СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки во 2 классе "Русские народные инструменты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки во 2 классе "Русские народные инструменты"»

Конспект урока музыки. 2 класс

по программе Г.Сергеевой, Е.Критской

Автор урока: Русских Л.Ю. – учитель музыки МБОУ гимназия г.Гурьевска.

Тема урока: «Русские народные музыкальные инструменты».

Цель урока:

Ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке.

Задачи:

Обучающие

1. Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.

2. Обучать навыкам исполнения музыки по несложным оркестровым партитурам используя музыкальные инструменты деревянные ложки, трещотка, свирель, бубен, бубенцы) .

3. Откликаться на изменение характера музыки и средств музыкальной выразительности различными приёмами игры на музыкальных инструментах.

Развивающие

1. Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство.

2.Развивать у обучающихся осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом, личного вклада каждого исполнителя.

3. Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально (музыкальное лото-загадка).

Воспитательные

1.Через народное устное творчество (сказку), формировать интерес к русской музыкальной культуре.

2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.

Тип урока:

объяснение нового материала.

Форма урока:

урок-сказка.

Используемые методы:

частично - поисковый метод, метод соучастия, арттерапевтический метод (сказкотерапия).


Педагогическая технология:

- детского музицирования;

- здоровьесберегающая, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания;

- формирования певческой культуры учащихся;

- становления ассоциативно-образного мышления учащихся;

-ИКТ;


Примечание: урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате Power Point.


Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование с проектором, музыкальный центр, синтезатор, музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотка, свирели, маракасы, бубен, бубенцы.

Новые понятия:

оркестр русских народных инструментов, оркестровая партитура.

Этапы урока:

1. Организационный.

Вход детей под музыку «Полянка» в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Слайд №1

2. Актуализация знаний.

Учитель:

Дорогие ребята! В начале нашего урока вы услышали русскую народную музыку. Русский народ – самый талантливый в мире. Сколько красивых песен сочинили русские люди, сколько придумали и смастерили музыкальных инструментов, а сколько волшебных русских сказок знаем мы с вами!

Сегодняшний урок мы с вами проведем с музыкальной сказкой, герои которой будут не совсем обычные - это музыкальные инструменты.

Слайд №2

Учитель:

И называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».

На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также научитесь играть на них.

3.Объяснение нового материала.

Примечание: учитель рассказывает ученикам сказку, сопровождая свой рассказ показом презентации.

Учитель: Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Слайды№3,4,5,6.

Учитель: Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.

Примечание: во время рассказа учитель показывает эти музыкальные шумовые инструменты и знакомит обучающихся с их тембрами (голосами).

Учитель: Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов. Весь день в руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.

Слайд№7

Примечание: этот слайд иллюстрирует музыкальное сопровождение - р.н.м. «И шли, вышли веселые», в исполнении фольклорного ансамбля «Скоморошина».

Учитель: Вскоре наступил вечер, скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.

«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

«А мы никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель.

Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим! «Ой!», - воскликнул рожок. «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет», - пропели гусли и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

С тех самых пор путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться оркестром русских народных музыкальных инструментов.

Слайд№8

Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

Слайд № 9,

А вы, ребята, хотели бы слышать голоса музыкальных инструментов в оркестре?

Ответы детей……………………………………………………………………….

Примечание: этот слайд сопровождает р.н.п. «Полянка» в исполнении народного оркестра. Учитель кратко рассказывает о составе народного оркестра, акцентирует внимание детей на звучании голосов музыкальных инструментов.

Учитель: А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям в оркестре рубель, ложки, трещотка. Узнали они, что все инструменты разговаривают между собой на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.

Слайд№ 10,11

Если музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Будем сами исполнять народную музыку.

Примечание: учитель раздаёт всем ученикам музыкальные инструменты: ложки, трещотки, маракасы, бубен, бубенцы.

Учитель: Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голоса. (Дети играют сначала по одному на инструменте, затем все одновременно)

Учитель: У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть по оркестровой партитуре свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, как выглядит партитура в записи.

Слайд №12

Примечание: учитель поясняет ученикам особенности записи музыки в партитуре на примере русской народной песни «Светит месяц». Разучивает с ребятами ритмический аккомпанемент: сначала отдельно с каждым « музыкантом», а затем, со всеми вместе.

4. Игра на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре.

Примечание: используется запись р.н.п. «Светит месяц» в исполнении оркестра русских народных инструментов.

В исполнении музыки участвуют ученики, играющие на бубне, деревянных ложках, свирели, трещотках.

Учитель: Музыканты - народ творческий. Каждый раз, исполняя музыкальную мелодию, они старались немного изменить её, добавив в неё новые музыкальные краски. Для этого они использовали голоса ранее не звучавших инструментов, изменяли ритмическое сопровождение мелодии, исполняли её в разных регистрах.

Давайте и мы, попробуем исполнить нашу мелодию ещё раз, но по-другому, внеся в неё изменения.

Учитель: Такое повторное исполнение мелодии с изменениями в музыке, называется - вариацией.

Примечание: р.н.п. «Светит месяц» исполняется ещё раз с изменениями.

5.Рефлексия. Закрепление полученных знаний.

Учитель: Ребята! Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них с использованием оркестровой партитуры. А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке. Сделать это нам поможет музыкальный кроссворд. Разгадаем музыкальный кроссворд.

Слайд №13

1. Распределение нотной записи для инструментов.

2. Большой коллектив музыкантов-исполнителей.

3. Русский народный духовой инструмент, подражающий пению птиц.

4. Старинный русский народный струнный инструмент, на котором играл Садко.

5. Веселый трехструнный русский народный инструмент.

Проверка задания

Слайд №14

Примечание: Участвует весь класс.

6.Заключительный этап.

Учитель: Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила понимать особый язык музыкальных инструментов – оркестровую партитуру. Сказка помогла вам исполнять музыку по-разному, с вариациями, т.е. каждый раз добавляя нечто новое в её звучание.

С помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научила. А что может быть лучше, чем песня в вашем исполнении?

Исполняется песня «Свирель да рожок»

Учитель: Спасибо всем ребятам за замечательное исполнение песни. За урок ставлю всем пятерки. Наш урок окончен. До новых встреч со сказкой!

Слайд №15


Примечание: Дети выходят из класса под музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов «Полянка»





Приложение:

Текст песни «Свирель да рожок»


Композитор: Чичков Ю.

Автор слов: Синявский П.


1 куплет.

Жили – были пастух да пастушка,
Жили – были свирель да рожок.
На свирели играла подружка,
На рожке откликался дружок.

Припев:

От напевов рожка и свирели
Земляничкины щечки алели,
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.


2 куплет.

Выходили грибы на опушку,
Выбегали цветы на лужок,
Где гуляли пастух да пастушка,
Где играли свирель да рожок.

Припев:


3 куплет.

То малиновкой в роще звенели,
То летели стрижом в облака
Камышовые трели свирели
И кленовые песни рожка.

Припев:














9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!