Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Ручей
Усть-Кутского муниципального образования
Иркутской области
Конкурс педагогического мастерства
«Урок года - 2014»
Разработка открытого урока в 4 классе
по теме:
Опера «Иван Сусанин». За Русь все стеной стоим. Сцена в лесу.
Выполнил:
Учитель музыки Кочнева Е.В.
п. Ручей
2014г.
Тема урока: Опера «Иван Сусанин». За Русь все стеной стоим. Сцена в лесу (действие III и IV).
Цель урока: сформировать у обучающихся образ защитника Отечества в оперном жанре.
Задачи:
Воспитательные
Развивающие
Формировать умение давать эмоционально - образную оценку произведениям и явлениям жизни.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать информацию.
Развивать вокально-хоровые навыки на примере песни «Край, в котором ты живешь» (муз. Г.Гладкова, слова Ю.Энтина)
Образовательные
Закрепить понятие опера, песенность, танцевальность.
Продолжить знакомство с творчеством русского композитора М.И. Глинки.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: Урок-путешествие
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент
Дети собираются в класс под песню «Край, в котором ты живешь».
Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Постановка учебной цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Эпиграф к уроку: «Нет счастья выше, нет чести выше,
Чем любимой Родине служить!»
Учитель: Прочтите эпиграф к уроку ещё раз и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Дети: О Родине, о защитниках Родины.
Учитель: Ребята, знакома ли вам песня, под которую вы собирались на урок? Когда вы с ней познакомились? О чем эта песня? Как она называется?
Дети: Мы познакомились с ней на прошлом уроке. Она о Родине и называется «Край, в котором ты живешь».
Учитель: Давайте, мы её исполним. Что нам для этого необходимо сделать?
Дети: составляют исполнительский план
Вокально-хоровая работа
Дыхательное упражнение «Ветер» (2-3 раза).
Артикуляция – растянуть губы в улыбке, потом сделать их в трубочку (2-3 раза).
Распевка «Вот иду я вверх, вот иду я вниз», помогая себе рукой.
Вспомнить и исполнить мелодию песни
Повторить слова и исполнить песню без музыкального сопровождения, затем под музыку всем классом, индивидуально.
Край, в котором ты живешь
1. Мы играем возле дома
И зимой и летом.
Все давным-давно знакомы
В милом доме этом!
Припев: Посмотри, как хорош,
Край, в котором ты живешь – 2 раза.
2. Слышишь, улица родная
Нет тебя чудесней.
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!
3. Нашим самым дружным
хором песенка поется,
дом, и улица и город
Родиной зовется!
Учитель: О подвигах, о славе защитников Родины создано много музыкальных произведений. С каким подобным произведением вы познакомились на предыдущем уроке? И куда мы сегодня снова отправимся за знаниями?
Дети: Опера «Иван Сусанин» русского композитора М.И. Глинки. Мы отправимся в музыкальный театр.
Учитель: Что такое опера?
Дети: Опера – музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.
Учитель: В опере «Иван Сусанин» композитор рассказал о событиях 1612 года, когда поляки хотели погубить молодого царя Михаила Романова и обманом попасть в Москву, чтобы посадить на русский престол своего польского короля.
Учитель: Ребята, кем был Иван Сусанин?
Дети: Он был простой русский крестьянин.
Учитель: На прошлом уроке мы закончили знакомство с оперой в тот момент, когда в мирную обстановку дома Ивана Сусанина ворвался отряд польских завоевателей.
Давайте спросим себя «Что ещё я хочу сегодня узнать на уроке?»
Дети: отвечают.
Учитель: цель нашего урока узнать, кем на самом деле был Иван Сусанин, и какую роль он сыграл в исторических событиях нашей Родины.
Мы должны ответить на вопрос: Как поступил Иван Сусанин, когда поляки приказали проводить их в Москву? Что он им ответил?
Послушать, как звучит музыка этой сцены в 3 действии.
Научиться сравнивать в музыкальном произведении польскую и русскую речь.
3. Работа по теме урока
Учитель: Кто дома нашел ответ на вопрос: Как поступил Иван Сусанин, когда поляки приказали проводить их в Москву? Что он им ответил?
Дети: отвечают
Учитель: Давайте проверим, насколько правильно вы дали ответ и послушаем фрагмент сцены из 3 действия. Рукой изобразим движение мелодии.
Слушаем тихо, внимательно и до конца.
Прослушивание фрагмента из оперы «Иван Сусанин»
Учитель: Был ваш ответ правильным?
Учитель: Русский писатель Николай Васильевич Гоголь после просмотра оперы сказал: «...Слышишь, где говорит русский и где поляк». Можем ли мы определить русскую и польскую речь в опере?
Дети: Да можем.
Индивидуальная работа с карточками
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карточки
1 вариант подчеркните слова, которые соответствуют русской речи в музыке,
2 вариант подчеркните слова, которые соответствуют польской речи.
Повторное прослушивание
На выполнение вам 1-2 минуты.
Проверим, правильно ли вы определили характер звучания. Самопроверка.
Физ. минутка
Встали как богатыри, головою раз, два, три.
Потянулись выше, выше, а потом все ниже, ниже.
Наклонились вправо, влево, а теперь присели смело.
И еще разок присели и за парты тихо сели.
Учитель: Назовите три основных жанра музыки.
Дети: Танец, марш и песня.
Учитель: Если в музыке преобладает танец, мы говорим о танцевальности, если преобладает песня, мы говорим о песенности, если марш, то о маршевости. Что преобладает в русской речи? А в польской?
Дети: Песенность в русской речи, танцевальность в польской.
Исполним песню Ивана Сусанина «Велик и свят наш край родной».
Учитель: Песенность, певучесть – это характерные черты русской народной музыки и выросшей из неё композиторской музыки.
5. Подведение итогов занятия
Трагической кульминацией оперы является сцена в лесу и гибель Ивана Сусанина.
Идею оперы можно выразить словами русского поэта Кондратия Рылеева:
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело.
Предателя, мнили, во мне вы нашли?
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит!
Учитель: В конце оперы ликующий народ на Красной площади в Москве празднует победу над врагом.
Как вы думаете, какую роль сыграл Иван Сусанин в исторических событиях нашей Родины? Как его можно назвать в данном случае?
Дети: В исторических событиях нашей Родины он сыграл главную роль. Его можно назвать героем, патриотом своей страны, защитником Родины.
Учитель: Какие чувства должен испытывать настоящий защитник Родины?
Дети: Любовь к Родине, к красоте природы, которая нас окружает, отвагу и т.д.
Учитель: Люди всегда будут помнить подвиги героев нашей страны. Чтобы потомки помнили и не забывали об исторических событиях, поэты, музыканты, скульпторы оставляют после себя произведения искусства.
На следующем уроке мы продолжим наше путешествие в музыкальный театр.
6. Рефлексия
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
Что было для вас сложным сегодня?
Д/з: наизусть выучить песню «Край, в котором ты живешь».
Всего хорошего, урок закончен!
Выход детей из класса под музыку.