СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Распределительное свойство"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое описание идеи урока: данный урок разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения и ориентирован на использование учебника «Математика, 5», авт. Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б.Суворова и др. – 2-е изд.-  М.: Просвещение, 2014.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Распределительное свойство"»

Тема урока: Распределительное свойство

Автор: Тупикова Ирина Владимировна, учитель математики

Школа: МОУ лицей № 6 Ворошиловского района г. Волгограда

Класс: 5

Предмет: математика

Краткое описание идеи урока: данный урок разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения и ориентирован на использование учебника «Математика, 5», авт. Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б.Суворова и др. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.

Урок по данной теме проводится после изучения свойств сложения и умножения в главе «Использование свойств действий при вычислениях», в связи с этим учащиеся должны осознать, что использование свойств в выражениях заметно облегчает вычисление.

Цель урока: научить формулировать распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания, сформировать навыки применения распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания при нахождении значений выражения.

Создать условия для формирования знаний, умений и навыков учащихся по теме «Распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания».

Формируемые и развиваемые УУД

Познавательные: расширить представление учащихся о свойствах арифметических действий, сформировать первоначальные навыки преобразования числовых выражений;

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; использовать знаково-символические записи свойств арифметических действий;

Личностные: анализировать и рассуждать в ходе исследования числовых выражений; осуществлять самоконтроль;

Регулятивные: осознанно применять свойства при нахождении значений выражений.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: использование букв для записи свойств действий над числами;

Метапредметные: формировать умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения, делать выводы, понимать сущность алгоритмических предписаний;

Личностные: формирование креативного мышления, умения понимать смысл поставленной задачи, оценивать результат своей деятельности;

Задачи:

Предметные:

  • Повторить переместительное и сочетательное свойства относительно сложения умножения;

  • Обобщить представление о распределительных свойствах умножения относительно сложения и их запись с помощью переменных;

  • Научить использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений.

Личностные

  • Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.


Регулятивные

  • Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

  • Содействовать развитию у школьников умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Коммуникативные

  • Содействовать развитию у школьников умений общаться;

  • Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

Методы обучения:

  • информационно-рецептивный;

  • репродуктивный;

  • исследовательский.

Основные понятия: Переместительное и сочетательное свойство сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания.

Оборудование: раздаточный материал, учебник, приложения, памятка для каждого учащегося.


Организационная структура урока

I этап урока. Организационный. Cоздание условий для осознанного восприятия материала

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Каждому ученику выдается карточка с заданием (см. Приложение 1), которое он должен выполнить.

Вступительное слово учителя. Добрый день, займите свои места. Мы с вами продолжаем изучать свойства арифметических действий. Сегодняшний урок мы посвятим еще одному замечательному свойству. Но для этого сначала выполним задание на карточках.

Методы обучения

Информационно-рецептивный

Деятельность учителя

Беседа, позволяющая приблизить учащихся к теме урока

Деятельность учащихся

Применение свойств сложения и умножения, выявление проблем при решении выражения на применение распределительного свойства

II этап урока. Актуализация знаний.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Учитель: Давайте вместе проанализируем: какие свойства вы использовали при решении выражений. (использовали свойства сложения и умножения)

– Сформулируйте переместительное свойство сложения, умножения.

– Как можно записать данные свойства в буквенной форме? (вынесение формул на доску)

– Сформулируйте сочетательное свойство сложения, умножения.

– Как можно записать данные свойства в буквенной форме? (вынесение формул на доску)

– При выполнении данного задания возникли затруднения? (да, при решении выражений д), е))

Методы обучения

Репродуктивный метод


Деятельность учителя

Составление заданий на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности

Деятельность учащихся

Актуализация знаний, работа с основными теоретическими понятиями, непроизвольное запоминание

III этап урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Учитель: – Давайте обратим внимание на числа в выражении. (в первом и во втором слагаемом одинаковый множитель)

– А знаем ли мы такое свойство, которое можем применить при решении данных выражений? (да)

– Может, вы вспомните, как это свойство называется в математике? (распределительное свойство)

– Верно. Запишите число и тему сегодняшнего урока, как она будет называться? (Распределительное свойство).

– Чем же сегодня на уроке мы будем заниматься? Какова наша цель? (Учащиеся формулируют цель урока)

– Чтобы лучше запомнить и понять распределительное свойство по ходу урока мы будем заполнять памятку, которая в дальнейшем останется у вас. Но для начала поработаем в группах. (Разбить класс на 2 группы).

Методы обучения

Эвристический метод

Деятельность учителя

Создание условий для самостоятельной формулировки учащимися темы и цели урока

Деятельность учащихся

Умение самостоятельно формулировать тему урока, цель урока

IV этап урока. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Работа в группах (3 – 5 минут). Каждой группе необходимо решить задачу (см. Приложение 2) на выведение распределительного свойства.

Каждый учащийся получает карточку с заданием своей группы и памятку (см. Приложение 2 и памятку к уроку).



Методы обучения

Исследовательский метод

Деятельность учителя

Составление и предъявление исследовательских задач для поиска решений. Контроль за ходом решения

Деятельность учащихся

Осмысление условий заданий, распределение среди членов группы. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Воспроизведение результатов исследования

V этап урока. Обсуждение результатов работы каждой группы. Защита своих работ. Анализ результатов

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

После выполнения задания к доске выходят по одному человеку с группы и выносят ход решения на доску. Остальные же пытаются сформулировать и записать в буквенной форме распределительное свойство умножения относительно сложения и умножения относительно вычитания.

– Подтверждение правильности сделанных выводов (сравниваем полученные выводы с правилами учебника(стр. 85 )). В памятку по ходу урока записываем недостающие высказывания и значения.

Работа с упражнениями учебника:

№ 327(а); 329 (а, в); 330 (а, в); 332 (а)

Самостоятельно решить в тетрадках № 333 (а, в) (первые два человека, которые выполнят вперед всех остальных задание, получат оценки).

Ответы к заданиям см. Приложение 3.

Методы обучения

Исследовательский

Деятельность учителя

Контроль за выполнением заданий, помощь в формулировке выводов работы

Деятельность учащихся

Представление результатов своего исследования, анализ основных понятий, умение обобщать материал и делать выводы

VI этап урока. Подведение итогов. Рефлексия

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Подведем итоги урока, обратим ещё раз внимание на следующие вопросы:

– Как формулируется распределительное свойство умножения относительно сложения?

– Как аналогично формулируется распределительное свойство умножения относительно вычитания?

– Для чего применяют распределительное свойство?

– Познавательной ли для вас была тема сегодняшнего урока?

– Подобные выражения теперь вы сможете решить устно?

Домашнее задание: п.4.2 (правила), № 329 (б); 332 (б); 333 (б, г).

Деятельность учителя

Беседа на выявление уровня усвоения нового материала, умение отстаивать свою точку зрения

Деятельность учащихся

Подведение итогов, осознание выбора наиболее эффективного способа решения, осознанность применения свойств при нахождении значения выражения















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание № 1.

Преобразуйте выражение с помощью свойств сложения и умножения и вычислите его значение:

а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ;





















ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Задание № 2. 1 группа Прямоугольник АВСD, изображенный на рисунке, составлен из двух прямоугольников АВMN и NMCD. Найдите площадь прямоугольника АВСD двумя способами (в см2). 2 группа Прямоугольник АВСD, изображенный на рисунке, составлен из двух прямоугольников АВMN и NMCD. Найдите площадь прямоугольника АВMN двумя способами (в см2).



ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Ответы к заданиям: На уроке: № 327 (а)

№ 329 (а, в) а) в) № 330 (а, в) а) в) № 332 (а)





№ 333 (а, в) а) в) Домашние задание: № 329 (б)

№ 332 (б)





№ 333 (б, г) б) г)



Памятка на тему «Распределительное свойство»


Заполните недостающие пропуски:


Чтобы умножить сумму на некоторое число нужно________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________

 

и наоборот:

Например:


и наоборот:




Есть еще распределительное свойство умножения относительно вычитания:

Чтобы умножить разность на некоторое число нужно_______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________


 

и наоборот:


Например:


и наоборот: