СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 4 классе "Что за прелесть эти сказки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит план-конспект урока с планируемыми результатами, музыкальные файлы к уроку и текст песни для исполнения

Просмотр содержимого документа
«план»

Урок №9 в 4 классе

Тема «Что за прелесть эти сказки» « ТРИ ЧУДА»

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Урок-путешествие.

Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание регистра.

Задачи: 1.Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

2. Научить учащихся определять регистр.

3. Вызвать интерес к классической музыке.

4. Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные: сопоставлять музыкальныеобразы в звучании различныхмуз.инструментов.

Метапредметные:

Регулятивные : самостоятельно распознавать художественный смысл произведения.

Коммугникативные: отвечать на вопросы учителя.

Личностные :Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Приветствие.

  1. Открытие темы. Формирование целей. Планирование работы.

На доске афиша.

Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались по афише, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». И познакомимся с музыкальной живописью этой сказки. Ребята, а может быть вы знаете - кто сочинил «Сказку о царе Салтане»?

Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Молодцы!Чтоже вы знаете об этом человеке?

Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров? Волшебством.

В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора?Римский – Корсаков.

  1. Работа над темой

« В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут…»

Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы « Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы.

Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.

Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются сказки? Со вступления.

А какие вступления к сказкам вы знаете? Жили-были…В некотором царстве..и т.д. Для чего нужны всиупления? Привлечь внимание.

Послушайте, пожалуйста, вступление ко 2 картине 4 действия оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.

Слушание.

Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

. А каким образом?

Звучали разные инструменты.

Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах.

Что такое регистр? (Затруднение)

Давайте сегодня на уроке разберёмся и с этим.

Регистр - это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.

А что такое тембр?

Тембр - это окраска звука.

. Откройте пожалуйста тетради и запишите это. (Регистр…)

(дети записывают определение регистр)

И так, мы находимся в театре.

Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо. Белка.

Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка. Белка поет в высоком регистре.

А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?. (Легко, отрывисто, подвижно).

А в каком регистре звучала тема белки?Тема белки звучала в высоком регистре.

Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?(Дети называют инструменты симфонического оркестра)

Ребята давайте попробуем разучить хор из оперы «Сказка о царе Салтане»

Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато)

Проговорим слова « Во саду ли в огороде

Девица гуляла.

Она ростом невеличка

Румяное личко!»

Проговариваем. Поём.

А сейчас антракт. Уже знакомая вам игра в оркестр. «Озорная полечка»

Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра

А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей)

« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.( Звучит фрагмент

На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.В каком регистре звучал марш?Марш звучал в низком регистре.

Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт. Сейчас будет звучать музыка, и вы можете свободно передвигаться по классу. Девочки будут изображать белочек, а мальчики богатырей. Подумайте пожалуйста как вы исполните свою роль. (Дети прекрасно справляются с заданием).

В каком регистре звучала музыка белочек и богатырей?

Образы Пушкина отозвались не только в музыке, но и в живописи.

Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь»

Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедя при помощи красок. Какая она?

Красивая, волшебная, таинственная…

Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре? Дети предполагают.

Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский – Корсаков

Звучит фрагмент

Совпало ли ваше воображение с композиторским ?

Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.

Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.

  1. Вокально-хоровая работа.

«Сказка по лесу идёт»

  1. Итоги Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

. Кто написал эту оперу?

Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).

Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке.

.

Просмотр содержимого документа
«сказка по лесу идёт»

Сказка по лесу идет

1-я стр/распечатать
2-я стр/распечатать

Слова Ю. Мориц    Музыка С. Никитин

Поют Никитин С. Никитина Т.

Сказка по лесу идет,
Сказку за руку ведет.
Из реки выходит сказка,
Из трамвая, из ворот.

Это что за хоровод?
Это сказок хоровод.
Сказка умница и прелесть
С нами рядышком живет.

Припев:

Чтобы, чтобы, чтобы
Снова добрый злого победил,
Чтобы добрый, чтобы злого
Стать хорошим убедил,
Чтобы добрый, чтобы злого
Стать хорошим убедил.

Ах, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой.
Обожаемые сказки
Слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит.
Сказка умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт.

Припев:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!