СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки „ История страны в музыке, изобразительном искусстве и литературе ”

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок музыки, изобразительного искусства и литературы в 7 классе "История страны в музыке,изобразительном искусстве и литературе".

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки „ История страны в музыке, изобразительном искусстве и литературе ”»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Першинская основная школа»









Интегрированный урок музыки

в 7 классе

История страны в музыке, изобразительном искусстве и литературе ”



















Пучкова Виктория Петровна
учитель музыки







Тутаевский район, село Першино

Тема урока: «История страны в музыке, изобразительном искусстве и литературе».

Цели: Формирование основ российской гражданской индентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России через яркие примеры силы воздействия искусства на человека.

Задачи: - увлечь учащихся музыкой; через произведения искусства познакомить учащихся со страничкой истории нашей страны (Гражданская война); показать взаимосвязь музыки с другими искусствами; закрепить знания учащихся о некоторых средствах музыкальной выразительности;

- воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке, к искусству; музыкальную культуру учащихся; любовь к Родине, ее историческому прошлому;

- развить любовь к музыке; внутренний слух и внутреннее зрение, творческое воображение; желание выразительно исполнить музыку; музыкальные способности детей (чувство ансамбля, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма); певческий голос; эмоционально передать в своем исполнении (в разных видах деятельности - пение, движение под музыку) настроение и характер музыки; показать взаимосвязь музыки с другими искусствами; артистические способности.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: словесный, наглядный, размышления о музыке, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, метод эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение, викторина, прием коллективных ответов.

Музыкальный материал:

1. «Орленок» В. Белого, Я. Шведова

2. Песня «Тачанка» К.Листова, М.Рудермана.

3. «Погоня» Я.Френкеля, Р.Рождественского.

Дополнительный материал: репродукция картины «Тачанка» и «Трубачи 1 конной армии» М.Грекова, фильм «Тачанка», текст «Из истории создания песни «Тачанка"

Мультимедийное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.































Ход урока

I.Вход в класс.

II.Приветствие.

III.Проверка домашнего задания(У:-Что называется Гражданской войной и когда она проходила в России
Д:- Война за власть между гражданами одной страны,которые проходили в 1918-1922г).


У: - Просмотрите видео песни и назовите героя Гражданской войны.(Показывается видеоклип «Орленок»)

Д: - Это «Орленок».

У: - Как эта песня связана с историей нашей страны? Кому она посвящена?

Д: - Она рассказывает о юном герое гражданской войны.

У:- Молодцы! Давайте споем эту песню.
- Исполнение песни «Орленок» детьми
У:- Этот герой нашел свое отображение не только в музыке, но и в работах архитекторов, режиссерах фильмов; его имя стало нарицательным; много молодежных организаций называя себя орлятами; есть юношеский лагерь «Орленок» в Крыму а также в Ярославской области.
- Показывается слайды детских лагерей и скульптуры
У:- А как вы думаете о каких песнях мы будем говорить?
Д:- О песнях Гражданской войны.

У:- Сегодня попробуем разобраться как музыка, литература и живопись могут рассказать нам независимо друг от друга об одном и том же жизненном содержании.

- Показ видеоклипа песни «Тачанка»

У: - Какие чувства, желания появились у вас, в момент звучания песни?

Д: - Радость, поднялось настроение, гордость за родину (и пр.); хочется присоединиться к коннице и в бой (и пр.).

У: - Как вы думаете почему композитор и поэт посвятили песню тачанке?(Ответы учащихся.).

У:- Пулеметная тачанка была грозной «боевой колесницей» в годы гражданской войны. Отлитые в бронзе, застыли тачанки в степи под Каховкой и при въезде в Ростов-на-Дону — в тех местах, по которым пролегли когда-то боевые маршруты буденовцев-первоконников.

Как же появилась песня «Тачанка»?


История создания песни

У: -В далеком 1936 году поэт Михаил Исаакович Рудерман(1905—1984) написал стихотворение о тачанке.

У: - Стихотворение опубликовали в газете “Правда”. Несколько композиторов написали к нему музыку. Но песни не получалось, пока не прочел случайно эти стихи композитор Константин Яковлевич Листов (1900—1983) в книжке «Песни Страны Советов».Строки и образы, запечатленные в стихотворении, пробудили дорогие и его сердцу воспоминания юности, когда Листов был бойцом, а потом политруком в красной коннице, воевал в гражданскую под Царицыном.




Картина «Тачанка» М.Грекова (анализ картины)

У: - Перед вами репродукция известной картины русского художника М.Грекова«Тачанка» и ее автор - художник Митрофан Борисович Греков (1882—1934).

Почти во всех картинах художника, во всех его зарисовках – лошади. В 20-е годы Греков вступил добровольцем в Красную Армию и стал ее художником: писал бои, переправы, писал разведчиков, бойцов и … лошадей. Однажды художника привлек пулеметчик,  скакавший впереди отряда. Вероятно, тогда появился замысел тачанки. Идея так захватила М.Грекова, что он поехал в летний лагерь кавалеристов, где начал изучать натуру, делал многочисленные наброски. Начальник курсов разрешил запрячь в старую тачанку четверку самых лучших коней. Она мчалась мимо художника, а он старался запомнить бешеный ход коней и запечатлеть его в своих этюдах. В феврале 1925 года картина « Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» появилась на выставке. М.Б.Греков стал членом Академии художников.


Анализ картины «Тачанка»

У: - Вернемся к картине. Всмотритесь в неё. Что изображено на картине?

