Тема урока: Распределительное свойство
Автор: Тупикова Ирина Владимировна, учитель математики
Школа: МОУ лицей № 6 Ворошиловского района г. Волгограда
Класс: 5
Предмет: математика
Краткое описание идеи урока: данный урок разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения и ориентирован на использование учебника «Математика, 5», авт. Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б.Суворова и др. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.
Урок по данной теме проводится после изучения свойств сложения и умножения в главе «Использование свойств действий при вычислениях», в связи с этим учащиеся должны осознать, что использование свойств в выражениях заметно облегчает вычисление.
Цель урока: научить формулировать распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания, сформировать навыки применения распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания при нахождении значений выражения.
Создать условия для формирования знаний, умений и навыков учащихся по теме «Распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания».
Формируемые и развиваемые УУД
Познавательные: расширить представление учащихся о свойствах арифметических действий, сформировать первоначальные навыки преобразования числовых выражений;
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; использовать знаково-символические записи свойств арифметических действий;
Личностные: анализировать и рассуждать в ходе исследования числовых выражений; осуществлять самоконтроль;
Регулятивные: осознанно применять свойства при нахождении значений выражений.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: использование букв для записи свойств действий над числами;
Метапредметные: формировать умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения, делать выводы, понимать сущность алгоритмических предписаний;
Личностные: формирование креативного мышления, умения понимать смысл поставленной задачи, оценивать результат своей деятельности;
Задачи:
Предметные:
Повторить переместительное и сочетательное свойства относительно сложения умножения;
Обобщить представление о распределительных свойствах умножения относительно сложения и их запись с помощью переменных;
Научить использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений.
Личностные
Регулятивные
Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
Содействовать развитию у школьников умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Коммуникативные
Методы обучения:
Основные понятия: Переместительное и сочетательное свойство сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания.
Оборудование: раздаточный материал, учебник, приложения, памятка для каждого учащегося.
Организационная структура урока
I этап урока. Организационный. Cоздание условий для осознанного восприятия материала |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Каждому ученику выдается карточка с заданием (см. Приложение 1), которое он должен выполнить. Вступительное слово учителя. Добрый день, займите свои места. Мы с вами продолжаем изучать свойства арифметических действий. Сегодняшний урок мы посвятим еще одному замечательному свойству. Но для этого сначала выполним задание на карточках. |
Методы обучения | Информационно-рецептивный |
Деятельность учителя | Беседа, позволяющая приблизить учащихся к теме урока |
Деятельность учащихся | Применение свойств сложения и умножения, выявление проблем при решении выражения на применение распределительного свойства |
II этап урока. Актуализация знаний. |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Учитель: Давайте вместе проанализируем: какие свойства вы использовали при решении выражений. (использовали свойства сложения и умножения) – Сформулируйте переместительное свойство сложения, умножения. – Как можно записать данные свойства в буквенной форме? (вынесение формул на доску) – Сформулируйте сочетательное свойство сложения, умножения. – Как можно записать данные свойства в буквенной форме? (вынесение формул на доску) – При выполнении данного задания возникли затруднения? (да, при решении выражений д), е)) |
Методы обучения | Репродуктивный метод |
Деятельность учителя | Составление заданий на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности |
Деятельность учащихся | Актуализация знаний, работа с основными теоретическими понятиями, непроизвольное запоминание |
