Учитель: Сейдалиева Н.М История Отечества
Нашествие монголов на Русь.
Цель: формировать представление о нашествии монголо-татар на русскую землю.
Предметные результаты: - формирование представления о раздробленности Киевской Руси перед вторжением монголо-татар, причинах завоевания русских земель монголо-татарами.
Личностные результаты: воспитывать у обучающихся любовь к своей великой Родине, чувство гордости за героический народ;
Тип урока: усвоения новых знаний
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, карточки.
Ход урока
1) Организационный этап
Создание рабочей атмосферы.
2) Актуализация знаний
-Давай немного вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (Учащиеся отвечают).
На прошлом уроке мы изучали образование монгольского государства. Что этому способствовало? (Учащиеся отвечают).
3)Введение в новую тему.
Сегодня мы начинаем изучать новую тему. (сообщение темы урока, постановка целей и задач урока.).
4) Первичное усвоение новых знаний
Послушайте, что сообщает автор книги Н.Кончаловская о великом несчастии, обрушившимся на Русь – нашествии монголо-татар.
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день по степи голой
Топча сухие ковыли.
Об этих грозных событиях, о самоотверженной героической борьбе русского народа с монголо-татарскими полчищами сегодня на уроке поговорим и мы.
Учитель: Один из итальянцев так описал монголо –татар: «Безобразнее всех людей, они имели мужество львиное, терпенье собачье, хитрость лисицы, дальнозоркость ворона, хищность волка, чуткость кошки и буйство вепря (дикого кабана)».
Учитель: -Как вы думаете. Какие будут последствия нашествия на Русь? (слайд )
- В 1227 году умер Чингисхан, оставив своим сыновьям завещание.
-Откроем учебник и найдем ответ: что завещал Чингисхан детям? (подчинить данью, завоеванные страны и идти дальше войной в города западной Европы, которые достались его внуку Бату-хану (Батыю).
-Послушайте отрывок « Из Повести Временных лет»
«В год (1237) Окаянные зимовали около Черного леса и отсюда пришли тайком лесами на рязанскую землю во главе с царем своим Батыем. И послали своих послов к князьям рязанским в Рязань. Требуя от них десятой части: каждого десятого из князей, десятого из людей. Из коней, и 10 части всего имущества. Князья же рязанские, Юрий Ингваревич и братья Олег и Роман, и муромские , и пронские решили сражаться. Не пуская их на свою землю. Вышли против Батыя и ответили так: «Когда нас всех не будет в живых, тогда все ваше будет».
Учитель: -Что показывает ответ князя?
-готовы сдаться
-хотят драться
-полны решимости обороняться
Ученики: -Полны решимости обороняться
Прослушайте еще отрывок о результатах обороны городов от войск Батыя.
Чем закончилась оборона?
«..поганые же начали завоевывать землю рязанскую месяца декабря в шестнадцатый день. И взяли татары приступом на двадцать первое декабря, убили князя, и его княгиню и людей, а иных забрали в плен, город зажгли.»
Ученики: -Монголы покорили Русь.
Учитель:-Давайте разбираться в этом противоречии?
- В чем же причины неудачи русских князей?
-Почему же монголы покорили Русь?
Учитель: Причин было несколько. Давайте сравним их.
Феодальная раздробленность на Руси, а у монголо-татар мощная армия.
Не согласованность русских князей в ходе обороны, железная дисциплина у монголо-татар.
использование достижений и насильственное участие в походе покоренных народов.
Учитель: Так почему же не удалось защитить Русь от нашествия. (Держава Чингисхана являлась могущественной на тот момент во всем мире.)
Работа с картой: Посмотрите, эти территории были подчинены монголо-татарами при Чингисхане.
Учитель: - Сейчас вы просмотрите видеофильм «Нашествие монголо-татар» и ответите на следующие вопросы: - Когда монголо-татары захватили Рязань? - Что помогло монголо-татарам попасть за стены города? Чей подвиг стал примером мужества? Каким было последствие обороны Рязани?
Ученики: - Город Рязань был полностью сожжён и разрушен.
Учитель: Послушайте, как описываются монголотатары.
Жестоких воинов раскосых
Батый собрал со всей земли,
Быки их юрты на колёсах
С детьми и жёнами везли.
И по Батыеву веленью
За войском следом шли стада,
Как будто бы в переселенье
На запад двинулась орда.
И скрип колёс, и свист нагайки,
И рев быков, и плач детей,
И птиц испуганные стайки
Из-под копыт у лошадей…
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
Учитель: Вот такая армия, состоящая из людей, которые безжалостно уничтожали всё на своём пути, истребляя всех русских людей от мала до велика, продвигаясь в глубь страны. Страшное зрелище представляла собой Русь. Груды обгоревших развалин вместо городов и сёл, поля, заросшие сорной травой. Войска Батыя покоряли города северо-восточной Руси один за другим. (Коломна, Москва, Суздаль, Владимир, Новгород..)
Физкультминутка.
5) Первичная проверка понимания
-Назовите направления завоевательных походов Батыя.
- Что произошло в 1223 году?
- Покажите, откуда пришли на Русь монголо-татары (работа с картой).
- Какой город первым подвергся нападению? (работа с картой).
- Как защищали жители Рязани свой город?
6) Первичное закрепление
Две самые главные причины поражения русских дружин в сражениях с монголо-татарами:
1.
2.
Два самых грозных монголо-татарских правителя:
1.
2.
Два самых важных события (даты):
1.
2.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Прочитать параграф, выучить незнакомые термины.
8) Рефлексия (подведение итогов)
- были ли трудности? Если да, то в чем они заключались?
- как вы оцениваете вашу работу на уроке?
Выставление оценок