Просмотр содержимого документа
«Урок на основе технологии эмоционально- образного обучения»
Тема урока: «Арктика»
Цель урока: создать условия для развития познавательных, общеучебных компетенций, в которых ученик сможет:
-осмыслить понятие «Арктика»;
-показать местоположение Арктики на карте;
-выявить существенные признаки климата Арктики;
-проследить взаимосвязь живой и неживой природы в Арктике;
-сможет выразить своё отношение к проблеме загрязнения окружающей среды.
Ход урока.
1 этап. Создание образно- эмоциональной ситуации.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает посмотреть фрагмент мультфильма «Умка», представить край, в котором живет медвежонок и ответить на вопрос: «Какие эмоции и чувства родились в вашей душе, когда вы смотрели фрагмент мультфильма?» | Смотрят фрагмент мультфильма и делятся впечатлениями и эмоциями. |
2 этап. Инфографика.
Арктика



Растительный мир
Население
Животный мир
Климат
3 этап. Организация исследовательской деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель делит учащихся на группы; 1 группа- определение особенностей климата Арктики 2 группа- животный мир Арктики 3 группа-растительный мир Арктики 4 группа- население Арктики Объясняет задание - из материала учебника и дополнительной литературы («Детская энциклопедия»)выбрать материал по предложенной теме и подготовить сообщение по карточке- помогайке. Определяет время выступления группы- 5 минут. | Работа учащихся по группам на основе материала учебника, подготовка сообщения. |
Карточки-помогайки:
Для 1 группы-
Арктика – это огромное пространство ... (Северного Ледовитого) океана, с ... (морями) и ... (островами). Солнце направляет на это пространство ... (косые) лучи. Оно ... (светит), но не ...(греет). Зимой в Арктике ...(полярная ночь).Темноту освещают: луна, звезды и ... (Северное сияние). Дуют ...(ветры), бушует ...(пурга). Температура опускается до ...(минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике ...(полярный день), но ...(тепла) тоже нет. Это зависит от географического ... (положения) арктической зоны. Температура лишь на ...(несколько градусов) выше ...(нуля).
Для 2 группы-
Животных арктической зоны кормит ...(море). Морскими водорослями питаются ...(рачки), а ими – ...(рыбы).Основная пища птиц и животных – это ...(рыба). На скалистых берегах собираются ...(чайки), …(кайры) и ...(гагарки), здесь они выводят ...(потомство). Птиц с необычными клювами называют ...(тупики). Все звери – прекрасные…(пловцы). От холода их защищает ...(слой жира). Это ...(моржи) и... (тюлени) На тюленей охотятся ...(белые медведи). У них длинная густая шерсть ...(белого) цвета и ...(широкие) лапы, чтобы удобнее было ...(передвигаться по льду и снегу).
Для 3 группы
На островах прямо на голых ...(камнях) встречаются ...(лишайники), они очень ...(малы). Также приспособились к жизни на камнях ...(мхи) и ...(полярные маки). В толще воды, не покрытой ...(льдом), большое количество .. (планктоны растений водорослей).
Для 4 группы
Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции . Проложен Северный морской путь , так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.
По мере выступления групп заполняется таблица «Арктика».
Арктика – царство льда и снега |
Географическое положение | Северный Ледовитый океан, Северные моря, острова |
Освещенность | Полярный день и полярная ночь, северное сияние |
Растительный и животный мир | Лишайники, мхи, полярный мак, рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь |
Деятельность человека | Научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота. |
4 этап. Создание своего образа учащимися.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает нарисовать сою иллюстрацию к рассказу «Арктика» | Учащиеся рисуют, отражая на рисунке свой образ Арктики. |
5 этап. Критерии оценивания.
Учитель предлагает оценить свою деятельность на уроке по следующим критериям:
Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, обведи нужное количество баллов, подсчитай результат) Внимательно ли я читал предложенный материал? Да – 1балл. Нет – 0 баллов. Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов. Участвовал ли я в проектной работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов. Внимательно ли я слушал рассказы своих товарищей? Да- 1 балл. Нет- 0 баллов. Сделал ли я правильные выводы об особенностях Арктики? Да – 1балл. Нет – 0 баллов. Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов. Итого я заработал: ______ балла(ов). |