Просмотр содержимого документа
«"Небесное и земное в звуках и красках"»
Разработка проведения урока:
«Небесное» и земное в звуках и красках»
Класс: 5 а
Тема урока: « Небесное и земное в звуках и красках»
Раздел: «Музыка и изобразительное искусство»
Программа: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева «Музыка»
Цель урока: Раскрыть внутреннюю связь визуального и музыкального видов искусства, отношение композиторов и художников к духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства
Задачи: Показать учащимся особенности внутреннего мира человека, его чувства, эмоции, переживания, с помощью разных видов искусства, дать определение понятий «духовная музыка», «а капелла».
Развивать музыкальные способности детей, их творческие задатки, навыки активного восприятия музыкального произведения, вокально-хоровые навыки, отзывчивость на духовную музыку и произведения живописи и архитектуры.
Воспитывать интерес к произведениям хорового жанра, к духовным традициям, любовь к искусству, высокие моральные качества.
Художественно - педагогическая идея: «Любовь к матери и к родине живёт в сердце каждого человека во все времена»
- личностные: осмысление взаимодействия искусств (музыки, изобразительного искусства и литературы) как средства расширения представлений о содержании образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.
- метапредметные : связь между образовательными предметами - русский язык и литература, история, изобразительное искусство, музыка.
Тип урока: « открытия» нового знания
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Формы работы учащихся: беседа, дискуссия, работа с учебником, создание художественного контекста, слушание и анализ, вокализация, работа в группах, вокально-хоровая работа.
Необходимое техническое оборудование:
компьютер, видеоролики PowerPoint, синтезатор, художественно-творческие задания учащихся.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Самоопределение к учебной деятельности. | Учитель приветствует учащихся, проверяет насколько комфортно они себя чувствуют. | Настраиваются на урок | 1 |
2 | Активизация внимания Актуализация знаний | Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок; На фоне старинного русского распева демонстрирует иллюстрации (слайд № 1) И. Остроухов «Сиверко»; Внутренний вид Храма Христа спасителя; Богоматерь Владимирская. Икона; Богоматерь Великая Панагея. Икона; Слушание отрывка из рассказа Д. Лихачева. Вслушайся в музыкальность иллюстраций, размышления Д. Лихачева. Что их роднит с мелодией древнего песнопения? | Смотрят слайды презентации, слушают музыкальный и литературный фрагменты. "Знаменный распев" Отвечают на вопрос учителя: анализируют Ответы: Образ Песенность; | 4 |
3 | Введение в тему урока | Мы только, что убедились, что образы разных искусств – живописи, архитектуры, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы и души человека… Сегодня мы продолжаем тему «Небесное и земное в звуках и красках» | Активизируют свои знания. Ответ :тема урока. | 3 |
4 | Постановка проблемного вопроса. | Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье? | Ищут ответ в течение урока, в конце должны ответь на вопрос | 2 |
5 | Совместное открытие новых знаний
Метапредметные и личностные связи | Разбор картины (композиции) «Покров Пресвятой Богородице» Послушайте обращение к Богородице С. Рахманинова. Какие схожие черты можно определить всматриваясь в икону и слушая это произведение? Как исполнялось музыкальное произведение? Работа с учебником Откройте страницу учебника № 82, найдите «Как назывался основной вид древнерусского церковного песнопения?» «От какого слова происходило это название?» Вывод: Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси. В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времен и народов создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса Христа – Марии. | Участвуют в фронтальной беседе по разбору иконы Размышляют, анализируют. ответы: образ, распевность Пение a cappella Хором и органом Работают с учебником Формулируют понятия: знаменный распев, песнопение Обобщают при помощи учителя | 7 |
6 | Основная часть Восприятие музыки, и изобразительного искусства Творческое задание Работа в группах
Проверка изученного материала
Результаты и оценивание | Слушание Ave Maria Ф. Шуберта Какие чувства передает эта музыка? Просмотр Картины Рафаэль. Сикстинская мадонна. Что сближает музыкальный и художественный образ алтарной картиной итальянского художника Рафаэля В чем сходство Ave Maria Ф. Шуберта с музыкой «Богородице Дево, радуйся» С Рахманинова, а в чем различие? Что вы можете сказать об особенностях исполнения этих сочинений? В тетради записать по одному эмоциональному впечатлению от прослушанных произведений, закрасить в цвет и выстроить по значимости. Творческое задание. «Лестница эмоциональных впечатлений» Проверочная работа : 1 в. 2 в. 1.Картиной мы- На икону мы- 2.Произведения С .Рахманинова Ф. Шуберта 3.Где присутствуют Звуки и мелодия Краски и линии 4.Как называют мать Иисуса Христа в православном в католическом храме 5.Пейзаж это- Натюрморт это- Выставление оценок. | Слушают, размышляют. Ответы: образ, настроение, эмоциональное состояние, плавность мелодии и линии. Анализируют Ответы: Схожие черты: образ Матери Иисуса Христа, чувства: нежности, искренности, трепетной любви, исполнение на распев. Отличие: особенность исполнения: в первом случае – вокально-инструментальное, во втором - a cappella В первом случае – произведения зарубежных композиторов, во втором - русских Работают в группах по порядку, закрашивают в определённую цветовую гамму. Меняемся тетрадями и проверяем работу: Ответы: 1.любуемся, молимся 2Богородице, Аве Мария, Дево радуйся 3Музыка Живопись 4Богородица Дева Мария, Матерь Божья 5Изображение неодушевлённых природы предметов
Выставление оценок | 7 5 |
7 | Закрепление изученого. | Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье? Песня «Моя Россия» исполняет Сидельникова Света и группа девочек | Размышляют, дают ответы опираясь на пройденные произведения на уроке где слово мама сравнивается с Родиной Весь класс присоединяется в третьем куплете. | 3 |
8 | Рефлексия и здоровьесберегающие технологии | А сейчас музыкальная разминка : Песня «Метелица» | Выполнение музыкальной разминки. | 2 |
9 | Вокально-хоровая работа | Работа над песней «Музыка зимы» | Исполняют выразительно, чувственно рисуя картину зимнего пейзажа» работа в унисон и два голоса. | 5 |
10 | Домашнее задание | Художественно-творческое задание «Музыка зимы», учебник стр. 84 | | 1 |
11 | Итог урока. | Мы работали над темой… Мы узнали… Мы изучили… Как пошёл наш урок… | (хорошо, отлично, нам очень понравилось…) | 2 |
2