Тема урока: Род имён существительных.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи:
Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Канакина В.П. , тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
- осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;
Метапредметные:
- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного;
- умение определять род существительных .
Ход урока
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Организационный момент. (слайд 2)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас мои ребятишки, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового. Настроение должно быть хорошее. Давайте улыбнёмся друг – другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.
Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная. На уроке мы продолжим разговор об имени существительном. Настроение хорошее?
Значит, можно идти в гости. А чтобы узнать к кому мы пойдём в гости, отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица,
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром. (зима)
- Ребята, Зима живёт далеко в лесу. Чтобы до неё добраться, нужно преодолеть много препятствий. Вы готовы к трудностям? Отправимся в путь?
Чистописание.
Но чтобы отправиться в путь, проведём минутку чистописания. (слайд3)
Быстро справиться с заданием, поможет пальчиковая гимнастика.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
Запись числа и классной работы.
(письмо чистописания)
Л л Ла ле
Луна лисица
Луна – это спутник Земли.
2. Актуализация знаний. (слайд 4)
В царство зимы мы тихо входим.
Вот зимний лес…
В него заходим…
(Запись под диктовку)
Река Волга, друзья, город Саранск, улыбка, коза Милка, ребята, Алексей Толстой, ёршик.
Назовите орфограммы в этих словах.
(слайд 5)
Игра «Да – нет»
Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (нет!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Работа с таблицей. (Вспомните, что знаете об имени существительном) (слайд 6)
3. Самоопределение деятельности. (слайд 7)
Продолжаем путешествовать по зимнему лесу.
Синеют синие дали.
Птицы на склоне холма
Нам слова написали.
- прочитайте слова
ПЕНАЛ, РУЧКА, МЫЛО
- Что объединяет эти слова? ( они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? Что? Это имена существительные.)
- Чем отличаются эти слова? (слайд 8)
(Учитель берёт пенал ученика)
- Чей пенал? Запишите . (Пенал мой)
- Подчеркните слово мой.
- Какой он? Запишите. (Он красивый)
- Подчеркните слово он.
-Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой.
Это имена существительные мужского рода.
(Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода).
- Чем же отличаются слова: пенал, ручка, мыло?
Сформулируйте тему урока.
4. Физкультминутка на дыхание.
1. Задуваем свечи.
2. Нюхаем цветы.
3. Тёплый ветер.
5. Работа по теме урока.
(слайд 9)
- Работа с правилом.
- (слайд 10) Работа с таблицей.
6. Закрепление нового материала. (слайд 11) - синица
Картинный диктант. (слайд 12)
На экране картинка. Учащиеся называют имя существительное, записывают его, определяют род.
(слайд 13) - белка
Работа в парах.
- зайчик, грач, гнездо, снег.
- корова, фиалка, зима, берег.
- пальто, озеро, книга, солнце.
- утро, помидор, ветер, стол.
Разноуровневые задания по карточкам.
1 уровень: определи род существительных.
Пришла зима. Стоит трескучий мороз. Вот взошло солнце. Летит снежок. Земля побелела. На реке блестит лёд. Лес стал как чудесная сказка.
2 уровень:
Пришла зима. Стоит трескучий мороз. Вот взошло солнце. Летит снежок. Земля побелела. На реке блестит лёд. Лес стал как чудесная сказка.
(Самопроверка)
7. Контроль и оценка.
- Ребята, Зима принесла волшебный конверт. Он может очень многое. Если вы правильно выполните задание, он наградит вас подарками. Зима хочет проверить, запомнили ли вы материал.
- Какого рода бывают имена существительные?
- Какими словами можно заменить слова мужского рода?
- Какими словами можно заменить слова женского рода?
- Какими словами можно заменить слова среднего рода?
(вручение подарков)
8. Рефлексия
А какое задание было наиболее трудным?
-Почему?
Самооценка.
Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе
1 2 3 4 5
9. Домашнее задание.
- Составить рассказ со словами:
зима, земля, сказка, мороз, снежок, лёд, солнце.
Минутка релаксации.
- Теперь давайте немного отдохнём. Сядьте удобно, положите руки на парту, закройте глазки. Дыхание спокойное и ровное. (Звучит музыка Э. Грига «Сон»).
Все умеют танцевать.
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая
Очень лёгкая, простая
Замедляется движенье.
Исчезает напряженье,
И становиться понятно:
Расслабление приятно.
10. Итог урока.
Мне было очень интересно с вами. Спасибо за труд и радость, которую я испытала при общении с вами.
текут | тает |
бегут | журчит |
плывут | смотрит |
кричат | сверкает |
зайчик бегает | вьёт гнездо |
мычат коровы | солнце светит |
летят грачи | растут подснежники |
снег темнеет | цветут фиалки |
| |
Весной солнце сильно греет. |
На голых сучьях берёзки сидят вороны. |
Весело чирикают воробьи. |
Вася и Лена видят грача. |
Грач важно шагает по полю. |
Льётся звонкая песня жаворонка. |
Лес ждёт тёплых дней. |
Быстро бегут ручьи. |