СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 4 классе по теме "Опера Иван Сусанин"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный урок входит в раздел "В музыкальном театре". На уроке учащиеся знакомятся с сюжетом оперы, слушают музыкальные фрагменты. Цели урока: формировать у обучающихся образ защитника Отечества, воспитывать нравственно-эстетические чувства, любовь к Родине, уважение к истории нашей страны.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 4 классе по теме "Опера Иван Сусанин"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа п. Ручей

Усть-Кутского муниципального образования

Иркутской области

Конкурс педагогического мастерства

«Урок года - 2014»





Разработка открытого урока в 4 классе

по теме:

Опера «Иван Сусанин». За Русь все стеной стоим. Сцена в лесу.








Выполнил:

Учитель музыки Кочнева Е.В.








п. Ручей

2014г.



Тема урока: Опера «Иван Сусанин». За Русь все стеной стоим. Сцена в лесу (действие III и IV).

Цель урока: сформировать у обучающихся образ защитника Отечества в оперном жанре.

Задачи:

Воспитательные

  • Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть ее защитником.

Развивающие

  • Формировать умение давать эмоционально - образную оценку произведениям и явлениям жизни.

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать информацию.

  • Развивать вокально-хоровые навыки на примере песни «Край, в котором ты живешь» (муз. Г.Гладкова, слова Ю.Энтина)

Образовательные

  • Закрепить понятие опера, песенность, танцевальность.

  • Продолжить знакомство с творчеством русского композитора М.И. Глинки.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: Урок-путешествие



ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент

Дети собираются в класс под песню «Край, в котором ты живешь».

Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Постановка учебной цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Эпиграф к уроку: «Нет счастья выше, нет чести выше,

Чем любимой Родине служить!»

Учитель: Прочтите эпиграф к уроку ещё раз и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Дети: О Родине, о защитниках Родины.

Учитель: Ребята, знакома ли вам песня, под которую вы собирались на урок? Когда вы с ней познакомились? О чем эта песня? Как она называется?

Дети: Мы познакомились с ней на прошлом уроке. Она о Родине и называется «Край, в котором ты живешь».

Учитель: Давайте, мы её исполним. Что нам для этого необходимо сделать?

Дети: составляют исполнительский план

Вокально-хоровая работа

  • Дыхательное упражнение «Ветер» (2-3 раза).

  • Артикуляция – растянуть губы в улыбке, потом сделать их в трубочку (2-3 раза).

  • Распевка «Вот иду я вверх, вот иду я вниз», помогая себе рукой.

  • Вспомнить и исполнить мелодию песни

  • Повторить слова и исполнить песню без музыкального сопровождения, затем под музыку всем классом, индивидуально.



Край, в котором ты живешь



1. Мы играем возле дома

И зимой и летом.

Все давным-давно знакомы

В милом доме этом!

Припев: Посмотри, как хорош,

Край, в котором ты живешь – 2 раза.

2. Слышишь, улица родная

Нет тебя чудесней.

Мы по улице шагаем

Вместе с нашей песней!

3. Нашим самым дружным

хором песенка поется,

дом, и улица и город

Родиной зовется!



Учитель: О подвигах, о славе защитников Родины создано много музыкальных произведений. С каким подобным произведением вы познакомились на предыдущем уроке? И куда мы сегодня снова отправимся за знаниями?

Дети: Опера «Иван Сусанин» русского композитора М.И. Глинки. Мы отправимся в музыкальный театр.

Учитель: Что такое опера?

Дети: Опера – музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.

Учитель: В опере «Иван Сусанин» композитор рассказал о событиях 1612 года, когда поляки хотели погубить молодого царя Михаила Романова и обманом попасть в Москву, чтобы посадить на русский престол своего польского короля.

Учитель: Ребята, кем был Иван Сусанин?

Дети: Он был простой русский крестьянин.

