Вход в класс. Приветствие. Слайд 1,2,3,4,5 Учитель – ребята, посмотрите внимательно на слайды, и скажите, что их объединяет? Д ети – всего по четыре. Учитель – а какое отношение это имеет к нашему уроку? Дети - ………….. Учитель – что было изображено на последнем слайде? Дети – музыканты. Учитель – сколько их было? Дети – четыре Учитель - ребята как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Значит речь пойдет о музыкантах. Но ведь тема нашей четверти звучит “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки”. И как же мы свяжем это с нашей темой? На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках и рассказах. Но музыка часто звучит не только в сказках, но и в других жанрах литературы. А какие еще литературные произведения вы знаете, в которых говорится о музыке? Учитель - И так ребята, как же будет называться тема нашего урока? «Музыка – главный герой басни» Слайд 6 Учитель – сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова “Квартет”. Слайд 7, 8 Слушание басни И.А.Крылова “Квартет” Анализ басни. Учитель: Какую роль играет музыка? С какой целью она здесь использована? Дети: Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора. Учитель: Какая музыка по характеру? Дети - (ответы детей) Учитель: Может у такой музыки быть композитор? Учитель: В чем мораль этой басни? Дети - Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда. Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка. Предлагается прослушать фрагмент музыкального произведения. Слайд 9 Слушание фрагмента произведения - А.П.Бородин Квартет № 2, часть 3 «Ноктюрн» Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни. Учитель: При повторном слушании попытайтесь определить, что хотел сказать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки, зачем он ее написал. Ответы детей. Учитель: Как звучала музыка? Дети: Медленно, тихо, протяжно, нежно. Учитель: Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали? Дети: Скрипка, виолончель Учитель: Кто исполнял эту музыку? Дети: Инструментальный ансамбль Учитель: Квартет состоит из 4 частей. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн”. Написал этот квартет А. Бородин. Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического характера. Слайд 10, 11 Прежде всего, квартет – это музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре музыканта. Бывает струнный квартет, где все инструменты – струнные; фортепианный квартет - для скрипки, альта, виолончели и фортепиано; бывают квартеты для духовых инструментов. Остальные сочетания инструментов встречаются реже. Слайд 12, 13, 14 А также бывают квартеты вокальные. Слайд 15 А сейчас мы вспомним нашу разминку (выполняют стоя). Разминка: дыхательные упражнения, упражнения на артикуляцию, упражнения на развитие мимических мышц. Пение вокально-хоровых упражнений Дыхательные упражнения Распевки Работа над песней «Гимн музыки» А.Ермолова Слайд 16,17
Учитель: Давайте, мы тоже образуем ансамбль (квартет) и исполним песню А.Ермолова «Гимн музыки»
Учитель: И в заключение нашего урока давайте подведём итог: что нового вы узнали сегодня на уроке? Отгадать кроссворд Слайд 18 Ребятам предлагается оценить знания, полученные на уроке. Слайд 19 Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем Мясорубка – информацию переработаю
Корзина – всё выброшу Оценки за урок 1.Вспомнить известные вокальные квартеты (с помощью родителей), 2.Узнать, чем еще, кроме музыки, увлекался А.Бородин. Урок окончен. До свидания. |