Введение в тему урока | Давайте перенесёмся на два тысячелетия назад. Театрализация на фоне музыки Баха – Гуно Аве Мария Рассказчик: - Две тысячи лет назад, во времена правления римского императора Августа, Назарет был маленьким селением. В одном из белых домиков, похожем на те, что сейчас разбросаны по Назаретским склонам, жила юная гамелеянка по имени Мария. Родители Марии умерли рано. В три года девочку отдали в Иерусалимский храм. Мария растет и воспитывается в храме, служа его святыням, и занимаясь рукоделием. Достигнув совершеннолетия, она уже не может оставаться в Храме. Поэтому ей подыскивают опекуна - известного своей праведной жизнью старца - плотника Иосифа. Пока он готовился принять Марию в свой дом, она проводила дни в тишине за работой, в молитве и чтении священного писания. Сердце Ее всегда обращено к небесному Отцу. Однажды Мария сидела погруженная в глубокие размышления, перед ней лежала книга пророка Исайя, где говорилось о рождении Мессии. Мария: Кто бы не была эта счастливая женщина, которой суждено стать Его Матерью, Я готова быть у Нее последней из служанок. Рассказчик: Внезапно бедная женщина озарилась ослепительным светом и Мария услышала голос небесного вестника - Ангела. Ангел: Радуйся Благодатная! Господь с Тобой! Благословенная Ты между женами! Рассказчик: В трепете страхе Мария Молчала. Ангел: Не бойся Мария! Ибо ты обрела благодать у Бога! Ты родишь Сына и наречешь Его Иисус! Он будет великим и Сыном Всевышнего назван!» И Царству Его не будет конца! Рассказчик: Смутилась Пречистая. Ведь Она не имела мужа и не хотела принадлежать никому, кроме Бога, но Вестник сказал Ей, что чудесное дитя, которое родится у нее, не будет иметь земного отца в знак того, что явление Его и есть пришествие сына Божья. Учитель: Этот великий день в жизни Девы Марии и в истории всего мира церковь вспоминает как праздник Благовещения. Рассказчик: В то время император Август приказал провести перепись населения в стране. Люди, покинувшие родные города обязаны были явиться в них, чтобы отметиться в списках. Иосиф родился в Вифлееме, поэтому должен был идти в этот город. Марию он взял с собой. В город по случаю переписи стеклось много народа, все гостиницы были полны, и усталым путникам не нашлось места. Тем временем пришел час Марии родить ребенка. Тогда один человек сжалился над молодой женщиной и предложил Ей и Иосифу остаться в пещере, куда он загонял овец и коз. Эта было самая великая ночь в истории рода человеческого. | Участвуют в театрализации. Смотрят, слушают. | Метод создания художественного контекста. Метод соучастия. | Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. |
Постановка учебной задачи Актуализация знаний | О чём пойдет речь на уроке? Что вы знаете о Деве Марии? Какие произведения искусства посвящены её образу? С помощью, каких средств выразительности передан образ Девы Марии? | Об образе Девы Марии. Называют известные произведения искусства. Формулируют тему. Обучающиеся ставят перед собой задачу, отвечают на вопрос | Метод ретроспективы и перспективы. | Регулятивные: Целеполагание. Познавательные: Самостоятельное выделение– формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: Строить монологическое высказывание |
Совместное открытие новых знаний | - Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, композиторы, поэты. Недаром среди многих обращений к Богородице «Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна» - есть обращение Всепетая. - Известный итальянский художник Рафаэль Санти жил и писал свои картины боле 500 лет назад. Почему же до нашего времени люди не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с младенцем не руках. Сикстинская Мадонна – самое известное произведение Рафаэля. Как вы думаете, это икона или живописное полотно? Это картина, может находится в церкви. Расскажите, что вы видите? Какие чувства вложил художник в эту картину? В фигуре мадонны есть и величие и простота, обратите внимание на босые ноги! Она идёт навстречу людям. Вот как описывает лицо Мадонны В. Жуковский. Страница 87. Назовите слова из текста наиболее полно передающие настроение картины. - Какую музыку надо было бы сочинить, чтобы выразить всю силу материнской любви и то чувство очарования его, которое передает художник? Давайте вслушаемся в звучание музыки австрийского композитора Ф. Шуберта! Какое её главное качество? А сейчас послушаем отрывки из произведений Дж. Каччини и И.С. Баха – Ш. Гуно. Что объединяет эти мелодии? Какой линией вы изобразите мелодии? Обратите внимание на картину, есть ли движение и как Рафаэль показал это? Какую палитру красок использовал художник? В музыке тоже есть красочная палитра – это ЛАД (мажорный и минорный). Какой лад вы выбираете для музыкальных произведений? Совпадает ли эмоциональное состояние Марии и младенца? | Фиксируют и запоминают новую информацию Работа с учебником Страница 86 Рассматривают картину? Описывают картину. Красота, восхищение, радость. Работа с учебником, читают, анализируют. Страница 87 Называют слова. Высказывают своё мнение. Слушают «Аве Мария!» Анализируют, отвечают: напевность, лиричность, возвышенность. Все напевные, посвящены образу Марии. Виртуально в воздухе изображают линии мелодий. Движение мелодий напоминает волны. Складки на одежде, откинутый подол платья, вздымающееся покрывало. Сочные цвета синего, зеленого, золотого. Мажор Лицо Марии спокойное, лицо младенца тревожное, возможно предчувствует испытания. | Словесный метод, наглядный метод, метод музыкального общения (формирование знаний о музыке, как системе; развитие осознанного отношения к музыкальному искусству). | Познавательные: Учатся размышлять, высказывать свои суждения Регулятивные: Развитие умения осмыслить полученную информацию. Познавательные: Построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и друг с другом. |
Вокально-хоровая работа | Чтобы прочувствовать созвучность произведений музыки и живописи разучим музыкальные фрагменты. Что вы можете сказать об особенностях исполнения этих сочинений? | Коллективно – исполнительская деятельность. Разучивание фрагментов страница 89. Размышляют, высказываются. | Метод интонационно-стилевого анализа. Метод соучастия. | Личностные: Формирование исполнительских навыков Коммуникативные: Принимать участие в групповом музицировании. |
Закрепление знаний | В чем выражается общность языка различных видов искусства? Используя карточки, сопоставьте язык музыки и живописи и выберите средства выразительности, с помощью которых художнику Рафаэлю Санти и композиторам удалось создать образ Мадонны. Домашние задание: Подберите литературные произведения воспевающие образ Мадонны. | Работа с карточками в парах. | Работа в парах. Метод сопоставление и анализа. | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию; выделение и осознание того, что уже усвоено. Личностные: Умение применять полученные знания |