СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 3 классе "Древнейшая песнь Материнства"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок музыки в 3 классе по ФГОС. Тема "Древнейшая песнь Материнства"

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 3 классе "Древнейшая песнь Материнства"»

4


Урок музыки в 3 классе

Тема: «Древнейшая песнь Материнства»

Цель: формирование представлений об образе Божьей Матери через произведения изобразительного искусства, поэзии, музыки.
Планируемые результаты

Предметные: эмоционально и осознанно воспринимать произведения, принадлежащие к разным видам искусства; ознакомление с понятиями «икона», «тропарь»; развитие чувства ритма и навыка чистого интонирования.

Личностные: воспитание интереса к духовному наследию русского народа; уважения и любви к матери.

Метапредметные: способность организовывать свою учебную деятельность; работать с учебной информацией; решать творческие задачи; готовность к сотрудничеству со сверстниками, коллективной работе.

УУД

Личностные: положительное отношение к уроку; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; интерес к духовной культуре своего народа.

Регулятивные: анализировать; контролировать свое участие в разных видах музыкально-творческой деятельности; высказывать свое мнение о явлениях искусства.

Познавательные: свободно ориентироваться в учебнике; анализировать произведения искусства; делать выводы.

Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе; слушать других; понимать содержание вопросов; высказывать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ноутбук, репродукции икон, учебники, музыкальная запись церковной музыки, ноты, кроссворд, словари настроения музыки.

Ход урока

1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

- Послушайте строки русского поэта Сергея Островского:

Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
Так она и будет жить в веках:

Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!

- Кому посвятил эти строки поэт? Кто она такая? Как Деву Марию называют в западных странах с католической верой? (Ответы учащихся).

- В нашей стране её называют Богородицей, Богоматерью.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями, посвященными Богоматери. О том, чему мы посвятим большую часть урока, вы сможете узнать, разгадав кроссворд.

1

2

3

4

5




















1. Русский народный струнный музыкальный инструмент.

2. Русский народный духовой музыкальный инструмент.

3. Итальянское слово, от которого произошло название клавишного инструмента.

4. Ударный музыкальный инструмент.

5. Медный духовой музыкальный инструмент.

(Гусли, рожок, пиано, бубен, труба)

- В нижней выделенной строке появилось слово «икона».

3. Сообщение темы, задач урока.

- Тема урока «Древнейшая песнь материнства». Сегодня вы узнаете об иконе «Богоматерь Владимирская», поймёте, почему так назван урок, познакомитесь с церковной музыкой.

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

- Слово «икона» в переводе с греческого языка означает «образ». Икона отличается от картины тем, что христиане молятся перед иконами. Молятся тому, кого видят на иконе. Задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека. Иконы пишут по строго определённым правилам красками на деревянной (липовой или сосновой) доске. В учебнике на странице 44 изображена икона Владимирской Божией Матери. Работа с учебником.

- Это самая древняя икона Божией Матери. Она была написана ещё при жизни Богоматери. По преданию апостол Лука написал эту икону на доске стола, за которым обедала Богородица со своим Божественным сыном. Поэтому художник Игорь Грабарь назвал эту икону «Древнейшая песнь материнства». Икона много путешествовала. В V веке она была принесена из Иерусалима в Константинополь. В XII веке привезена из Константинополя в Киев, а затем в город Владимир, от которого и получила своё название. В XIV веке ради избавления от нашествия врагов икону перенесли в Москву. С тех пор она находится в Успенском храме Московского Кремля. Давайте рассмотрим её. На иконе мы видим образ Богоматери. Кого она держит? Как по отношению к Богоматери расположен Иисус Христос? Как держит своего младенца Богородица? (Ответы учащихся).

- Изображение на иконе передаёт полное нежности общение ребёнка с матерью, предвидящей страдания, ожидающие её сына. Этот образ чтят во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Богоматерь приходит на помощь к тем, кто к ней обращается. Глядя на этот образ смягчаются самые жестокие сердца. Поэт Максимилиан Волошин посвятил стихотворение образу Владимирской Богоматери.

Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлёвских,

Умилясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнялось светлою слезой!

Физкультминутка. Исполнение песни «Гармошка».

- Сегодня на уроке вы услышите церковное песнопение, которое называется тропарь. Тропарь – краткое молитвенное песнопение, посвящённое святому или церковному празднику. Все тексты церковных песнопений звучат на церковнославянском языке. Существует тропарь, исполняемый в честь Владимирской иконы Божией Матери.



Днесь светло красуется славнейший град Москва,

яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,

чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы

притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:

о пречудная Владычице Богородице!

Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,

да избавит град сей и вся грады и страны христианския

невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд.

(При необходимости перевести на русский язык).

- Сейчас прозвучит тропарь Владимирской иконы Богоматери. После этого попрошу вас ответить на вопросы. Слушание музыки.

- В каком исполнении прозвучал тропарь? Настроение музыки? Характер музыки? Где может звучать этот тропарь? Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (Ответы учащихся).

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков.

- Богородица – это, прежде всего мать. Тема материнства с древнейших времён волновала художников, поэтов, композиторов всех народов, наверное, потому, что эта тема близка каждому человеку, независимо от возраста, страны и национальности.  В наши дни создано много песен, посвященных самому близкому для нас человеку – маме. И мы с вами сегодня можем тоже передать свои чувства к маме. Как? (Ответы учащихся).

Попевка «Мы – третьеклассники»

Работа над песней Ю. Чичкова «Мама».

6. Итоги урока.

1. Чему был сегодня посвящён урок?

2. Чей образ запечатлён на иконе?

3. С каким новым песнопением мы сегодня познакомились?

4. В любом виде искусства символом чего является образ матери? (Ответы учащихся).

Оценивание учащихся.

7. Рефлексия.

- Кого заинтересовала тема урока?

- Кому захотелось сказать своей маме нежные, ласковые слова? (Ответы учащихся).

- Уважайте, берегите, любите своих матерей, старайтесь не причинять им боли своими словами и поступками. До свидания.






 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!