Тема урока: Грибы – царство живой природы, их многообразие и роль.
Цель урока:
создать условия для осознания и осмысления новой информации по теме „Грибы”; сформировать у обучающихся представления об отличительных признаках представителей царства грибов, расширить знания о грибах;
продолжить развивать интеллектуальные умения (сравнивать, делать выводы);
способствовать воспитанию у учащихся чувства уважения друг к другу.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой
2. Актуализация
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Скажите, на какие две группы можно разделить организмы, изображённые на рисунках?
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
Рисунок 3 | Рисунок 4 |
Рисунок 5 | Рисунок 6 |
Рисунок 7 | Рисунок 8 |
- На две. Первая организмы, принадлежащие к царству растений, вторая к царству животных.
Прошу ученика правильно распределить рисунки на доске.
- Давайте вспомним признаки царства растений.
Возьмите на столе листок 1, на нём записаны признаки царства растений и животных. Выберите признаки царства растений, поставив рядом букву «р»
- Какие признаки вы выбрали?
- Ребята, выберите признаки царства животных. - Проверяем.
3. Целеполагание
В настоящее время учёные выделяют группу организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных.
- Как вы думаете, какие это организмы?
- Грибы.
Царство Растений | Царство Животных |
|
Тема нашего урока „Грибы”.
Ребята, давайте подумаем какова цель нашего урока? (На доске написаны слова в помощь). Закончите предложение, вставив нужные слова.
Докажите, что …. сочетают в себе признаки….., …..и свои собственные.
4. Изучение нового материала
В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры
- Сейчас мы с вами попробуем смоделировать строение гриба. Нарисуйте модель гриба в тетрадь. На работу 3 минуты.
5. Осознание
После чего учащиеся защищают свою модель гриба. Модель рисуем на доске и показываем: плодовое тело (шляпку и пенёк) и грибницу.
- Посмотрите на признаки царства растений и скажите, какие признаки растений характерны для грибов?
Неподвижность
Неограниченный рост
Питание путём всасывания воды и минеральных солей.
- Посмотрите на признаки царства животных. Какие признаки животных характерны для грибов?
Отсутствие хлоропластов.
Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)
Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные.
- Выберите признаки, которые есть только у грибов.
Тело гриба состоит из грибницы и плодовое тела.
Плодовое тело и грибница состоят из гиф - ветвящихся нитей.
6. Закрепление
- Ребята скажите, какие признаки сочетают в себе грибы?
Чертим таблицу: «Признаки грибов».
Общие с растениями | Общие с животными | Собственные |
| | |
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу. Проверяем. Делаем вывод.
На доске написаны слова в помощь.
Вывод: Грибы выделяют в отдельное царство, потому что они сочетают в себе признаки …, …. .
Физкультминутка
7. Проблема:
В природе существует большое количество грибов. Какова роль грибов в жизнедеятельности человека, а также в биосфере?
Совместное открытие знаний
К какой группе организмов относятся грибы по способу питания? (Гетеротрофы)
Что это за организмы? (Которые питаются готовыми органическими веществами).
Грибы – паразиты
Эти грибы используют для питания живые организмы, поселяясь на других грибах, водорослях, высших растениях, животных, вызывая их болезни. Они высасывают соки из живых клеток.
Самыми распространенными грибами – паразитами являются головневые: спорынья и головня. Они заражают посевы злаковых, что приводит к гибели урожая. Также на деревьях паразитируют грибы – трутовики.
Грибы – симбионты
Где чаще всего растут грибы? (Около деревьев и трав).
Потому что мицелий срастается с корнями растений. Их сотрудничество взаимовыгодно.
Как называется данное сотрудничество? (Симбиоз).
Подумайте, ч то дают грибам растения? (Органические вещества).
А что могут дать растению грибы? (Воду и минеральные вещества).
Грибы – сапротрофы. Слушаем сообщения учащихся:
Съедобные грибы.
Ядовитые грибы.
Дрожжи.
Пеницилл.
В тетрадях учащиеся записывают значение грибов.
8. Обобщение и закрепление:
Программированный опрос (В ответах «до», «нет»)
Микология – наука о грибах
Клетка гриба имеет ядро
Основа гриба – мицелий
Все грибы имеют пенек и шляпку
Дрожжи – это одна почкующаяся клетка
Какое строение имеют грибы?
(Состоят из грибницы и плодового тела)
Какие виды грибницы вам известны?
(Воздушная и почвенная)
Из чего состоит воздушная грибница шляпочных грибов?
(Шляпка и пенек)
Что они образуют?
(Плодовое тело)
Какую роль играют разрушители в экосистеме?
(Они разлагают органические вещества отмерших организмов до более простых)
9. Домашнее задание
В.В. Пасечник “Биология”7 П. 5,6
Сообщение „Знакомые незнакомцы”
10. Рефлексия
На листочках поставьте знак:
! - всё понял, было интересно.
? - есть вопросы, какие.
- - ничего не понял.