СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 5 классе по теме Образы борьбы и победы в искусстве

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе по теме Образы борьбы и победы в искусстве»

12.04.2022 год

Урок музыки в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве".


Цель урока: создать условия для осознания общности и специфики разных видов искусства в создании образов борьбы и победы;

раскрыть художественный образ одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена.

Образовательная задача: проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.

Развивающая задача: развивать умения раскрывать образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена.

Воспитательная задача: воспитывать трепетное, уважительное отношение к искусству – как части духовной культуры народа, к искусству, несущему в себе созидательный заряд, его значимости в поиске и выборе юным поколением жизненной позиции.

Музыкальный материал:

-Бетховен. Симфония № 5, 1 часть

-Бетховен. Симфония № 5, 4 часть

-Бетховен. Симфония № 5, 2 часть

-Никитин. Песня о маленьком трубаче.


1. Повторение изученного

Вспомним с Вами определения, изученные ранее.

Откройте презентацию «Экскурсия в музей искусств» по ссылке https://drive.google.com/open?id=1yNMFRMRvrNHg0H6sC1AmcuBhWG8LEq55

В презентации представлены работы авторов, живших в разное время. Давайте посмотрим на них

3 слайд. Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»

Неизвестному автору удалось мастерски передать естественный порыв движения. Богиня запечатлённая, в лёгком стремительном шаге вперёд, кажется, не замечает резких и сильных порывов ветра. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя. Образ открывает зрителю возможность ещё и ещё раз пережить радость победы, ощутить силу ветра и безбрежность морских просторов.

4 слайд. Скульптор Лисипп «Геракл, борющийся со львом».

В скульптуре с удивительным мастерством передан страстный накал поединка не на жизнь, а на смерть. Мы видим решающий момент этой борьбы, когда Геракл своей могучей рукой сжимает шею льва. Зверь задыхается, пытается освободиться, впивается когтями в тело героя, но силы уже покидают льва.

5 слайд. Микеланджело «Юный раб»

Статуи остались незавершёнными. Наполовину освобождённые из глыбы рабы хранят отпечаток самого процесса работы Микеланджело, борьбы с неподатливым, словно сопротивляющимся резцу скульптора, камнем.

6 слайд. Следующее произведение— картина работы живописца Павла Корина «Александр Невский». Это произведение Корин нарисовал в годы. Великой Отечественной войны в 1942—1943 гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси. Картина представляет прославленного военачальника в шлеме и рыцарских доспехах, с огромным мечом в руках, стоящего на страже земли русской. Уверенная горделивая постановка фигуры, грозное лицо полководца передают чувство величайшей стойкости русского народа.

Что объединяет все эти произведения? (Их объединяет общая тема борьбы и победы в искусстве).


2. О, душа моя, ныне - Бетховен с тобой!

Тема нашего урока «Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне - Бетховен с тобой!»

Посмотри видеоурок https://resh.edu.ru/subject/lesson/7427/main/254899/


Вспомним музыкальные инструменты. Перейдите по ссылке и соедините музыкальный инструмент и его название https://resh.edu.ru/subject/lesson/7427/main/254900/


ЗАПОМНИТЕ:

  1. Скрипка – это удивительный музыкальный инструмент. Скрипка сопровождала людей на протяжении многих веков: как простолюдинов на праздниках, так и людей из аристократических кругов. Это универсальный инструмент, который всегда можно быть взять с собой и скрасить время приятной музыкой, песней, танцем.


  1. В жизни многих людей музыка сыграла важную роль, а для иных стала просто «судьбой». Дети, что означает слово судьба? (Жизненный путь человека, его трудности, радости и горести, преодоление невзгод. Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей.)

Сегодня Мы будем говорить об одном очень известном композиторе, который несмотря на все испытания, которая приготовила ему судьба, смог беребороть себя и продолжить жить. Речь пойдет об Людвиге Ван Бетховене.