III этап урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Учитель: – Давайте обратим внимание на числа в выражении. (в первом и во втором слагаемом одинаковый множитель) – А знаем ли мы такое свойство, которое можем применить при решении данных выражений? (да) – Может, вы вспомните, как это свойство называется в математике? (распределительное свойство) – Верно. Запишите число и тему сегодняшнего урока, как она будет называться? (Распределительное свойство). – Чем же сегодня на уроке мы будем заниматься? Какова наша цель? (Учащиеся формулируют цель урока) – Чтобы лучше запомнить и понять распределительное свойство по ходу урока мы будем заполнять памятку, которая в дальнейшем останется у вас. Но для начала поработаем в группах. (Разбить класс на 2 группы). |
Методы обучения | Эвристический метод |
Деятельность учителя | Создание условий для самостоятельной формулировки учащимися темы и цели урока |
Деятельность учащихся | Умение самостоятельно формулировать тему урока, цель урока |
IV этап урока. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Работа в группах (3 – 5 минут). Каждой группе необходимо решить задачу (см. Приложение 2) на выведение распределительного свойства. Каждый учащийся получает карточку с заданием своей группы и памятку (см. Приложение 2 и памятку к уроку). |
Методы обучения | Исследовательский метод |
Деятельность учителя | Составление и предъявление исследовательских задач для поиска решений. Контроль за ходом решения |
Деятельность учащихся | Осмысление условий заданий, распределение среди членов группы. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Воспроизведение результатов исследования |
V этап урока. Обсуждение результатов работы каждой группы. Защита своих работ. Анализ результатов |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | После выполнения задания к доске выходят по одному человеку с группы и выносят ход решения на доску. Остальные же пытаются сформулировать и записать в буквенной форме распределительное свойство умножения относительно сложения и умножения относительно вычитания. – Подтверждение правильности сделанных выводов (сравниваем полученные выводы с правилами учебника(стр. 85 )). В памятку по ходу урока записываем недостающие высказывания и значения. Работа с упражнениями учебника: № 327(а); 329 (а, в); 330 (а, в); 332 (а) Самостоятельно решить в тетрадках № 333 (а, в) (первые два человека, которые выполнят вперед всех остальных задание, получат оценки). Ответы к заданиям см. Приложение 3. |
Методы обучения | Исследовательский |
Деятельность учителя | Контроль за выполнением заданий, помощь в формулировке выводов работы |
Деятельность учащихся | Представление результатов своего исследования, анализ основных понятий, умение обобщать материал и делать выводы |
VI этап урока. Подведение итогов. Рефлексия |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Подведем итоги урока, обратим ещё раз внимание на следующие вопросы: – Как формулируется распределительное свойство умножения относительно сложения? – Как аналогично формулируется распределительное свойство умножения относительно вычитания? – Для чего применяют распределительное свойство? – Познавательной ли для вас была тема сегодняшнего урока? – Подобные выражения теперь вы сможете решить устно? Домашнее задание: п.4.2 (правила), № 329 (б); 332 (б); 333 (б, г). |
Деятельность учителя | Беседа на выявление уровня усвоения нового материала, умение отстаивать свою точку зрения |
Деятельность учащихся | Подведение итогов, осознание выбора наиболее эффективного способа решения, осознанность применения свойств при нахождении значения выражения |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание № 1.
Преобразуйте выражение с помощью свойств сложения и умножения и вычислите его значение:
а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ;
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Задание № 2.
1 группа Прямоугольник АВСD, изображенный на рисунке, составлен из двух прямоугольников АВMN и NMCD. Найдите площадь прямоугольника АВСD двумя способами (в см
2).
2 группа Прямоугольник АВСD, изображенный на рисунке, составлен из двух прямоугольников АВMN и NMCD. Найдите площадь прямоугольника АВMN двумя способами (в см
2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Ответы к заданиям: На уроке: № 327 (а)
№ 329 (а, в) а) в) № 330 (а, в) а) в) № 332 (а)
№ 333 (а, в) а) в) Домашние задание: № 329 (б)
№ 332 (б)
№ 333 (б, г) б) г)
Памятка на тему «Распределительное свойство»
Заполните недостающие пропуски:
Чтобы умножить сумму на некоторое число нужно________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________
и наоборот:
Например:
и наоборот:
Есть еще распределительное свойство умножения относительно вычитания:
Чтобы умножить разность на некоторое число нужно_______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________
и наоборот:
Например:
и наоборот: