Урок № 27 _________________
Небесное и земное в звуках и красках
Цели урока: осознание специфики музыки и выявление родства художественных образов разных искусств;
Ход урока.
I. Организационная часть.
II. Основная часть.
У- Здравствуйте, ребята. Чтобы нарисовать картину художник использует для этого какие средства? (П: краски) А композитор в музыке? (П: звуки).
Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкальными произведениями, которые посвящены одному художественному образу. Постараемся разгадать этот образ самостоятельно.
Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.
Звучит музыка Ф. Шуберта «AVE MARIA»
У:1) Какие чувства вызывает эта музыка? (П: спокойствие, красота, любовь, умиротворение…)
2)Эта музыка отображает женский или мужской образ? (П: женский, образ матери…)
3)Вслушиваясь в сопровождение, мы какой образ можем представить движущийся или статичный? (П: образ в движении)
4) А какие краски на ваш взгляд можно выделить в этом образе? (П: синий и его оттенки, красный, белый, золотой)
Открываю слайд, на котором «Сикстинская мадонна» итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти.
У: Итак, что мы смогли понять через музыку? 1) Чувства спокойствия, красоты, любви и умиротворения в женском образе, который открывает образ Девы Марии.
2) Вы определили образ в движении и мы видим, что Мадонна сходит с небес на землю, идет навстречу людям!
У: Как художник передает это движение? (П: при помощи изображения складок на одежде, откинутый плащ, вздымающееся над головой покрывало…)
У: Как вы думаете перед вами икона или картина? (П: это картина, так как помимо главных образов в ней присутствуют и образы второстепенные: слева пожилой человек в красивой одежде, а справа женщина…)
У: Да, вы правы. Это алтарная картина. Она была написана величайшим итальянским художником ХVI века Рафаэлем Санти для собора и размещалась над алтарем. Сейчас она находится в Дрезденской галерее в Германии и известна всему миру. Фигура слева это Папа Римский Сикст IV роскошном парчовом облачении. Земной владыка стоит в волнении перед Мадонной, положив руку на сердце. Справа – святая Варвара. Она потупила очи, выражая свою покорность и благоговение перед образом Марии. Кого еще мы видим на картине? П: (Амурчиков внизу картины. Они смотрят вверх)
У: Да, два шаловливых херувима с недетской задумчивостью взирают в небо. Теперь вспомните какие основные цвета вы выделили в своем воображении перед тем, как увидели эту картину: Синий –цвет святости (цвет плаща Мадонны, золотой- золотистое покрывало на голове Мадонны и у Сикста золотистый цвет одеяния, красный- цвет величия и красоты и белый цвет чистоты и непорочности (облака, херувимы).
У: Давайте послушаем еще одно произведение, посвященное этому образу
Звучит И. С. Бах «AVE MARIA»
У: Давайте сравним это произведение с предыдущим Ф. Шуберта (П: они передают одинаковые чувства, оба произведения напевны и песенны. Аккомпанемент рисует движение, словно волны набегают)
У: А какой лад-краска мажор или минор избрали для своего произведения Ф. Шуберт и И.Бах? (П: Мажор, так как оба этих произведения прославляют Деву Марию – светлую, чистую, нежную.)
У: Теперь обратим внимание на младенца Христа, которого Мария держит на руках. На многих картинах и иконах выражение лиц матери и ребенка одинаковы: либо суровы, либо задумчивы и безмятежны. Совпадают ли эмоциональные состояния дитя и матери на этой картине? (П: Лицо Мадонны спокойное, а лицо Младенца выражает тревогу. Наверное, он предчувствует, что в жизни его ждет много испытаний)
Актуализация знаний:
Теперь послушайте 2 песни. Звучат В. Гаврилин «Мама» и Биксио «Мама». Сравним их.
(П: Они передают чувства любви, нежности, они обе о маме. А различие, что в песне В. Гаврилина плавное, умиротворенное исполнение, а в песне Биксио – яркое, эмоциональное, близкое к разговорной речи.
У: Какая из песен близка по характеру к произведениям «AVE MARIA» Ф. Шуберта и И. Баха?
П: В. Гаврилина «Мама»
Исполняем песню, работаем над интонацией и музыкальной выразительностью.
Итог:через музыкальные средства выразительности можно познать средства выразительности художника: линия – мелодия, цвет-тембр, колорит – лад, ритм – ритм изображения, форма- композиция.
Слова песни В. Гаврилин, А. Шульгина — Мама
Руки усталые тихо опущены,
Волосы русые в узел завязаны...
Тихая моя,
Нежная моя,
Добрая моя мама!
Тихая моя,
Нежная моя,
Добрая моя мама!
Все мне мерещатся годы бывалые,
Юности прожитой кофточка алая.
Тихая моя,
Нежная моя,
добрая моя мама!
Тихая моя,
Нежная моя,
Добрая моя мама!
Как уберечь тебя, как защитить тебя,
Как удержать тебя в дни быстротечные?
Тихая моя,
нежная моя,
Добрая моя мама!
Тихая моя,
Нежная моя,
Добрая моя мама!