Урок по предмету «Труд (технология)» для обучающихся 5 класса
Тема: «Русская народная игрушка»
Автор урока: Федорова Марина Михайловна
Цель урока: усвоение новых знаний о русской народной игрушке, её истории, видах и способах изготовления.
Задачи урока:
познакомить учащихся с историей и традициями изготовления русских народных игрушек;
развивать мелкую моторику, внимание, творческие способности;
воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к культурному наследию.
Методы урока: словесный (рассказ, беседа), наглядный (мультимедийная презентация иллюстративного материала, демонстрация готовых кукол, образцов материалов), практический (изготовление кукол).
Интернет-ресурсы: Народная кукла http://vedjena.gallery.ru Русские обрядовые куклы http://club.osinka.ru Ручная Работа http://handmade.idvz.ru Славянская доктрина http://mirtesen.ru Кукла http://happypoups.narod.ru/chtivo.html http://www.koipkro.kostroma.ru http://festival.1september.ru
Ход занятия:
Организационный момент (5 минут):
Добрый день, ребята!
Сегодня у нас очень интересная тема урока. Прослушайте русские народные пословицы и подумайте, что мы будем изучать сегодня на уроке: «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», «Три травинки - два креста, эта кукла не проста», «С куклами возиться - бытию учиться», «В поле пахать — не в куклы играть».
Тема урока: Русская народная игрушка. Нам понадобятся сегодня для работы ножницы и клей.
Вводная часть (10 минут): демонстрация мультимедийной презентации о русской народной игрушке, беседа о значении куклы в жизни человека.
Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых. Куклы появлялись с рождением ребёнка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или Пасха.
Все виды народной игрушки заслуживают внимания и восхищения. Выбор материала для игрушек зачастую был обусловлен бытовыми условиями мастера. В местах распространения гончарных промыслов популярны были глиняные свистульки, мастер-плотник в свободное время мог выстругать лошадку для сына, а особенно удачные варианты привезти на ярмарку. Так появились народные игрушки Дымковская, Гродецкая, Хохломская, Полхов-Майданская матрёшка и др.
Тряпичные куклы были уделом женщин. Каждая кукла имела свое предназначение. Она могла быть утешением, поучением, лекарством, развлечением. Лица долгое время у кукол не было. Так дом защищали от проникновения нечистой силы, в которую верили наши предки, говоря: «Чужие глаза в дому не нужны». Мастерица делала куклу так, как еѐ научили мама и бабушка. Ткань рвала, сворачивала и перевязывала красной нитью особым узлом или крестом. Сто лет назад мастерице бы не пришло в голову сделать куклу из дорогого и нового материала. На куклы шли старые ношеные тряпочки, самыми доступными материалами были лыко, лен, береста, трава, ветки и т.д.
Все куклы делятся на три вида:
Обереговые – это куклы которые создавались для того чтобы оберегать человека от различных напастей. Их брали с собой в дорогу, укладывали в кроватку маленьких детей и целыми гроздьями развешивали в избах, чтоб уберечься от проделок злых духов. К обереговым куклам относятся - «Куватка», «Ангелочек», «Колокольчик», «Пеленашка», «Кубышка-Травница», «Десятиручка» и многие другие.
Обрядовые – это куклы которые принимали участия во время различных обрядов, без которых невозможно было осуществлять посевы, сборы урожая, свадьбы и многие другие обряды. К обрядовым куклам относятся – «Крупеничка», «Масленица», «Неразлучники», «Коза», «Отдарок на подарок» и другие.
Игровые – это куклы, которые создавались для игры с детьми, сначала делала мама, а вскоре дети сами делали для себя кукол. Благодаря куклам дети развивались, девочки получали первые навыки рукоделия, мальчики играя в куклу «Куклак» мерялись силой. В целом через игру с куклами дети учились понимать вопросы социально-бытовой стороны жизни. Игрушка служила и служит наглядным пособием для передачи ребѐнку знаний о материальном мире. К игровым куклам относятся - «Зайчик на пальчик», «Куклак», «Сорока Белобока» и другие.
Особенности изготовления тряпичной куклы
Кукол мастерили не торопясь, в процессе изготовления основы не использовали ножниц и иголок. Ткань и нитки не резали, а отрывали. После того как ткань оторвали по краю оставалась бахрома которая придавала кукле особый колорит и определяла ее рукотворность.
Для закрепления нити применялась ловчая петля или силковый узел. Этот узел обладает свойством плавно и равномерно затягиваться. Часто нитки скрещивались в так называемый «обережный крест». Обережный крест на груди выполнялся от талии к шее в направлении справа налево. Обводился сзади по шее и замыкался на груди. В обратном направлении возвращаясь на талии, где нитка закреплялась.
Обматывая куклу нитями следили, чтобы количество витков было четным, а количество затяжек не четным. Если нитки не перекрещивались, их наматывали по часовой стрелке. Во время скручивания и наматывания проговаривали желания, напевали, читали молитвы, в редких случаях хранили молчание.
Важной особенностью, на которую нужно обращать внимание при изготовлении куклы, является то, что кукол делали безликими. Отсутствие лица подтверждала то, что кукла является вещью не одушевленной, а значит злые потусторонние силы не смогут вселиться в нее через рот, глаза, нос и уши и навредить ее владельцу. Ведь кукла должна приносить человеку радость, благополучие и здоровье.
Важно при изготовлении куклы сделать ее в один прием без откладывания на другой день. Считалось что дело, сделанное во второй раз, перечеркнет то, что было сделано в первый. Для изготовления кукол применяли лоскуты, оставшиеся от кроя одежды или ветхую не пригодную для носки одежду. Основными материалами являются – ситец, сатин, батист, не отбеленный холст, грубый лен. В качестве материала, который набивается внутрь куклы, используют вату, мох, солому, опилки, крупу. Для отделки и украшения куклы понадобятся – тесьма, кружево, ленты, бисер, мелкие бусины, пуговицы и прочая фурнитура.
В наши дни следует очень тщательно выбирать ткань для изготовления народной куклы, стараться не использовать синтетические материалы с современными формами рисунков. Подойдут ткани с растительными, геометрическими узорами. Хлопчатобумажные или льняные кружева, деревянные, керамические или металлические бусины.
Физкультминутка (2 минуты): проведение разминки для снятия напряжения
Основная часть (18 минут):
Демонстрация готовых заготовок из сети для изготовления кукол из бумаги «Колокольчик», «Рукодельница», «Красная Шапочка»
Объяснение и демонстрация этапов изготовления кукол: аккуратное вырезание деталей, склеивание деталей.
Самостоятельное изготовление учащимися кукол под руководством учителя.
Закрепление материала (5 минут):
Вопросы для проверки усвоенных знаний:
Какие виды русских народных игрушек вы знаете?
Из каких материалов изготавливались игрушки?
Какие особенности имела русская тряпичная кукла?
Как использовалась русская народная тряпичная кукла?
Обсуждение ответов учащихся.
Дополнительные задания (2 минуты):
Найти информацию о других видах русских народных кукол.
Принести материалы для изготовления куклы: лоскуты ткани (ситец, сатин, лён) и х/б нитки.
Итоги урока (3 минуты):
Ожидаемые результаты после проведения урока: учащиеся узнают о русской народной игрушке и тряпичной кукле, научатся изготавливать куклы из бумаги, разовьют мелкую моторику и творческие способности.
Рефлексия: учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, используя следующие критерии:
Я узнал много нового о русской народной кукле.
Мне понравилось изготавливать куклу.
У меня возникли трудности при изготовлении куклы.
Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия: учащимся предлагается самостоятельно изготовить куклу по образцу, используя полученные знания и умения.
Итоги урока: отмечаются успехи учащихся, даются рекомендации по дальнейшему изучению темы.