Д: - Изображена картина боя. Под палящим солнцем мчатся тачанки. Бойцы – красноармейцы стреляют из пулемета.

У: - Прислушайтесь к картине. Можно ли ее назвать «звучащей» картиной? Объясните, пожалуйста, ответ.

Д: - Картину можно назвать «звучащей». В ней слышатся крики бойцов, пальба из пулемета, ржанье лошадей. Картина похожа на песню «Тачанка» К.Листова.

У: - Какие чувства, желания вызывает у вас картина?

Д: - Волнение и гордость, желание участвовать в этом сражении. Кажется, что кони только мелькнут перед глазами и скроются вдали.


Сравнительный анализ песни «Тачанка» и картины «Тачанка» .

У: - Вы сказали, что «картина похожа на песню «Тачанка» К.Листова». В чем заключается это сходство? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшую викторину. Будьте внимательны.


Викторина

- Ощущаете ли вы в картине движение? (Да.) Есть ли движение в песне? (Да.)

- Движение (темп) в картине быстрое или медленное? (Быстрое.) А в песне? (Быстрый темп.)

- Ритм картины ровный или нет? (Не ровный.) Ритм песни? (Не ровный.)

- Каково звучание (динамика) картины? (Громкая.)А динамика в песне? (Громкая.)




У: -В чем заключается сходство песни и картины?

Д: - Они похожи средствами выразительности. И в песне и на картине мы видим события Гражданской войны, бойцов, тачанки, лошадей.

У: - Молодцы! Вы были очень внимательными.


У: - Просмотрим еще один видеоклип песни о Гражданской войне.
(Звучит «Последний бой» из к/ф «Новые приключения неуловимых» Э.Кеосаяна.)

У: - Что чувствовали во время слушания музыки?

Д: - Тревожность, радость, хочется скакать на лошадях.

У: - Эту музыку можно увидеть?

Д: - Да. Сразу же видишь погоню, конницу.


Сравнительный анализ песен «Погоня» и «Тачанка».

У: - Сравните песни «Тачанка» и «Погоня».

Д: - Они похожи. Обе о Гражданской войне, о детях – героях. Вызывают одинаковое настроение и желание сражаться за родину. Обе в быстром темпе, стремительные, имеют неровный ритм, слышится бег лошади (и пр.).

У: - Верно.

У:- Тема Гражданской войны изображается не только в музыке и изобразительном искусстве, но и в литературе. Многие поэты и писатели обращались к этой теме. Такие как:
1.Михаил Булгаков «Белая Гвардия»
2.Константин Федин «Города и годы»
3.Борис Пастернак «Доктор Живаго»
4.Александр Серафимович «Железный поток»
5.Николай Островский «Как закалялась сталь»
6.Александр Фадеев «Разгром»
7.Михаил Шолохов «Тихий Дон»
8.Алексей Толстой «Хождение по мукам»
9.Дмитрий Фурманов «Чапаев»

На их произведения сняты художественные фильмы. Некоторые из них снимались в Ярославской области.
В Ярославской области есть скульптуры посвященные тематике Гражданской войны. Например:
1.Памятник Фрунзе - герою Гражданской войны
2.Памятники В.И.Ленину
3.Памятник газете «Московский комсомолец»

VI. Обобщение.

У: - Назовите виды искусства, которые присутствовали сегодня на уроке.

Д: - Музыка, литература, изобразительное искусство (живопись, скульптура), киноискусство.

У: - Считаете ли вы, что все эти искусства родственны?

Д: - Да.

У: - Что их объединило сегодня на уроке?

Д: - Их объединила история нашей страны – Гражданская война.

У: - А зачем авторы этих произведений создали эти произведения?

Д: - Для того, чтобы люди разных поколений знали об историческом прошлом нашей Родины, помнили и чтили память тех, кто сражался за Родину.



Разные виды искусства — литература, музыка и живопись по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное со­держание и обогатили наше представление об эпохе гражданс­кой войны (мы одновременно видим картину и слышим песню, в которой стихи сливаются с музыкой).


Список использованной литературы:

1. ЗатяминаТ.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль. – М.: «Глобус», 2007.

2. Кабалевский Д.Б.Программа по музыке 1-8 классы. – М.: Просвещение 2006.

3. М.Ю.Лукашевич. Музыка 5-8 классы Необычные уроки. – М: «Учитель» 2013г

4. Л.А.Жигалова Музыка 8 класс Внеклассные занятия – М:»Учитель» 2012г



Музыкальный материал:

http://mp3sort-com.ifolder.ru/15984307

http://www.sovmusic.ru/m32/pogonya2.mp3

http://www.sovmusic.ru/m32/tachanka.mp3

http://narod.ru/disk/58171756001.6d73236b5e4e6e4325098d771a4782f1/Posledni%20boi.mp3.html


Источник заимствования картинок:

http://www.artsait.ru/art/g/grekov/main.htm

http://www.artsait.ru/foto.php?art=g/grekov/img/14

http://www.bard.ru/cgi-bin/trackography.cgi?name=%D0%F3%E4%E5%F0%EC%E0%ED_%CC.

http://clubs.ya.ru/4611686018427439455/replies.xml?item_no=10487

http://rostov-dom.info/wp-content/uploads/2009/12/rostov_tachanka.jpg

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tachanka_Nova_Kakhovka.jpg

http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post110536543/

http://www.tunnel.ru/



Дополнительный материал:

http://muzruk.info/?p=3296