СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 7 классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опера Бородина "Князь Игорь"

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 7 классе»

Технологическая карта урока музыки

Класс: 7

Предмет: музыка

Тема урока: «Русская эпическая опера А.П. Бородина «Князь Игорь». Образы главных героев»

Используемые технологии: проблемного обучения, системно-деятельностного подхода, ИКТ, критического мышления.

УМК: Музыка 5-7 классы, авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева


Цели и задачи

Познакомить с русской эпической оперой А.П. Бородина «Князь Игорь»; сравнить музыкальные образы главных героев (князя Игоря и хана Кончака).

Уметь составлять сравнительную характеристику музыкальных портретов героев, анализировать развитие их взаимоотношений.

Развивать умения определять основные средства музыкальной выразительности; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи с ранее изученными произведениями;

Воспитывать уважение к истории родной страны.

Тип урока

Открытие новых знаний.

Планируемые результаты

(предметные)

Познакомятся с русской эпической оперой, понятиями – ария.

Научатся:на основе ассоциативного мышления проводить сравнительный анализ музыкальных портретов князя Игоря и хана Кончака; узнавать музыкальные произведения, называть их авторов ( М.И.Глинка); эмоционально откликаться на исполнение музыкальных произведений.

Узнают о связи средств музыкальной выразительности с музыкальной характеристикой героев оперы.

Получат возможность научиться: передавать музыкальные впечатления на основе приобретенных знаний в синквейне; эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы.

Личностные результаты

Иметь мотивацию к учебной деятельности, демонстрировать эмоциональное восприятие произведений искусства; размышлять о музыке, анализировать, высказывать, своё отношение к прослушанным фрагментам.

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, самостоятельно определять выразительные музыкальные средства в ариях главных героев оперы.

Познавательные: ставить и формулировать учебную задачу в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; осваивать способы решения проблем творческого характера в процессе восприятия и оценки музыкального сочинения.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, литература, история.

Формы деятельности

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основное содержание, понятия и термины

Знакомство с русской эпической оперой А.П.Бородина «Князь Игорь». Конфликтное противостояние двух сил – русской и половецкой. Музыкальные портреты главных героев оперы. Ария, эпическая опера.

Дополнительные ресурсы

Доска, ПК учителя, медиа проектор, экран.








Эпиграф:

«Князь Игорь»…опера высокого гражданственного звучания…

Это одно из тех произведений, которые составляют славу

русской музыки.

Б.В.Асафьев

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Форма и методы контроля

Организационный мом

Проверяет подготовку обучающихся к уроку, приветствует их. Поёт «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте ребята»

Проверяют свою подготовку к уроку и своего соседа. Отвечают: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте учитель»

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Регулятивные:обеспечение организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия;

осуществление контроля

Фронтальная

наблюдение

2.Постановка цели и задач урока.

О ком повествует нам автор в этом отрывке?

От глаз людских доныне скрытый,

В лесном краю курган стоит.

А кто под ним? Давно забытый

Тот вождь, когда-то знаменитый.

Откликнись! ….(слайд 1)

Как вы думаете о ком пойдёт речь?

Сегодня мы вспомним с вами о богатырях – защитниках своей Родины.

используя средства музыкальной выразительности сравним музыкальные образы главных героев оперы «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина.

Каким образом мы будем сравнивать героев?



Слушают отрывок стихотворения






Отвечают на вопрос учителя, формулируют задачи урока, предлагают название темы урока.

находят в тексте информацию:

- О «вожде знаменитом», который в давние времена мечом защищал свою землю.

- Познакомимся с музыкальными характеристиками этих героев;

- обратим внимание на их взаимоотношения.


Записывают тему урока в тетрадь.



Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные:формулировать и удерживать учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению целей и задач.


Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, вести диалог, слушать собеседника.



Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности.


Фронтальная

Наглядно-слуховой.


3. Актуализация знаний.

«Богатырская», «эпическая» тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в литературе, музыке, живописи, театре, кино. Ведь с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

Героические образы литературных произведений, изобразительного искусства, музыки имеют много общего. Но при этом каждое из них отличается своими выразительными средствами и особенностями композиции. (Слайд 2)




Посмотрите на картину русского художника Ильи Глазунова «Князь Игорь» (Слайд 3).


Каким вы увидели князя Игоря?


Какие краски использовал художник для создания образа. О чем они говорят?





Князь Игорь стал героем и литературного произведения – «Слово о полку Игореве»

(Слайд 4-5)



Каким предстаёт перед нами князь Игорь в литературном произведении? Найдите в тексте характеристику?


«Слово о полку Игореве» легло в основу оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь». (слайд 6)


Проверяет домашнее задание. Опрос по творчеству А.П.Бородина.


Слушают объяснение учителя


























Смотрят мультимедийную презентацию.










Рассматривают картинуИ.С.Глазунова, анализируют средства выразительности живописи.






- Серьезным, сильным, мужественным человеком.

- Яркие, насыщенные, контрастные цвета картины (красный, золотой, черный), говорят о величии и благородстве князя.

Делают запись в тетради.




Смотрят презентацию,

читают отрывок «Слово о полку Игореве», находят и выделяют информацию.











«Князем удалым», которого воспевают в былинах «в похвалу трудам его и ранам».


Записывают информацию в тетрадь.









Отвечают на вопросы учителя.


Познавательная: выделять и формулировать познавательную цель.


































Познавательные:

осуществляют поиск необходимой информации,

выбирают средства выразительности живописи и литературы.

Регулятивные: принимают и сохраняют задачи учебной деятельности, определяют способы достижения результата.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение произведениям искусств.












Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.


Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания.





































Фронтальная устный опрос.


Анализ, синтез.























Устный опрос








4. Усвоение новых знаний.


Опера А.П.Бородина рассказывает о походе князя Игоря на половцев. В опере показаны две драматургические линии, героями которых являются князь Игорь и хан Кончак.

(слайд 7)


Предлагает прослушать арии главных героев оперы.

-Что такое ария?




Какой характер музыки?

- Менялось ли настроение музыки на протяжении арии?

- Какие средства выразительности использовал А.П.Бородин для создания образа Игоря?




- В какой музыкальной форме написана ария?


-Как режиссёр Р. Тихомиров передаёт душевное состояние князя Игоря в фильме - опере «Князь Игорь» (фрагмент)

(Слайд 8)

- Каково состояние души князя Игоря?

- О чем размышляет князь?

- Каким человеком предстаёт перед нами князь Игорь?

Учитель противопоставляет образу Игоря, образ хана Кончака. Предлагает создать словесный портрет героя, посмотрев фрагмент фильма-оперы.

( Слайд 9)

- Каким человеком предстает хан Кончак в своей арии?

- А каков он по отношению к Игорю?

- Какие черты являются главными в образе Кончака?

- Какие средства выразительности А.П.Бородин использовал для создания музыкального портрета Кончака?


Учитель предлагает обучающимся сравнить музыкальные образы героев.

- Кем предстают в опере главные герои? Каковы их взаимоотношения?

Учитель проводит параллель с другим произведением искусств.

- Кто еще из русских композиторов представлял в своей опере два противоборствующих лагеря с такой же многогранностью и симпатией к иноземной культуре?

Слушают объяснение учителя.













Дают ответ на вопрос учителя:

-Главная песня героя, которая раскрывает его мысли и чувства.


Слушают арию князя Игоря « Ни сна, ни отдыха измученной душе»


Проводят анализ характера музыки, используя средства музыкальной выразительности.


Отмечают изменения характера музыки, называют средства выразительности для показа этих изменений. Музыка арии написана в лирико-драматическом характере. Напоминает былинный распев.

Определяют музыкальную форму арии.





Смотрят видео фрагмент арии из фильма – оперы.







Анализируют чувства и мысли главного героя – князя Игоря.

Делают выводы: что князь Игорь честный, благородный, мужественный человек, готовый исправить свои ошибки. И в тоже время нежный, и любящий муж.





Смотрят видео фрагмент арии Кончака.




Анализируют характер главного героя, его мысли и чувства.

Размышляют о чертах характера хана Кончака.

Разбирают средства музыкальной выразительности, используемые для создания образа Кончака.

Рисуют словесный портрет.







Сравнивают музыкальные образы главных героев оперы.








Соотносят драматургические линии оперы «Князь Игорь» с оперой «Иван Сусанин» М.И.Глинки.



















Познавательные: определяют понятия; осуществляют анализ, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Личностные: испытывают музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоциональном отношении к музыке.


















Познавательные: осуществляют анализ, разбирают и устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Личностные: испытывают музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоциональном отношении к музыке, различают нравственно-этические понятия.




Коммуникативные:

сотрудничают с учителем, сверстниками, отвечают на вопросы, делают выводы.



















Фронтальная

Наглядно-слуховой.















































Фронтальная

Устный опрос










5. Закрепление изученного материала.

















6.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.

Закрепляет новый материал в вопросах:

- На каком принципе основано сопоставление героев оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина?

- Какую роль сыграли в этом средства музыкальной выразительности?

Организует самостоятельную работу в группах, по заполнению сравнительной таблицы «Сходство и различие образов главных героев оперы «Князь Игорь».

Осуществляет выборочную проверку знаний. Побуждает к высказыванию собственного мнения.

(слайд 10)

- Сегодня на уроке мы обратились к событиям XII века, когда наши предки защищали Русь-матушку от кочевых народов, опустошавших русские земли.

Мы проникли в мир героев, олицетворяющих собой два противоборствующих лагеря.

Что нового вы узнали на уроке, с чем познакомились, что прослушали, кто привлек ваше внимание на уроке?

- А завершить наш урок мне бы хотелось песней из фильма «Семнадцать мгновений весны» - «Счего начинается Родина?», которая мне кажется, будет созвучна теме нашего урока.

Отвечают на вопросы учителя.


-На принципе контраста, противопоставление двух враждующих сил – русских и половцев, представленных главными героями – князем Игорем и ханом Кончаком.


Выполняют самостоятельную работу в тетради, заполняя таблицу предложенную учителем.

Выполняют самопроверку задания предложенного учителем. Высказывают свое мнение.

Оценивают результаты своей работы.
















Обобщают знания, полученные на уроке.

Высказывают свое мнение.

Оценивают результаты своей работы.




Осуществляют вокально-хоровую работу над песенным материалом.


Познавательные: осуществляют анализ, сравнение; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепочку рассуждений.


Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Фронтальная











Групповая



























Фронтальная

Устный опрос




Хоровое пение



7. Рефлексия учебной деятельности.


Предлагает ответить на вопросы:

- какова была тема урока?

- достигли ли цели?

- что нового узнали на уроке?

-оцените свою работу, поставьте оценку.

Отвечают на вопросы учителя






Оценивают результаты своей работы.

Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Фронтальная

Устный опрос

8. Домашнее задание.


- Создайте синквейн к образам героев оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» (князь Игорь, хан Кончак).

Слушают объяснение учителя. Делают записи в дневниках.

Регулятивные:принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Индивидуальная

Задания в рабочей тетради.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!