Урок №9 в 4 классе
Тема «Что за прелесть эти сказки» « ТРИ ЧУДА»
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-путешествие.
Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание регистра.
Задачи: 1.Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
2. Научить учащихся определять регистр.
3. Вызвать интерес к классической музыке.
4. Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные: сопоставлять музыкальныеобразы в звучании различныхмуз.инструментов.
Метапредметные:
Регулятивные : самостоятельно распознавать художественный смысл произведения.
Коммугникативные: отвечать на вопросы учителя.
Личностные :Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.
Ход урока
Орг. момент.
Приветствие.
Открытие темы. Формирование целей. Планирование работы.
На доске афиша.
Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались по афише, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». И познакомимся с музыкальной живописью этой сказки. Ребята, а может быть вы знаете - кто сочинил «Сказку о царе Салтане»?
Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Молодцы!Чтоже вы знаете об этом человеке?
Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров? Волшебством.
В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора?Римский – Корсаков.
Работа над темой
« В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут…»
Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы « Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы.
Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.
Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются сказки? Со вступления.
А какие вступления к сказкам вы знаете? Жили-были…В некотором царстве..и т.д. Для чего нужны всиупления? Привлечь внимание.
Послушайте, пожалуйста, вступление ко 2 картине 4 действия оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.
Слушание.
Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?
. А каким образом?
Звучали разные инструменты.
Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах.
Что такое регистр? (Затруднение)
Давайте сегодня на уроке разберёмся и с этим.
Регистр - это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.
А что такое тембр?
Тембр - это окраска звука.
. Откройте пожалуйста тетради и запишите это. (Регистр…)
(дети записывают определение регистр)
И так, мы находимся в театре.
Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо. Белка.
Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?
Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка. Белка поет в высоком регистре.
А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?. (Легко, отрывисто, подвижно).
А в каком регистре звучала тема белки?Тема белки звучала в высоком регистре.
Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?(Дети называют инструменты симфонического оркестра)
Ребята давайте попробуем разучить хор из оперы «Сказка о царе Салтане»
Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато)
Проговорим слова « Во саду ли в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка
Румяное личко!»
Проговариваем. Поём.
А сейчас антракт. Уже знакомая вам игра в оркестр. «Озорная полечка»
Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра
А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей)
« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»
Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?
Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.
А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.( Звучит фрагмент
На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.В каком регистре звучал марш?Марш звучал в низком регистре.
Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт. Сейчас будет звучать музыка, и вы можете свободно передвигаться по классу. Девочки будут изображать белочек, а мальчики богатырей. Подумайте пожалуйста как вы исполните свою роль. (Дети прекрасно справляются с заданием).
В каком регистре звучала музыка белочек и богатырей?
Образы Пушкина отозвались не только в музыке, но и в живописи.
Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь»
Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедя при помощи красок. Какая она?
Красивая, волшебная, таинственная…
Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре? Дети предполагают.
Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский – Корсаков
Звучит фрагмент
Совпало ли ваше воображение с композиторским ?
Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.
Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.
Вокально-хоровая работа.
«Сказка по лесу идёт»
Итоги Ребята! С чем мы сегодня познакомились?
. Кто написал эту оперу?
Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).
Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке.
.