СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Нашествие монголов на Русь".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Нашествие монголов на Русь".»

Учитель: Сейдалиева Н.М История Отечества

Нашествие монголов на Русь.

Цель: формировать представление о нашествии монголо-татар на русскую землю.

Предметные результаты: - формирование представления о раздробленности Киевской Руси перед вторжением монголо-татар, причинах завоевания русских земель монголо-татарами.

Личностные результаты: воспитывать у обучающихся любовь к своей великой Родине, чувство гордости за героический народ;

Тип урока: усвоения новых знаний

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, карточки.

Ход урока

1) Организационный этап

Создание рабочей атмосферы.

2) Актуализация знаний

-Давай немного вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (Учащиеся отвечают).

На прошлом уроке мы изучали образование монгольского государства. Что этому способствовало? (Учащиеся отвечают).

3)Введение в новую тему.

Сегодня мы начинаем изучать новую тему. (сообщение темы урока, постановка целей и задач урока.).

4) Первичное усвоение новых знаний

Послушайте, что сообщает автор книги Н.Кончаловская о великом несчастии, обрушившимся на Русь – нашествии монголо-татар.

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли

В осенний день по степи голой

Топча сухие ковыли.

Об этих грозных событиях, о самоотверженной героической борьбе русского народа с монголо-татарскими полчищами сегодня на уроке поговорим и мы.

Учитель: Один из итальянцев так описал монголо –татар: «Безобразнее всех людей, они имели мужество львиное, терпенье собачье, хитрость лисицы, дальнозоркость ворона, хищность волка, чуткость кошки и буйство вепря (дикого кабана)».

Учитель: -Как вы думаете. Какие будут последствия нашествия на Русь? (слайд )

- В 1227 году умер Чингисхан, оставив своим сыновьям завещание.

-Откроем учебник и найдем ответ: что завещал Чингисхан детям? (подчинить данью, завоеванные страны и идти дальше войной в города западной Европы, которые достались его внуку Бату-хану (Батыю).

-Послушайте отрывок « Из Повести Временных лет»

«В год (1237) Окаянные зимовали около Черного леса и отсюда пришли тайком лесами на рязанскую землю во главе с царем своим Батыем. И послали своих послов к князьям рязанским в Рязань. Требуя от них десятой части: каждого десятого из князей, десятого из людей. Из коней, и 10 части всего имущества. Князья же рязанские, Юрий Ингваревич и братья Олег и Роман, и муромские , и пронские решили сражаться. Не пуская их на свою землю. Вышли против Батыя и ответили так: «Когда нас всех не будет в живых, тогда все ваше будет».

Учитель: -Что показывает ответ князя?

-готовы сдаться

-хотят драться

-полны решимости обороняться

Ученики: -Полны решимости обороняться

Прослушайте еще отрывок о результатах обороны городов от войск Батыя.

Чем закончилась оборона?

«..поганые же начали завоевывать землю рязанскую месяца декабря в шестнадцатый день. И взяли татары приступом на двадцать первое декабря, убили князя, и его княгиню и людей, а иных забрали в плен, город зажгли.»

Ученики: -Монголы покорили Русь.

Учитель:-Давайте разбираться в этом противоречии?

- В чем же причины неудачи русских князей?

-Почему же монголы покорили Русь?

Учитель: Причин было несколько. Давайте сравним их.

Феодальная раздробленность на Руси, а у монголо-татар мощная армия.

Не согласованность русских князей в ходе обороны, железная дисциплина у монголо-татар.

использование достижений и насильственное участие в походе покоренных народов.

Учитель: Так почему же не удалось защитить Русь от нашествия. (Держава Чингисхана являлась могущественной на тот момент во всем мире.)

Работа с картой: Посмотрите, эти территории были подчинены монголо-татарами при Чингисхане.

Учитель: - Сейчас вы просмотрите видеофильм «Нашествие монголо-татар» и ответите на следующие вопросы: - Когда монголо-татары захватили Рязань? - Что помогло монголо-татарам попасть за стены города? Чей подвиг стал примером мужества? Каким было последствие обороны Рязани?

Ученики: - Город Рязань был полностью сожжён и разрушен.

Учитель: Послушайте, как описываются монголотатары.

Жестоких воинов раскосых

Батый собрал со всей земли,

Быки их юрты на колёсах

С детьми и жёнами везли.

И по Батыеву веленью

За войском следом шли стада,

Как будто бы в переселенье

На запад двинулась орда.

И скрип колёс, и свист нагайки,

И рев быков, и плач детей,

И птиц испуганные стайки

Из-под копыт у лошадей…

Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города.

Учитель: Вот такая армия, состоящая из людей, которые безжалостно уничтожали всё на своём пути, истребляя всех русских людей от мала до велика, продвигаясь в глубь страны. Страшное зрелище представляла собой Русь. Груды обгоревших развалин вместо городов и сёл, поля, заросшие сорной травой. Войска Батыя покоряли города северо-восточной Руси один за другим. (Коломна, Москва, Суздаль, Владимир, Новгород..)

Физкультминутка.

5) Первичная проверка понимания

-Назовите направления завоевательных походов Батыя.

- Что произошло в 1223 году?

- Покажите, откуда пришли на Русь монголо-татары (работа с картой).

- Какой город первым подвергся нападению? (работа с картой).

- Как защищали жители Рязани свой город?



6) Первичное закрепление

 Две самые главные причины поражения русских дружин в сражениях с монголо-татарами:

1.

2.

Два самых грозных монголо-татарских правителя:

1.

2.

Два самых важных события (даты):

1.

2.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Прочитать параграф, выучить незнакомые термины.

8) Рефлексия (подведение итогов)

- были ли трудности? Если да, то в чем они заключались?

- как вы оцениваете вашу работу на уроке?

Выставление оценок