СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Части речи. Морфологический разбор слова" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Части речи. Морфологический разбор слова" 6 класс»

Части речи. Морфологический разбор слова


Цели: повторить изученное о частях речи; закреплять умения определять части речи, различать однокоренные слова и формы слова; развивать навыки морфемного и морфологического раз­бора.


Планируемые результаты:

Предметные: знание порядка морфологического разбора слов; умения различать части речи по их морфологиче­ским признакам, использовать приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитиче­ской деятельности.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета

2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Коммуникативные УУД:

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД

выражать положительное отношение к процессу познания:

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;


Ход урока

I.Организационный момент

I I. Анализ тестов.

III. Проверка домашнего задания

(Задание 9 из рабочей тетради — взаимопроверка.)


IV. Актуализация знаний

— Прочитайте слова.

Терпение, потерпеть, терпеливый, нетерпеливо.

Рассвет, светлый, высветить, светло.

Что объединяет данные группы слов? (Общие корни.) Подберите однокоренные слова к данным словам. (Терпи­мо, терпимость, невтерпёж; отсвет, светило, рассветать, посветить, просвет, просвещение, светильник, освещение, светлячок, светофор, свечение, свеча и т. д.)

Являются ли однокоренными с первой группой слов слова терпуг, терпкий! Обоснуйте своё мнение. При необходи­мости обратитесь к толковому словарю. (Нет, потому что у данных слов другое значение: терпуг — морская панцирная рыба; терпкий — имеющий вяжущий вкус.)

Являются ли однокоренными со второй группой слов слова священный, посвятить! Обоснуйте своё мнение.

(Примерный ответ. Нет, потому что у данных слов другое значение. Священный — обладающий святостью; глубо­ко чтимый; нерушимый в силу своей важности. Посвя­тить — осведомить о чём-то тайном; предназначить для какой-либо деятельности; предназначить кому-либо своё произведение, деятельность как дань своего уважения, почитания.)

— Являются ли однокоренными с глаголом посвятить сло­ва посвящу, посвятишь, посвятят! (Нет, это формы одного и того же слова.)


V. Самоопределение к деятельности

Посмотрите на группы слов ещё раз. Чем отличаются слова каждой группы? (Они принадлежат к разным частям речи.)

Назовите части речи.

Как вы определяете, к какой части речи принадлежит то или иное слово?

Почему нужно уметь определять, какой частью речи явля­ется то или иное слово?

Какая наука занимается изучением частей речи? (Морфо­логия.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по морфоло­гии, потренироваться в определении частей речи, в морфо­логическом разборе слов, в правописании слов разных частей речи.)


VI. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятель­ных наблюдений» (с. 19).)

2. Морфологический разбор слов

— Верно ли, что начальной формой слов просветом, светлой и светит является слово свет? (Нет. Существительное свет — однокоренное с данными словами. У существитель­ного просветом начальная форма просвет, у прилагательного светлой начальная форма светлый, у глагола светит началь­ная форма светить.)

— Рассмотрите порядок морфологического разбора существи­тельного, прилагательного и глагола на с. 19, 20 и разберите слова просветом, светлой и светит.

3. Составление таблицы «Части речи»

(Учитель составляет таблицу на доске, учащиеся - в тетрадях.)


VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 32 — самостоятельное выполнение после предваритель­ного обсуждения, морфологический разбор на доске и в тетрадях.

Упр. 31 — выразительное чтение текста, обсуждение, работа с толковым словарём учебника (мшара), самостоятельное выполение письменных заданий с последующей проверкой. Комментарии

Варианты заглавия текста: «Как догорает день», «Волшебная ночь в лесу».

Тип речи — описание, стиль текста — художественный.


  1. Объяснительный диктант .

Пробираться по территории, наслаждаться пейзажем, об иллюстрации в книге, идти по оранжерее, на расстоянии километра, в серебристом инее, при рассмотрении объявления, в необъятной выси, на лекции в планетарии, расстилаться по долине.



  1. Лингвистическая игра

— Найдите в каждом ряду лишнее слово или выражение (на слух). Объясните свой выбор.

1) Поседела от старости, седая борода, посидел с удочкой, серебряная
седина. (Посидел с удочкой — слова с омофоничными (одинаково звучащими корнями.)

2) Снегопад, снежинка, подснежник, снегоуборочный. (Снегоуборочый — единственное прилагательное среди существительных.)

3) Синева, синеть, синька, просинь. (Синеть — единственный глагол среди существительных.)

(Могут быть предложены и другие варианты ответов, главное, чтобы они были обоснованными. Так, во втором ряду лишним можно считать существительное подснежник — единственное сло­во с приставкой, в третьем ряду на том же основании лишним оказывается существительное просинь.)


VIII. Подведение итогов урока

— Как определить, какой частью речи является то или иное слово? (Надо учесть его значение, понять, как изменяется слово, определить его синтаксическую роль в предложении.)


Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 6, упр. 33.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!