Урок музыки для 1 класса
по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной.
Тема: Музыка осени.
(Урок-прогулка)
Планируемые результаты:
Предметные: Познакомить с произведениями разных видов искусства об осени воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни; замечать прекрасное в окружающем мире; исполнять песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни.
Метапредметные: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
Личностные: умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; восприимчивость к различным видам искусства; бережное отношение к природе.
Педагогические технологии: игровая, здоровьесберегающая.
План.
1.Организационный момент.
2.Цель и задачи урока.
3. Игра Данетка (осень) – отгадывают время года.
4.Звучащие картины – беседа.
5. Прогулка в осенний лес.
6. «Дождик» А. Косенко – слушание.
7. Попевка «Дождь идет» - разучивание, исполнение по ролям.
8.«Мы на луг ходили» рус. нар. песня – исполнение с движениями, игра на шумовых инструментах.
9. Рефлексия.
10. Вывод.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие:
У. Музыка, музыка
Вы пришли на музыку.
Здравствуйте ребята.
Д. Музыка, музыка
Мы пришли на музыку.
Здравствуйте учитель.
2.Сегодня мы пойдем на прогулку в лес, увидим там много интересного, будем петь, танцевать, любоваться природой. А в какое время года вы мне скажете сами.
Игра ДАНЕТКА (дети задают вопросы , называют приметы).
У. Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает?
Д. Осенью.
У. Правильно. А какие еще приметы осени вы знаете? Назовите. (Учащиеся называют еще приметы).
У. Об осени написано много стихов, а у А.С.Пушкина осень была самым любимым временем года.
Унылая пора, очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса. А.П. Пушкин.
А вы знаете стихи об осени? Прочтите. (Дети читают стихи).
3.Обратите внимание на картину «Осень». И. Левитана.
Какая осень здесь нарисована? Золотая или поздняя?
Что вы на ней видите? – речку, в которой отражается голубое небо, берег с пожелтевшей травой, зеленую сосну, березку с золотыми листочками, голые стволы осинок.
Какие краски использовал художник? – яркие: оранжевую, красную, желтую, зеленую, синюю. И темные: серый, темно-зеленый. Это золотая осень.
Какое настроение в ней выразил? - (Называю определения, дети выбирают соответствующее данной картине). Радостное, светлое, мрачное, грустное, веселое, скучное.
Какие звуки вы слышите, глядя на эту картину? – шум ветра, шуршание листьев, крик галок и ворон.
4.А вы хотите отправиться на прогулку в осенний лес? Тогда пошли.
Звучит веселая музыка. Дети шагают, бегут на месте, подпрыгивают.
(Учитель «рисует» словесную картинку, а дети изображают).
Вот мы и пришли в лес. Посмотрите вокруг. Вот елочка зеленая стоит, а вот березка веточки раскинула. А здесь рябина с яркими гроздьями ягод. Ветерок качает деревья, играет разноцветными листочками Ш-Ш-Ш (дети поднимают руки и качаются из стороны в сторону). Ой, а сколько грибов! Вот мухомор. А вот боровичок. Вот лисички рыжие, целая семейка. И подосиновик, и подберезовик. А вот вкусная брусника. Попробуйте. Вот кислая клюква (едят и морщатся). А на этой полянке сладкая голубика и черника (изображают удовольствие). Вон на дереве сидят вороны КАР-КАР. А рядом воробьи – ЧИК-ЧИРИК. Пролетел жук – Ж-Ж-Ж. И пчелка – З-З-З.
Подставьте ладошки солнышку. Улыбнитесь. Погрейте на солнышке щеки, нос.
5. Но вдруг набежали тучки, и пошел дождь.
«Дождик» А. Косенко – слушание.
Расскажите о музыке дождя.
Д. Дождь капал большими каплями медленно, затем он пошел сильнее, и музыка заиграла быстрее. Загремел громко и страшно гром. Дождь продолжает лить. А потом музыка становится тише и медленнее. Дождь заканчивается. И вот последняя капля упала на землю. Дождик был осенним, сильным. И мы все промокли.
У. Нарисуйте пульс дождя в воздухе (медленно / / /, быстрее / / / /, быстро ////////, гремит гром / / /, быстро ////////, медленнее / / / / /, медленно / / ).
Предлагаю прохлопать ритм дождя. Затем исполнить ритм на шумовых инструментах (один ребенок на бубне исполняет раскаты грома).
6. Попевка «Дождь идет» - разучивание по ролям.
Прохлопать ритм. Показать движение мелодии рукой.
1 раз. Дождь идет, дождь идет. Первая группа детей. С возмущением.
Ну, когда же он пройдет?
Вот когда идти устанет, Вторая группа детей. Дразня.
Вот тогда и перестанет.
2 раз. Поют от лица сказочного героя - Мальвина и Буратино, Чебурашка и Шапокляк, Медведь и Заяц и т.д.
7. У. Ребята, посмотрите, а кто это под кустом спит? – заяц.
Предлагаю исполнить русскую народную песню «Мы на луг ходили» с движениями.
1.Мы на луг ходили,
Хоровод водили. Шагают на месте.
Вот так, на лугу
Хоровод водили.
2.Мы ромашки рвали,
Мяту собирали. Приседают и «рвут» цветы.
Вот так, на лугу
Мяту собирали.
3.Задремал на кочке
Зайка в холодочке. Ладошки под щечку.
Вот так, задремал
Зайка в холодочке.
4.Разбудить хотели,
В дудочки дудели: «Играют» на дудочке.
Ту-ту, ру-ту-ту!
В дудочки дудели:
5.Зайку мы будили,
В барабаны били: «Играют» на барабане.
Бум-бум, тра-та-та!
В барабаны били.
6.Зайка просыпайся,
Ну-ка, поднимайся - Повороты туловища.
Вот так, не ленись,
Ну-ка, поднимайся.
7.Мы с тобой попляшем
В хороводе нашем, Мальчики исполняют глубокий присед.
Вот так, мы с тобой Девочки исполняют пружинку.
Весело попляшем.
Какой по настроению была эта песня? – веселой, плясовой, задорной, радостной.. А чтобы песня звучала, еще задорнее можно подыграть себе на инструментах.
(Игра на шумовых инструментах)
Понравилась вам прогулка? А теперь, нам пора домой. (Дети под веселую музыку шагаю, бегут, прыгают).
8. Рефлексия. Чем понравилась вам прогулка? (Дети делятся впечатлениями).
Я учился…
Мне понравилось….
Было трудно…
У меня хорошо получилось…
9.Вывод. Сегодня на уроке мы говорили о золотой осени в природе, музыке, живописи и поэзии. Учились «рисовать» пульс произведения, прохлапывать ритм, исполнять песни по ролям и с движениями, определять настроение и темп музыки.
Ребята, вы молодцы, очень хорошо и дружно работали на уроке.
10. А теперь нам пора прощаться:
- Снова прозвенел звонок и окончился урок. До свидания.
- До свидания.