СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Строение атмосферы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен материал урок по данной теме

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Строение атмосферы"»

Тема урока: Строение атмосферы. 6 класс

Цель: формирование представлений об атмосфере, ее составе, строении значении.

Задачи:

Предметные:

- давать определения терминов, понятий по тематике урока;

- называть состав атмосферы;

- описывать свойства и особенности строения атмосферы;

- определять роль процесса изучения атмосферы для повседневной деятельности человека

Личностные:

- сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии;

- понимание значения атмосферы и её изучения для жизни на Земле;

- использование знаний об атмосфере в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья ;

- понимание и принятие правил поведения ни уроке.

Метапредметные УУД.

Познавательные УУд:

- находить достоверные сведения в источниках географической информации;

- анализировать и обобщать тематическую информацию;

- формулировать выводы:

- строить логические рассуждения.

Регулятивные:

-определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и жизненно – практической;

- планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях;

- самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его;

- понимать позицию другого;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты;

- разрешать конфликты.

Личностные:

- аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;

- осознавать свои эмоции;

- понимать эмоциональное состояние других людей и черты своего характера, интенресы, цели;

- уважительно относиться к традициям других народов;

- осознавать и проявлять себя гражданином России.

Тип урока: Изучения новой темы.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, таблица «Строение атмосферы», принтер, презентация.

Понятия, термины, номенклатура и персоналии: атмосфера, тропосфера, стратосфера, воздух, верхние слои атмосферы, метеостанция, метеорологические ракета и спутник.

УМК: учебник Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский.

Ход урока

I. Организационный момент: Приветствие, подготовка к уроку.

II. Изучение новой темы:

Актуализация знаний.

- Какие земные оболочки вы знаете?

- Связаны ли земные оболочки между собой? Аргументируйте свой выбор. Приведите примеры ( предполагаемые ответы)

- Что такое атмосфера? (предполагаемые ответы)

Сегодня мы приступаем к изучению оболочки «Атмосфера». Что вы уже знаете о ней? (ответы учащихся). Вам интересно еще больше узнать? Откройте тетрадь и запишите тему урока «Строение атмосферы». Исходя из темы, попробуйте определить цель и задачи урока.

Сегодня на уроке вы узнаете:

- Что такое атмосфера.

- Чем мы дышим.

- Из каких слоев состоит атмосфера.

- Как человек изучает атмосферу.

- Что такое метеорология.

Что такое атмосфера. Запишите определение в своих тетрадях. Скажите, что у вас получилось. (предполагаемые ответы). А сейчас, откройте учебник стр. 101, найдите определение, что такое атмосфера. Скажите у кого такое же определение. У кого близко к правильному. Молодцы.

Атмосфера – это воздушная оболочка земли.

Строение атмосферы.


Слайд 1.

Как называется нижний слой атмосферы? (тропосфера) Посмотрите рис. 72, на стр. 102.

Второй слой – стратосфера и верхние слои атмосферы.

Какова толщина оболочки? Найдите на стр. 102. Приблизительно 1000 км. Почему приблизительно?

Нижнюю границу трудно установить, так как воздух проникает в горные породы земной коры, но особенно трудно определить ее верхнюю границу.

В тропосфере всегда можно наблюдать явления ее взаимодействия с земной корой и гидросферой. (круговорот воды в природе). Вся жизнь происходит в тропосфере. Здесь образуются облака, тучи, грозовые явления.

А что еще есть вокруг нас? Есть воздух. Знаете главную особенность воздуха? Его нельзя разбить, разорвать, сломать. Невозможно отделить один кусок воздуха от другого. Воздух образует одну сплошную, без единой дырочки, трещины, оболочку, которая со всех сторон окружает нашу планету. Чем выше поднимемся над поверхностью Земли, тем меньше воздуха. И так постепенно атмосфера переходит в безвоздушное пространство. Чем выше поднимаемся над этой поверхностью, тем холоднее воздух.

Б) Газовый состав атмосферы.

А что такое воздух? Говорите газ. Не совсем так. Воздух – это смесь газов.

Слайд 2


Какие, из них главные? (азот, кислород)

Сколько процентов составляют?

Что главное необходимо живым организмам? ( (кислород)

Что же означает азот? Найдите ответ на этот вопрос на стр. 101.

Кислород хорош не только для дыхания. Чем же он еще хорош? Найдите ответ на стр. 101.

Значение атмосферы

Как вы думаете, каково значение атмосферы в жизни Земли, людей.

Предохраняет:

- от сильного нагревания и охлаждения.;

- от космических частиц – пыли и метеоритов. Без нее поверхность планеты, бала бы как лунная;

- от ультрафиолетового излучения;

- в ней накапливается кислород.

Изучение атмосферы.

Атмосферу изучает – метеорология, а погоду – ее раздел синоптика. В наше время по всей Земле, даже в самых удаленных ее уголках, работают метеорологические станции. С помощью приборов проводят измерения. Какие вы знаете приборы для измерения на метеостанциях. (термометр, осадкомер, зонд, снегомерная линейка, флюгер, барометр и другие) Используют ракеты, спутники, корабли.

Метеорология – это наука о строении и свойствах земной атмосферы.

Слайд 3

Метеоприборы для наблюдения и измерения погоды

Прогноз погоды формируется исходя из характерных явлений природы, изменения температуры воздуха, силы и скорости ветра. Самые обыкновенные и частые явления природы это облака, солнце, дождь и просто хорошая погода, гораздо реже природные явления образуют стихию. Для исследования явлений природы и составления предстоящих прогнозов погоды используются метеорологические станции с самых разных частей земного шара.

Описание основных метеоприборов для прогноза погоды:

 

Термометр - привычный прибор для измерения температуры воздуха и воды.

Термометры бывают жидкостными, принцип измерения температуры по изменению объема жидкости, находящейся в корпусе. Механические термометры, где в зависимости от температуры меняется металлическая пружинка. Электронные термометры, работающие по принципу изменения сопротивления проводника при колебаниях температуры.также существуют оптические и инфракрасные термометры, основанные на принципах бесконтактного измерения температуры за счет изменения уровня светимости, спектра и других параметров... подробнее

Гигрометр - прибор для измерения влажности воздуха.

Классический гигрометр основан на взаимодействии с обычного волоса с окружающей средой. В зависимости от влажности длина волоса меняется, он растягивается или сжимается, позволяя измерять влажность воздуха от 30% до 100%. Электронные гигрометры более удобные в быту, но значительно менее точные в измерениях... подробнее

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления.

Существуют жидкостные барометры, основанные на свойствах изменения ртутного столба (часто используются на метеостанциях для более точного измерения атмосферного давления). В быту получили распространиение механические барометры, принцип измерения которого лежит в небольшой гофрированной коробочке из тонких металлических стенок, в которой создается разрежение за счет действия атмосферного давления. Затем передаточная система действует на стрелку, которая двигается по шкале погоды... подробнее

Анемометр - прибор для измерения силы и скорости ветра.

Прибор внешне напоминающий флюгер состоит из двух чашечек, которые толкает ветер, приводя во вращение. От скорости вращения, замерянное от числа оборотов за определенные промежутки времени рассчитывается скорость ветра... подробнее

 

Облакомер - прибор для определения высоты нижней границы облаков.

Современные прибор состоит из направленного лазерного, либо другого источника когерентного света, направленного вертикально вверх, который измеряет расстояние до нижней границы облаков... 

Термограф - регистратор изменения температуры воздуха и воды.

Прибор, задача которого непрерывно регистрировать и записывать температуру воздуха, воды, влажность и другие метеорологические параметры. Самый частый вид термографа имеет изогнутую биметаллическую пластину, которая изгибается при изменении температуры.перемещение части пластинки соединяется со стрелкой, которая чертит кривую на разграфленной ленте

Флюгер - прибор для измерения направления ветра.

Верхняя часть прибора имеет металлический, деревянные или пластиковый флажок, который поворачивается от действия на него ветра. По изменению угла поворота измеряется направление ветра

МетеоЗонд - устройство находящееся в атмосфере для измерения ее параметров. Метеозонд представляет собой небольшой беспилотный воздушный шар (аэростат), к которому прикреплена аппаратура измеряющая метеоусловия и параметры, находясь непосредственно на заданной высоте в воздухе.

МетеоСпутник - устройство находящееся на орбите для метеонаблюдений.

Это искусственный спутник, которые выводится ракетоносителем на орбиту Земли, где вращаясь по орбите измеряет многие метеорологические данные Земли, которые обрабатываются и используются для составления прогноза погоды на метеорологической карте. 

Метеорологическая  станция - учреждение, в задачи которого входит наблюдение за погодой, регистрация метеорологических изменений и составление прогноза и синоптической карты погоды.

На площадке метеорологической станции располагаются все необходимые приборы для измерения погодных условий.

III. Закрепление.

- Какую земную оболочку мы начали сегодня изучать?

- Каково значение атмосферы?

- Какие газы входят в состав атмосферного воздуха?

- Какова толщина атмосферы?

- Почему толщина атмосферы неодинаковая над полюсами и экватором?

IY. Рефлексия.

Продолжите предложение:

1. Сегодня на уроке мы изучали тему…….

2. На уроке мне было ……… (интересно, неинтересно)

3. Мне понравилось………

4. У меня вызвало затруднение…..

5. Сегодня на уроке я узнал(а) …….

Y. Домашнее задание.

Параграф 15


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!