1.Организационный момент.

Звучит песня о пионерах – героях на слова Г.Гребенникова и Н.Добронравова, музыка А.Пахмутовой.

 

2.Вступительное слово учителя (слайд 1)

Подумать только, какое огромное счастье выпало живущим сейчас поколениям – семь десятилетий мирной жизни, труда, расцвета нашей Родины! Мы завоевали это счастье и на полях сражения, и в мирном труде.

Юные граждане нашей страны всегда принимали участие и в больших, и малых делах нашего народа.

Героическую историю нашей Отчизны, биографии мальчиков и девочек в красных галстуках, многие из которых отдали свою жизнь за мирное, счастливое детство их нынешних ровесников, должен знать каждый из нас.

Патриотический порыв детей был так высок, что они всякими правдами и неправдами присоединялись к воинским частям, становились сыновьями и дочерьми полков. Они были незаменимы как разведчики, связные, подрывники, медицинские сестры. Многие из этих ребят удостоены высоких правительственных наград. Около 20 тысяч пионеров, участников обороны столицы нашей Родины, награждены медалью «За оборону Москвы». 15249 ленинградских пионеров, активных участников обороны города на Неве, получили медаль «За оборону Ленинграда».

Многие мальчики и девочки пришли в партизанские отряды. В партизанской семье выросли пионеры – Герои Советского Союза Леонид Голиков, Валентин Котик, Марат Казей, Зина Портнова.

Их было много, детей – героев, и все они были разные. Но есть у них немало общего. Это преданность Родине.

Война – дело жестокое. Советский народ потерял в ней миллионы жизней. «Мы назвали ее Великой, потому что велико было наше мужество и велик гнев. Мы назвали ее Отечественной, потому что защищали свое  Отечество – самое дорогое, что у нас есть. Мы назвали ее священной, потому что ничего более святого, чем борьба за свободу Родины, человечество не знало. Мы назвали ее народной, потому что весь советский народ поднялся на борьбу».

Обо всем об этом рассказывают страницы истории.

Сегодня мы поведем разговор о ваших сверстниках, о  пионерах – героях.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час — они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда, разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» — и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойными гражданами  нашей страны.

 

А сейчас поближе познакомимся с ними, с их подвигом.

 

 

 

3. Основное содержание.

Как Леня Голиков стал Героем Советского Союза (слайд 2 – 3)

Леня Голиков  жил в Лукино, на берегу реки Полы, что впадает в озеро Ильмень.

Ничто не омрачало детских лет мальчика. Но пришли другие дни. Фашисты напали на нашу страну, фронт приближался к Лукино.

Мальчик ушел к партизанам. Он стойко переносил партизанские тяготы: суровые холода, бессонные ночи, долгие переходы. Разведчик – партизан Леня Голиков выполнял большую и опасную работу. Он разведывал подходы к железным дорогам, сопровождал минеров, сам подрывал мосты. Всего участвовал в 27 боевых операциях.

Однажды при выполнении важного задания ранило его товарища. Но Ленька и представить себе не мог, чтобы оставить раненного товарища. А Степан все больше слабел. Ленька почти нес его на себе. Тут Степан бессильно опустился на землю. Тогда Ленька срезал две березы, сделал волокушу и потащил товарища к месту стоянки партизанского отряда.

Утром командир объявил Леньке благодарность, и он получил свою первую награду – медаль  «За боевые заслуги».

Но самое необычайное произошло 13 августа 1942 года. В этот день, находясь в разведке, Голиков подорвал на шоссе Луга – Псков легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады.

Вскоре из Москвы пришла радиограмма – представить к высшей награде всех участников операции по захвату важных немецких документов. В Москве еще не знали, что документы захватил один партизан и ему всего четырнадцать лет.

Так пионер Леонид Голиков стал Героем Советского Союза.

 Но Леньке не довелось узнать о своем  награждении. Он погиб в неравном бою под селом Острая Лука 24 января 1943 года.

Мать Лени, Екатерина Алексеевна, долго не знала о судьбе сына. Но однажды в Лукино приехал курьер в военной форме и привез наградную грамоту ее сына и письмо о гибели Леонида Голикова.

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лёни Голикову звание Героя Советского Союза.

 

 

 

 

 

Храбрый партизан (слайд 4 – 5)

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе № 4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом.

Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу с взрослыми, освобождая родную землю. На его счету — шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.

Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его звания Героя Советского Союза.

Немцы отступали под ударами Советской Армии. Партизанское соединение получило приказ от командования Советской Армии взять штурмом город Изяслав, через который фашисты направляли  в тыл все свои эшелоны. Вале поручено охранять склад с боевыми припасами. Он бросился на землю и стал посыпать в сторону врагов патрон за патроном. И вдруг издали донеслось громовое «ура». Это пришли войска Советской Армии. Валя привстал, метнул гранату в отступавших фашистов и тут же рухнул на землю, сраженный вражеской пулей.

Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

 

Это было на станции Оболь (слайд 6 – 7)

Дочки старого рабочего Кировского завода Мартына Нестеровича Портнова Зина и Галя поехали в июне 1941 года на каникулы в Белоруссию. Здесь их застала война.

Зина, ученица 385-й школы Ленинграда, установила через своего дядю Ивана Яблокова связь с партизанами. По их заданию она распространяла антифашистские листовки, собирала и пересчитывала оружие, оставленное во время отступления советских войск.

Вскоре на станции Оболь Витебской области подпольный райком партии  создал нелегальную комсомольскую организацию «Юные мстители». Зину Портнову избрали членом руководящего комитета организации, а восьмилетнюю Галю назначали связной.

Около двух лет юные мстители вели мужественную борьбу против фашистских оккупантов. Они пускали под откос воинские эшелоны, разрушали железнодорожные линии, мосты и шоссе и т.д.

После ареста некоторых участников организации командование партизанского отряда поручило Зине установить связь с теми, кто остался в живых. Разведчица успешно выполнила задание, но возвращаясь, попала в засаду. Зину арестовали.

Фашисты зверски пытали ее, но она не выдала тайны организации. На допросе девушке удалось вырвать револьвер и выстрелить в упор в начальника гестапо. Она бросилась бежать к реке, но ее догнали фашисты. Продержав больше месяца в тюрьме и ничего не добившись, гитлеровцы расстреляли юную партизанку 13 января 1944 года.

За боевые заслуги Зине Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Марат Казей (слайд 8 – 9)

Зимой 1942 года пришел к белорусским партизанам тринадцатилетний мальчишка Марат Казей.

...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою, в мае 1944 года. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.

 В городе Минске поставлен памятник юному герою.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Подведение итогов.

Учитель.

Детство этих ребят было наполнено такими испытаниями, что трудно даже в это поверить. Но это было в истории нашей страны, в судьбе этих маленьких ребят. И если бы не их мужество, неизвестно как бы сложилась наша с вами судьба. Посмотрите, сколько их было пионеров – героев Великой Отечественной войны (слайд 10 – 11)

Почтим память всех погибших в годы войны минутой молчания.

 

(Демонстрация видеоролика с минутой молчания)

Почти четыре года длилась Великая Отечественная война, но наш народ мужественно сражался и дал отпор врагу. И сколько бы ни прошло лет, мы всегда будем помнить…

Учащийся читает стихотворение

Куда б ни шел, ни ехал ты…

Куда б ни шел, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты – рыбак, шахтер, Ученый иль пастух, - Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучшей друг.

И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог: Себя в бою не пожалел, А Родину сберёг.

Михаил Исаковский

Учащиеся делятся своими впечатлениями. Отвечают на вопрос: «А смог бы я поступить так, как поступили мои ровесник, когда родина в опасности?»

5. Источники.