Тема героизма и победы в полной мере отразилась в творчестве представителя Венской классической школы – Людвига ван Бетховена. Он работал во всех существовавших в его время жанрах, но наибольшую популярность завоевали его симфонические произведения. Даже сами названия и темы его произведения говорят об основной теме его творчества: «Патетическая» (соната №8), «Героическая» (симфония №3), увертюры «Эгмонт» и «Кориолан», написанные на героические сюжеты.




Много лет назад, во время Второй мировой войны чешский писатель Юлиус Футчик, будучи фашистским заключенным, тайно от своих истязателей писал книгу, в которой несколько раз упоминал музыку Л. В Бетховена. Как вы думаете, почему это происходило?

Мы пока оставим этот вопрос без обсуждения, а перейдем к следующему… «О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!»



7 слайд. Биография Бетховена.

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Родные Людвига обладали музыкальными способностями: дед играл на скрипке и пел в хоре, а отец композитора Иоганн ван Бетховен работал в качестве певца-тенора. Свой музыкальный талант Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко. Часто возвращаясь ночью он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Такие «уроки музыки» должны были подавить желание маленького Бетховена заниматься музыкой, но в музыке он находил своего самого верного друга. Спустя годы он заставил говорить о себе как о замечательном музыканте, но умирает мать и все заботы по воспитанию двух младших братьев ложатся на его плечи… Семья Бетховеных переживает нелёгкие времена безденежья, однако Людвиг сопротивляется судьбе и выстаивает. В 27 лет Новое испытание к нему приходит тридцатилетнем возрасте – это нарастающая глухота, но и этими испытаниями он справляется. Единственной отрадой в своей жизни теперь Бетховен видит в музыке. Он ее любит, он ей предан как самой достойной из женщин на земле. Умер великий композитор в 1827 году в совершенном одиночестве, и последними его словами были: «Я слышал грозу… Утро».

Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, ЧТО у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен.


Ребята, я прошу обратиться к вопросам-заданиям. Нашей целью сегодня будет «расшифровать» музыку Бетховена: попытаться понять, о чем он нам рассказывал музыкой и описать всё это.

Сегодня мы будем слушать музыку, которую композитор определил как тему своей судьбы.


2.1. Послушаем 1 часть Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена по ссылке https://drive.google.com/open?id=1qz72XEuBd6GmyEXMDV-RHBBWNGqw42PJ

Какой характер произведения? (тревожный, бессильный, грозной, мрачной, страшной… слышатся жалобные интонации, исполняли виолончели и контрабасы.

  • Какие интонации точнее передадут суть этой темы – песенные, маршевые, танцевальные? (маршевые)

  • Регистр (низкий)

  • Динамика (громкая)


Действительно, в первой теме сумрачная, глухая окраска мелодии, её медленное движение создают впечатление мрачного предчувствия, душевной тяжести. Сам Бетховен сказал про 1 часть: «Так судьба стучится в дверь!» А если представить, что это портрет, какими красками бы вы изобразили его? (предположения детей).

Мы можем предположить, что герой симфонии – сам Бетховен, что это его личностная, авторская позиция, его откровение? Да, конечно.

Сколько раз судьба грозно и трагически стучала в его дверь: обездоленное сиротское детство, одиночество, униженное положение музыканта – слуги… и в молодые годы может быть самый страшный удар судьбы – болезнь и глухота. Понимание того, что до конца дней он будет отгорожен от мира непроницаемой стеной глухоты, совпало ещё с одной драмой: Бетховену было отказано в женитьбе на любимой девушке. Она – Джульетта, дочь графа, он – всего лишь музыкант, пусть овеян европейской славой, но на жизнь то он зарабатывает своим трудом…

Людвиг едет в своё небольшое имение в, где пишет завещание… Он решается покончить счёты с жизнью, которая, как ему казалось, никому не нужна; с музыкой, которую он никогда не услышит…


СЛУШАНИЕ 2 части 5-Й СИМФОНИИ (мотив судьбы) по ссылке https://drive.google.com/open?id=1k5sEKsYMplJWHqj6jrbiThiMib4sq_Uu


Что мы слышим в этой музыке?

Портрет человека, собирающего волю в кулак, борьбу сомнений, страданий и мужества, но и вера в победу, так как слышна героическая, маршевая музыка – это тот порог, за которым слышится поступь не сломленной воли.


СЛУШАНИЕ 3 части 5-Й СИМФОНИИ по ссылке https://drive.google.com/open?id=1T1V6W_PHp2p8S1WimegktwpXy7gVxYwT


Здесь мы слышим беспокойную и суровую музыку, где нет ни танцевальности, ни веселья (за исключением трио в характере народного танца). Это еще одна схватка с роком.


Как вы думаете, какой музыкой должна заканчиваться эта симфония, если человек не покорился судьбе, а вышел с достоинством в схватке с ней? (предположения детей)

СЛУШАНИЕ: 4 части 5-Й СИМФОНИИ по ссылке

https://drive.google.com/open?id=1ya0syCfWkoHkypgcNPxX-LwBAB_Hk6CL


Что мы услышали в музыке, какую атмосферу?

Победу, праздник, ликование, свет, вера в продолжение жизни.

Но!!! эта музыка не теряет мужественной окраски, строгой волевой решимости. Это не вихрь беззаботного веселья карнавала; это сплав гордости, величия и радости.


СТИХОТВОРЕНИЕ. Всеволод Рождественский

Где брал он эти сумрачные звуки

Сквозь плотную завесу глухоты?

Соединенье нежности и муки,

Ложащееся в нотные листы!

Касаясь верхних клавиш лапой львиной

И встряхивая гривою густой,

Играл, не слыша ноты не единой,

Глухою ночью в комнате пустой.

Текли часы и оплывали свечи,

Шло мужество наперекор судьбе…

А он всю совесть муки человечьей

Рассказывал лишь самому себе!

И убеждал себя, и верил властно,

Что и для тех, кто в мире одинок,

Есть некий свет, рождённый не напрасно,

А музыка – бессмертия залог!

Большого сада шорохи и скрипы

Вели свой разговор сквозь полусон,

И слышали в окне раскрытом липы

Всё то, чего не слышал он.

Луна над городком встаёт всё выше,

Глух не он, а этот мир вокруг,

Который вещей музыки не слышит,

Рождённой в счастье и в горниле мук.


Представьте себе, ведь уже два столетия живёт эта музыка, волнует людей. В чём её сила воздействия? Что находят в неё люди? (Самих себя! Наверное, каждому человеку предстоит пережить трудности, испытания, может быть неуверенность в себе и даже отчаяние. Люди находят в музыке Бетховена героя, которому хочется подражать, быть похожим на него.)


Как вы думаете, чем стала в судьбе Бетховена его Пятая симфония?

- Его спасением, возвращением к жизни, преодолением. Он осознал, что может писать музыку, и, главное должен создавать музыку, что она нужна людям!

Итог: 

Через всю симфонию проходит тема «судьбы».

1-я часть. Показ героя и судьбы.

2-я часть. Портрет человека, собирающего волю в кулак.

3-я часть. В герое борются два человека – сильный и слабый.

4-я часть. Победное торжество.


2.2. Совсем недавно японский ученый Масару Эмото сделал замечательное открытие. Об этом даже создан фильм «Послания воды: тайные коды кристаллов льда». Он доказал, что вода всё понимает и даже сама может многое рассказывать. Для воды можно исполнить музыку, а после этого её нужно заморозить в жидком азоте и рассмотреть удивительные получившиеся кристаллы под микроскопом. Вода может чувствовать и понимать разную музыку от рок-музыки до молитвы. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените…

(посмотрите стр. 121-122 в учебнике по ссылке https://drive.google.com/open?id=1pDJ1W8ISok3F1gvofVqYrS8uWTOYY5K0


Обсуждение

Давайте подведем итог и ответим устно на вопросы-задания.

  • Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?

  • Смогли ли мы определить, «что на сердце» у Бетховена?

  • Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?

  • Что может связывать искусства разных временных исторических периодов?

  • Что вам понравилось сегодня на уроке?

  • Что из выполненного получилось хорошо?

  • Что нужно было бы доделать?

  • Какое отношение имен работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии №5 Бетховена?

