ФИО учителя: Аметова А.Ф.
Тема урока: Решение задач с помощью уравнений
Класс: 6 , уровень базовый
Тип урока: урок повторение
Планируемые образовательные результаты:
1) личностные:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
2)метапредметные:
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
3)предметные:
- умение работать с математическим текстом;
- вывести алгоритм решения задач с помощью уравнений и формировать способность к его выполнению;
- научить решать задачи с помощью уравнений, в которых неизвестное содержится в разных частях уравнения; проводить полное обоснование уравнения;
- повторить и закрепить: раскрытие скобок, решение уравнений, формулы работы и пути: , , сравнение величин: больше (меньше) на …, больше (меньше) в….
Основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий): учащийся научится
- решать задачи с помощью уравнений.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с тестовыми заданиями.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, в парах.
Ход урока
- Приветствие учителя.
- Ребята, множество каких чисел мы изучили? (Множество рациональных чисел).
- С какими темами мы работали на предыдущих уроках? (Раскрытие скобок, коэффициент, решение уравнений).
- Сегодня мы будем решать задачи.
- Пожелание успеха учащимся.
Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
- На доске заранее записываем все задания и закрываем их от учащихся листами бумаги. Учащимся по очереди предлагаем выполнить задания. Задания с 1 по 4 они решают устно, а в тетрадях фиксируют ответы. После выполнения
каждого задания фронтально проводим проверку ответов, проговариваем алгоритмы, правила, обсуждаем решение, если это необходимо. Задание 5 учащиеся выполняют письменно в тетрадях, не перерисовывая схему.
Задание 1. Переведите с русского языка на математический язык:
а) увеличьте число х в 5 раз, б) увеличьте число х на четверть, в) уменьшите число х на 2, г) уменьшите число х в 3 раза.
Задание 2. Раскройте скобки: а) – (5 + у), б) 3 (х – 6,4), в) –1,5(2 + а).
Задание 3. Найдите х: а) 3х = 0,24, б) 3 х + х= 12, в) 5х = 2х + 45 .
Задание 4. Продолжите формулу: а) работы А =… , б) расстояния s =…
Задание 5. Используя схему, решите задачу: Мастер изготовил в 2 раза больше деталей, чем ученик. Сколько деталей изготовил мастер, если вместе они изготовили 36 деталей?
мастер ученик
36 деталей
- Проверяем решение: 2х + х = 36
3х = 36
х = 12
12 деталей изготовил ученик
- Каким методом вы решили задачу? (С помощью уравнения)
Задание 6. Решите следующую задачу с помощью уравнения: Мастер может выполнить весь заказ за 8 ч, а его ученик – за 10 ч. В час ученик делает на 15 деталей меньше мастера. Найди производительность мастера и производительность ученика
Выявление места и причины затруднения
Решение данной задачи вызывает затруднение у большинства учащихся.
Учитель дает учащимся несколько минут для решения задачи и разворачивает диалог:
- Кто решил эту задачу?
- Какое уравнение вы составили? Сколько у вас получилось?
- Кто не смог решить задачу?
- Почему вы не смогли решить эту задачу? Или
- Почему не все смогли решить задачу? (Не знаем, что принять за переменную х, не знаем как составить уравнение и т. д.)
- Какова тема урока? (Решение задач с помощью уравнений). Учитель записывает тему урока на доске, учащиеся в тетрадях.
- Какова цель урока? (Научиться решать задачи с помощью уравнения)
Построение проекта выхода из затруднения
- Почему вы смогли решить предыдущую задачу? (Была уже составлена схема по условию задачи и неизвестные величины выражены через х)
- Какой еще вы знаете способ записи условия задачи, который помогает нам составить уравнение? (Таблица)
- Составим таблицу. Учащиеся совместно с учителем вспоминают, как определить количество столбцов и строк в таблице, в каком порядке удобнее ее заполнять.
| Время, часы | Производительность, дет/ час | Работа, детали |
Мастер | 8 | х | 8х |
Ученик | 10 | х – 15 | 10(х-15) |
- О каких величинах идет речь в задаче?
- В каких единицах они измеряются?
- Какая величина известна? Заполняют первый столбец таблицы.
- Какую неизвестную величину можно принять за х? (Производительность мастера)
- Как выразить через х производительность ученика? Заполняют второй столбец таблицы.
- Как с помощью первых двух столбцов таблицы можно заполнить третий столбец?
- Какое условие задачи позволит составить уравнение? (Мастер и ученик выполняли одно и то же задание, т. е. изготовили одинаковое количество деталей).
- Какое получится уравнение?
8х = 10(х-15) (уравнение записывают на доске, но пока не решают)
- Учитель обращает внимание учащихся на то, что в математике принято, прежде чем записать уравнение и его решить, обосновать это уравнение: 1) указать, какая неизвестная величина принята за х;
2) как выражаются другие величины через х;
3) на основании чего составлено уравнение.
Необходимо записать с учащимися обоснование:
«Пусть производительность мастера х дет/час, тогда производительность ученика (х – 15) дет/час. По условию задачи мастер может выполнить заказ за 8 часов, т. е. изготовить 8х деталей, а ученик за 10 часов, т. е. изготовить 10(х-15) деталей. Составим уравнение:
8х = 10(х-15)
- Далее учащиеся решают уравнение.
8х = 10х – 150
0 = 2х – 150
2х = 150
х = 75
75 дет/ч – производительность мастера
75 – 15 = 60(дет/ч) – производительность ученика
Ответ: 75 дет/час, 60 дет/ час.
- Сформулируйте алгоритм решения задач с помощью уравнения.
- Учащиеся формулируют алгоритм, затем уточняют его с помощью учебника. В результате получают следующий алгоритм:
1. Внимательно прочитать задачу.
2. Определить, какие величины известны, а какие – нет.
3. Проверить соответствие единиц измерения величин.
4. Одну из неизвестных величин обозначить буквой х (или любой другой буквой).
5. Выразить через х значения других неизвестных величин, используя таблицы и схемы, если необходимо.
6. Составить уравнение.
7. Решить уравнение.
8. Соотнести корень уравнения с вопросом задачи.
9. Проверить соответствие полученного ответа реальному процессу.
Реализация построенного проекта и решение исходной задачи
- Предлагаем учащимся решить задачу:
Скорый поезд проходит расстояние между двумя городами за 10 ч, а пассажирский – за 12 ч 30 мин. Пассажирский поезд идет со скоростью на 28 км/ч меньшей, чем скорый. Каково расстояние между городами?
- Работают учащиеся в группах по 4 человека. На столах у учащихся маркеры, листы бумаги, на которых начерчена таблица. Им необходимо заполнить таблицу, составить и решить уравнение без обоснования, ответить на вопрос задачи. По окончании работы группы представляют решение, прикрепив листы на доске. (Проверяются все возможные варианты, которые придумали учащиеся)
| Время, часы | Скорость, км/ч | Расстояние, км |
Скорый | 10 | х | 10х |
Пассажирский | 12,5 | х – 28 | 12,5(х-28) |
10х = 12,5 (х – 28)
10х = 12,5х – 350
2,5х = 350
х = 140
140 км/ч – скорость скорого поезда
140 10 = 1400 (км) – расстояние между городами
Ответ: 1400 км.
- Обоснование учащиеся проводят устно по аналогии с предыдущей задачей (из-за недостаточного количества времени на уроке):
Пусть х км/ч скорость скорого поезда, тогда (х – 28) км/ч скорость пассажирского поезда. Расстояние между городами скорый поезд проходит за 10 ч, т.е. он проходит 10х км, а пассажирский за 12,5 ч, т.е. проходит 12,5 (х – 28) км. Составим уравнение.
Рефлексия
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- С какими трудностями вы столкнулись?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
6. Домашнее задание.