Учитель: На прошлом уроке мы закончили знакомство с оперой в тот момент, когда в мирную обстановку дома Ивана Сусанина ворвался отряд польских завоевателей.

Давайте спросим себя «Что ещё я хочу сегодня узнать на уроке?»

Дети: отвечают.

Учитель: цель нашего урока узнать, кем на самом деле был Иван Сусанин, и какую роль он сыграл в исторических событиях нашей Родины.

  • Мы должны ответить на вопрос: Как поступил Иван Сусанин, когда поляки приказали проводить их в Москву? Что он им ответил?

  • Послушать, как звучит музыка этой сцены в 3 действии.

  • Научиться сравнивать в музыкальном произведении польскую и русскую речь.

3. Работа по теме урока

Учитель: Кто дома нашел ответ на вопрос: Как поступил Иван Сусанин, когда поляки приказали проводить их в Москву? Что он им ответил?

Дети: отвечают

Учитель: Давайте проверим, насколько правильно вы дали ответ и послушаем фрагмент сцены из 3 действия. Рукой изобразим движение мелодии.

Слушаем тихо, внимательно и до конца.

Прослушивание фрагмента из оперы «Иван Сусанин»

Учитель: Был ваш ответ правильным?

Учитель: Русский писатель Николай Васильевич Гоголь после просмотра оперы сказал: «...Слышишь, где говорит русский и где поляк». Можем ли мы определить русскую и польскую речь в опере?

Дети: Да можем.

Индивидуальная работа с карточками

Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карточки

1 вариант подчеркните слова, которые соответствуют русской речи в музыке,

2 вариант подчеркните слова, которые соответствуют польской речи.

Повторное прослушивание

На выполнение вам 1-2 минуты.

Проверим, правильно ли вы определили характер звучания. Самопроверка.

Физ. минутка

Встали как богатыри, головою раз, два, три.

Потянулись выше, выше, а потом все ниже, ниже.

Наклонились вправо, влево, а теперь присели смело.

И еще разок присели и за парты тихо сели.

Учитель: Назовите три основных жанра музыки.

Дети: Танец, марш и песня.

Учитель: Если в музыке преобладает танец, мы говорим о танцевальности, если преобладает песня, мы говорим о песенности, если марш, то о маршевости. Что преобладает в русской речи? А в польской?

Дети: Песенность в русской речи, танцевальность в польской.

Исполним песню Ивана Сусанина «Велик и свят наш край родной».

Учитель: Песенность, певучесть – это характерные черты русской народной музыки и выросшей из неё композиторской музыки.

5. Подведение итогов занятия

Трагической кульминацией оперы является сцена в лесу и гибель Ивана Сусанина.

Идею оперы можно выразить словами русского поэта Кондратия Рылеева:

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело

И радостно гибнет за правое дело.

Предателя, мнили, во мне вы нашли?

Их нет и не будет на Русской земле!

В ней каждый Отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит!

Учитель: В конце оперы ликующий народ на Красной площади в Москве празднует победу над врагом.

Как вы думаете, какую роль сыграл Иван Сусанин в исторических событиях нашей Родины? Как его можно назвать в данном случае?

Дети: В исторических событиях нашей Родины он сыграл главную роль. Его можно назвать героем, патриотом своей страны, защитником Родины.

Учитель: Какие чувства должен испытывать настоящий защитник Родины?

Дети: Любовь к Родине, к красоте природы, которая нас окружает, отвагу и т.д.

Учитель: Люди всегда будут помнить подвиги героев нашей страны. Чтобы потомки помнили и не забывали об исторических событиях, поэты, музыканты, скульпторы оставляют после себя произведения искусства.

На следующем уроке мы продолжим наше путешествие в музыкальный театр.

6. Рефлексия

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Что было для вас сложным сегодня?



Д/з: наизусть выучить песню «Край, в котором ты живешь».



Всего хорошего, урок закончен!

Выход детей из класса под музыку.