СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Площадь прямоугольного треугольника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвящена изучению новой темы «Площадь прямоугольного треугольника» в 4 классе.  На уроке дети совершают путешествие в Древний Египет и проблемно-поисковым методом  открывают  новые знания.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Площадь прямоугольного треугольника"»

Дутчина Наталья Николаевна

учитель начальных классов

МОУ «Прогимназия №13

г. Майского»


УМК «Школа 2000»

Учебник «Математика» 4 класс, автор Л.Г. Петерсон.

Тема: «Площадь прямоугольного треугольника»

Цель:

1. Познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза».

2. Знать, что площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов, уметь находить площадь прямоугольного треугольника.

3. Закрепление вычислительных навыков и умения решать задачи.

4. Развивать логическое мышление, память, внимания, навыки самоанализа, познавательные интересы, расширять кругозор.

Задачи: вывести формулу площади прямоугольного треугольника; сформировать способность к её использованию для решения задач; тренировать навыки устных вычислений и действий с многозначными числами.

Ход урока.

I. Организационное начало (Слайд 1)

II. Вступительное слово учителя

- Английский физик Кельвин-Томпсон сказал: «Я часто повторяю, что если Вы в состоянии измерить то, о чем говорите, и результат выразить числом, то Вы кое-что знаете об этом предмете». Вот мы сегодня и будем на уроке измерять, результат выражать числом, а точнее узнаем новое о прямоугольном треугольнике.

- Сегодня мы совершим небольшое путешествие в Древний Египет.

(Слайд 2). Древние египтяне были замечательные математики и инженеры. До наших дней сохранились великие сооружения древних египетских строителей - это Египетские пирамиды. Они поражают своей величественностью и долговечностью, притом, что строились вручную. Самые известные из пирамид - на окраине Каира, на кромке пустынного плато Гиза. Здесь, в Гизе, и стоят три великие пирамиды - Хеопса, Хефрена и Микерина.

III. Чистописание (Слайд 3)

- Посмотрите на цифры и скажите, какое наибольшее трёхзначное число можно из них составить? (1 4 7,) (Слайд 3 щелчок)

- Что вы можете сказать об этом числе? (Характеристика числа)

- Записать число в тетрадях

- Замените это число суммой разрядных слагаемых. (Слайд 3 щелчок)

- Это число мы записали неспроста. 147 м была первоначальная высота самой большой пирамиды – пирамиды Хеопса. Это высота дома в 50 этажей, а у древних египтян ведь не было подъемных кранов. Пирамида Хеопса является одним из семи чудес света.

- Пирамиды - это усыпальницы фараонов.

IV. Актуализация опорных знаний

А) Площадь, объём (Слайд 4)

- У вас на партах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры, а внизу записаны формулы. Подумайте и обсудите с соседом по парте, что можно вычислить у каждой фигуры?






а * в а * а а * в * с а * а* а


Проверка (Слайд 4 щелчок)

- Как найти площадь прямоугольника?

- Как найти объём параллелепипеда, куба?


Б) Индивидуальная работа у доски

1 . Объём.

- Для строительства пирамид египтяне использовали прямоугольные блоки разных размеров. Весили блоки от 500 кг до 2 т. Вычислить V одного из блоков.



5дм


10 дм

20дм

2 . Решить задачи

« Основание пирамиды Хеопса имеет форму квадрата. Вычислить площадь основания пирамиды, если длина её стороны 230 м».

а = 230 м а = 230 м

S пр = ? Р пр. = ?

3. Найти часть числа

2

9 от 18 км

7 % от 400 м

4

5 от 200 кг


4. Найти число

5

6 которого составляет 25 м


8 % которого составляет 56 км

6

8 которого составляет 54 см

5. Р аскрась и сравни доли



1/ 4 * 3/4



3/5 * 2/5



2/8 * 2/4

6. Расположи дроби в порядке возрастания, и ты узнаешь, как называется самая длинная в мире река (6671 км), которая протекает в Египте.

15 10 8 17 27 30 21 45

47 47 47 47 47 47 47 47

Ь Л Э - А Х Б Р

Эль-Бахр – это современное египетское название реки Нил.

В) Работа с классом (Слайд 5)

1. Решите примеры. «Игра «Цепочка»

75 * 2 : 3 * 4 :100 + 998 : 5 – 80= 120 о (щелчок)

12 * 5 * 9 : 10 * 2 – 8 + 17 = 117 л (щелчок)

65 + 35 : 3 + 45 * 2 – 50 + 23 = 123 к (щелчок)

72 : 8 +51 : 15 * 9 + 12 = 48 т (щелчок)

63 : 9 + 33 : 8 * 13 + 25 = 100 ь (щелчок)

- Какое получилось слово?

117 120 123  120 48 100

л о к о т ь (Слайд 5 щелчок)

-Главной мерой длины у древних египтян служил локоть. Локоть делился на 7 ладоней, а ладонь на 4 пальца. Но так как локти, ладони были разные, позже были придуманы образцовые меры длины для всех.

-Какими единицами измерения длины мы сейчас пользуемся? (см, км, м, дм, мм)

- На какие группы можно разделить данные числа? ( Круглые 120, 100, и некруглые 117, 123, 48; четные и нечётные; трехзначные и двузначные)

Проверка работ у доски

  1. Объем (Слайд 6)

  2. Площадь (Слайд 7)

  3. Периметр (Слайд 8)

  4. Найти часть от числа (Слайд 9)

  5. Найти число по части (Слайд 9 щелчок)

  6. Сравнить доли (Слайд 10)

  7. Расположить дроби в порядке возрастания (Слайд 11)

Г) Классификация геометрических фигур (Слайд 12)







- На какие группы можно разделить фигуры? (Треугольники и прямоугольники)

- Под какими номерами расположены треугольники?

