СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: Местоимения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                            

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: Местоимения.»

Местоимения

Цель урока: сформировать представление о местоимении как части речи. Познакомить с особенностями местоимений и их ролью в нашей речи. Формировать умение распознавать их в тексте. Совершенствовать умение писать слова с изученными орфограммами. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.

Задачи:

  • закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;

  • познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;

  • упражняться в определении рода, числа, лица местоимений;

  • замене существительных местоимениями в речи;

  • воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма;

  • развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке и надеюсь, что это взаимно.

Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок.

  1. Минутка чистописания а и о я э

Определите, какую букву мы будем писать? Какая лишняя?

Перед вами ряд букв, продолжите его Яя кя ля Яя мя

2. Словарно-орфографическая работа

.сква, б.реза, сейча., шес.надцать, м.локо, л.сица, килогра., п.тух, то..а, т.традь.
(слайд на эл. доске )


– Для того, чтобы назвать слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, необходимо в каждом данном слове выделить букву, являющуюся в нем орфограммой.

– Какое слово получилось?

Местоимение

– Что можете сказать о написании этого слова?

– Запишите слово в тетрадь, выделив орфограммы.

Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое название.
- Вместо какой части речи мы употребили в предложениях местоимения? Назовите эти существительные. А теперь разберите слово местоимение по составу.
МЕСТ – О - ИМЕНИЕ
- Почему же эта часть речи получила такое название?
Далее учитель напоминает, что слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.

Кто сформулирует тему урока?

Упражнение «Отыщи местоимение в слове»

(яма, тыква, мыло, тысяча, высота, бульон, куранты, мышка, пони, корона, магнитофон и т. д.) (слайд) Выпишите местоимения в тетрадь.



Проблемная ситуация. Редактирование текста. Прочитайте текст про одно из путешествий.

Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.

-Такие слова, которые не называют предмет, а только на него указывают, называются местоимениями.

-Какую речевую ошибку вы заметили в данном тексте?(повтор слов)

Как её исправить? Давайте отредактируем (работа в парах на карточках)( показ слайда читают готовый текст). - Прочитайте, что же получится, если мы исправим речевую ошибку.

Сообщение темы и цели урока
- Назовите слова, которые помогли нам исправить ошибки.
Вместо какой части речи мы их употребили?
Как вы думаете, о какой части речи мы будем сегодня говорить?
- Выясним, какова же роль местоимения в речи?
- Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки.
Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?
Для чего же мы используем в речи местоимения?
Вывод 2.
(слайд)
Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

- В чем же различие в значении местоимения и имени существительного?

Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Подведем итог: слова какой части речи могут заменять местоимения?

Какие морфологические признаки  существительного вы знаете?

 Неизменяемые признаки: одуш. – неодуш.; собст. – нариц.; склонение, род.

Изменяемые признаки: число, падеж.

  1. Какую гипотезу мы можем выдвинуть? (предположение) (слайд)

Гипотеза:

Если местоимения могут заменять имена существительные, значит, они могут иметь те же морфологические признаки, что и имена существительные.

  1. Какую проблему мы перед собой поставим?

Проблема: выяснить, какие морфологические признаки могут быть у местоимения? Изменяются ли местоимения по числам и падежам.

Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.

 -  На какой вопрос отвечает слово ласточка? А местоимение, его заменившее?

 -  Значит 1 сходство:

- местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ и табличка? МЕСТ = ?СУЩ)

 -  К личным местоимениям относятся местоимения я, ты, он, она, оно, они, вы, мы.

– Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 45.

(Чтение правила в учебнике).
- Какой ещё можно сделать вывод на основе прочитанного правила?

Знакомство с личными местоимениями.

- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
(Все они указывают на лица)
Перечислим еще раз все личные местоимения.

(слайд)
Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

Вывод 4 .
Местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные.

Рассматривание таблицы на экране. (1,2, 3 лицо)

Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.

Работа с учебником упр 3 стр 46 Выпишите только местоимения. Выпишите словосочетание со словом ему, Просклоняем это местоимение. Местоимения как и существительные изменяются по падежам.

Парная самостоятельная творческая работа.

- Ребята, вы хорошо усвоили, вместо каких частей речи употребляются местоимения, какова их роль в речи. Попробуйте применить свои знания практически. Игра в перволого «Рыбалка» (работа на макбуках)

Игра 4 лишнее.

Вывод: Местоимения позволяют избежать речевых ошибок, нежелательных повторов слов, помогают сделать нашу речь более краткой, лаконичной и выразительной.



ЧЕЙ РЯД

БЫСТРЕЕ И ПРАВИЛЬНЕЕ?

Задание: Каждый ученик в одном предложении подчёркивает местоимение и передаёт следующему.



  1. Я остановился в недоумении.


  2. Они тоже бывают разные.


  3. Поздравляем вас с праздником.


  4. Дружно пели мы песню.


  5. Видел ли ты орла?


  6. Друзья очень ценят тебя.


  7. Вдруг она прыгнула в воду.


  8. Закинул он невод в море.


  9. Тут и выглянуло оно.


  10. У него хороший голос.



Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап.

- Как называется часть речи с которой мы познакомились?

-Почему так называется эта часть речи?

-Как отличить местоимение от других частей речи?

Какова роль местоимения в нашей речи?

Возьмите карандаши и на полях нарисуйте смайлик (светофор)

- Поставленные задачи мы выполнили. На следующем уроке рассмотрим личные местоимения.

Домашнее задание.

  1. выучить что такое местоимение.

  2. Стр. 49 упр. 9

  3. Оценивание учащихся.