– И последний мой вопрос на сегодня! Мы наш урок начали с книги чешского писателя-антифашиста Юлиуса Футчика, который был арестован гестапо, но чудом выжил. Какое значение для него имела музыка Бетховена?

Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее»

…Майское интермеццо 1943 года. Сегодня Первое мая 1943 года. И дежурит тот, при ком моно писать. Счастье! Какое счастье быть в этот день снова хотя бы на минуту коммунистическим журналистом и писать о майском смотре боевых сил нового мира!
Не жди рассказа о развевающихся знаменах. Ничего подобного не было. Сегодня было все намного проще. Здесь всего лишь несколько коммунистов – мужчин и женщин. Да, не меньше, ибо это смотр сим, которые сейчас проходят под ураганным огнем и превращаются не в пепел, а в сталь. Это смотр в окопах во время битвы. А в окопах нет парадности, там носят полевую форму. Все это ты чувствуешь по таким мелочам… Не знаю, поймешь ли ты меня, товарищ, когда прочтешь мои слова, если ты даже не пережил всего сам. Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.
Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне.
Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.
К завтраку мы уже в полном параде…


  1. Тренировочные задания

Перейдите по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/7427/train/254903/

и выполните 14 тренировочных заданий для повторения изученного.

После выбора ответа внизу справа нажмите Сохранить и перейти к следующему.


3. Домашнее задание

Выполните Домашнее задание до 18.04.2020 и перешлите его, указав ФИО и класс (например; Иванов И., 5 А) любым способом:

- по электронной почте klimova.nata-uo@yandex.ru;

- по ватсап на телефон +79284351364

.

3.1.ПРОЧИТАЙТЕ МАТЕРИАЛЫ УРОКА (стр. 121-122 в учебнике по ссылке https://drive.google.com/open?id=1pDJ1W8ISok3F1gvofVqYrS8uWTOYY5K0

3.2. Домашнее задание (разно уровневое.) Выполните одно на выбор.

1) Письменно ответьте на вопросы:

- Кто, или что представляет из себя главный герой симфонии? Каким вы его представляете?

- Что с ним происходит в этой части симфонии?

- Найти иллюстративный ряд на тему борьбы и победы в искусстве.

- Написать в тетради 5 названий песен о победе.

2). Подготовить интересные факты из жизни Л.В.Бетховена (сообщение)


3). Пройти тест.

Тест по теме: Образы борьбы и победы в искусстве


Вопрос №1

Город, где родился Бетховен

A) Париж

B) Бонн

C) Москва

D) Амстердам


Вопрос №2

Сколько симфоний написал Бетховен?

A) 9

B) 15

C) 40

D) 1


Вопрос №3

Как называется лейтмотив 5 симфонии Бетховена?

A) "мотив борьбы"

B) "мотив судьбы"

C) "мотив радости"

D) "мотив грусти"


Вопрос №4

Тональность 5-й симфонии Бетховена.

A) до мажор

B) до минор

C) соль минор

D) соль мажор


Вопрос №5

Название фортепианной сонаты Бетховена. 

A) Солнечная

B) Лунная

C) Ночная

D) Дневная


Вопрос №6

Сколько фортепианных сонат написал Бетховен?

A) 25

B) 32

C) 33

D) 103


Вопрос №7

Название популярной фортепианной пьесы Бетховена

A) К Маргарите

B) К Элизе

C) К Марии

D) К Евдокии


Вопрос №8

Как называется симфония №3 Бетховена?

A) Патетическая

B) Героическая

C) Комическая

D) Динамическая


Вопрос №9

Сколько частей в симфониях Бетховена?

A) 2

B) 3

C) 4

D) 5


Вопрос №10

Как называется мелодия, открывающая сонатную форму?

A) Побочная партия

B) Главная партия

C) Связующая партия

D) заключительная партия


Вопрос №11

Как называется фортепианная соната Бетховена №8?

A) Комическая

B) Патетическая

C) Симфоническая

D) Лирическая


Вопрос №12

Как зовут Бетховена?

A) Иоганн

B) Людвиг ван

C) Жан

D) Себастьян





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!