- Под какими номерами прямоугольники? (Слайд 12 щелчок)

- Площадь, каких фигур умеем находить?

- Площадь, какой фигуры мы пока не умеем вычислять?

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Слайд 12 щелчок)

V. Объявление темы

Тема урока: «Площадь прямоугольного треугольника»

- После каждого разлива Нила египтянам зано­во приходилось разбивать поля на участки, на­ходить их границы. А для этого надо было уметь измерять площади различных фигур: ведь поле может иметь, какую угодно форму. Участки могут иметь разную форму. Не всякий участок можно разделить на прямоугольники. А вот на треугольники можно разбить лю­бой участок,— если только он огра­ничен прямыми линиями. (Слайд 13 щелчок.)

- Зная как вычислить площадь треугольника, можно вычислить площадь любой фигуры.

- И египетские землемеры научились измерять площадь треугольника. Давайте попробуем найти способ вычисления, представив себя древними египтянами

VI. Работа над темой урока

А) Открытие нового

- У вас на партах лежит конверт с геометрическими фигурами. Выберите из набора прямоугольник. (Слайд 14).

- Измерьте его стороны. Найдите площадь этого прямоугольника.

- Чему она равна?

- Разрежьте его по диагонали на две части. Что получили? ( Два треугольника).

- Какие это треугольники? (Равные прямоугольные треугольники)

- Как проверить, что они равны? (Наложением)

- Чему равна площадь каждого из полученных треугольников? (Площадь одного треугольника равна половине площади прямоугольника) Открытие!

- Как же найти площадь прямоугольного треугольника? ( Надо найти площадь прямоугольника и полученный результат разделить на 2, так как он состоит из двух одинаковых прямоугольных треугольников) (Слайд 14 щелчок.)

-Древние египтяне рассуждали примерно так же: если в прямоугольнике провести прямую линию через две противоположные вершины (Слайд 14 щелчок.), то получаются два одинаковых треугольника с прямыми углами.

Б) Работа с учебником.

Стр. 94 № 2,

- Как называется треугольник КМN? (Это прямоугольный треугольник).

- Достройте этот треугольник до прямоугольника. (Слайд 15 )

- Измерьте стороны и устно найдите его площадь. (Слайд 15 щелчок.)

- Можно ли с помощью полученного результата найти площадь треугольника?

(Полученный результат разделить на 2)

В) Знакомство с понятиями катет и гипотенуза. Стр. 94. №3 (Слайд 16)

- Что вы можете сказать о треугольнике АВС? (Это прямоугольный треугольник)

- Докажите. ( Угол В - прямой).

- Обведите красным карандашом стороны, образующие прямой угол?

Проверка (Слайд 16 щелчок)

Вывод: стороны образующие прямой угол называются катетами.

(Слайд 16 щелчок)

- Обведите сторону, которая лежит напротив прямого угла, синим карандашом.

Проверка (Слайд 16 щелчок)

Вывод: сторона треугольника, лежащая напротив прямого угла, называется гипотенуза. (Слайд 16 щелчок)

- Продолжить самостоятельно.

Взаимопроверка.

- Назовите в первом треугольнике катеты и гипотенузу.

Г) Формула площади прямоугольного треугольника (Слайд17)

- Итак, мы знаем формулу площади прямоугольника, мы установили, что прямоугольный треугольник составляет половину площади соответствующего прямоугольника. Предлагаю вам вывести формулу площади прямоугольного треугольника.

(Так как площадь прямоугольника равна S = a * b , а прямоугольный треугольник составляет половину прямоугольника, то формула будет S = a * b : 2 )

- Запишем эту формулу в тетрадь (Слайд 17 щелчок).

S = a * b : 2

- Что означают в формуле буквы а и в? (Это катеты).

- Сформулируйте правило.

- А теперь прочитайте правило на стр. 95:

«Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов»

- А как вы думаете, если имеется такой треугольник, у которого нет прямого угла? (Проблема!) (Слайд 18).

- (Надо провести из вершины линию под прямым углом к одной из сторон треугольника, получаются два прямоугольных треугольника, площадь которых вычислить можно) Открытие! (Слайд 18 щелчок).

( Вызывается ученик и демонстрирует на доске).




Д) Закрепление (Слайд 19)

( На экране фигуры, состоящие из треугольников и прямоугольников - по аналогии задания № 5). Детям предлагается на выбор найти площадь любой фигуры.

VII. Повторение и закрепление пройденного.

Решить уравнение № 10 по вариантам.

VIII. Итог урока.

- Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Древний Египет. Что нового о нём вы узнали?

- Вернемся к изречению Кельвина-Томпсона.

- Сумели измерить S тр.? Сумели результат выразить числом? Значит, кое-что знаем о прямоугольном треугольнике. Что? (Научились находить площадь).

- У вас три треугольника разного цвета. Выберите цвет! Узнали новое, было трудно, но интересно и все понятно – красный треугольник. Узнали новое, было сложно, но удалось все решить, хотя требовалась помощь – синий треугольник. Узнали новое, но материал остался непонятным – черный треугольник. Переверните треугольники и напишите новую формулу, по которой умеем находить S прямоугольного треугольника!






















Список используемой литературы:


1.Интернет ресурсы:

http://sbiryukova.narod.ru/Seminar/Seminar_03_04/Sem_5-03-04/Geom_dr_Egipta_Barillo.htm

http://www.az-design.ru/Projects/WebStat/WebStat.shtml

2 Петерсон Л.Г. Математика. Учебник для учащихся 4 класса. - М.: Ювента, 2008.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс