Виды и свойства информации
Цели: освоить виды и свойства информации; различать сигналы и знаки как носители информации; различать вилы сигналов по физической природе.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Какие виды носителей информации вы знаете? (Выделяют три основных вида носителей информации: бумажный, магнитный, оптический.)
Что стало основанием для выделения таких видов носителей информации? (Выделенные носители информации систематизированы по выполняемы функциям, в конкретном случае в качестве основания использованы способы хранения информации.)
Приведите примеры, где различные объекты используются в качестве носителей информации. (Береста, камень, гранитная плита.)
III. Теоретический материал урока
Виды информации были подробно рассмотрены на 1 курсе. Назовите, какие виды информации вы знаете.
В качестве основания была использована классификация по способу представления, то есть информация может быть графической, текстовой, символьной, музыкальной, числовой. Различают и информацию по характеру отражаемого смысла: аксиологическая, семиотическая, синтаксическая и т. д. Рассмотрим основные определения.
Информация аксиологическая - совокупность управляющих сигналов, необходимых для жизнеобеспечения и (или) адекватного функционирования самоуправляемых систем.
Информация гносеологическая –
1) данные о внешнем мире, которые мы получаем путем непосредственного воздействия на органы чувств окружающих предметов, а также опосредованным путем через книги, газеты, рассказы других люден;
2) результат познавательной деятельности человека.
Информация кибернетическая - это та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия и управления, то есть в целях сохранения, совершенствования, развития систем различной природы (социальной, технической и социотехнической). Термин используется в теории управления.
Информация коммуникативная - это информация либо текст, взятый в событийном аспекте; либо речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент человеческого взаимодействия или когнитивного процесса.
Информация семантическая –
1) сведения, сообщения, несущие знания;
2) смысл или содержание, заключенное в сообщении;
3) смысл, который человек приписывает данным на основании известных ему правил представления в них фактов, идей, сообщений.
Информация семиотическая - процесс и результат отражения реального мира, выраженного в знаках.
IV. Выполнение практического задания
Заполните таблицу необходимыми данными:
№ | Пример | Вил информации | Материальный объект | Носитель информации |
1 | Наскальный рисунок | Графический | Камень | Знак |
2 | | | | . |
Свойства информации - качественная характеристика полученной (воспринятой) человеком информации относительно его исходных знаний (новизна), интересов и потребностей (актуальность) и т. л- Наиболее удобно представлять свойства информации как меру чего-либо:
актуальность - как мера соответствия ожиданиям или потребностям;
важность - как мера соответствия решаемой информационной задаче;
достоверность - как мера соответствия истине;
понятность - как мера восприятия смысла;
целостность - как мера системности;
новизна - как мера нового знания;
полнота - как мера целостности описания, целостности исходных данных, необходимых для решения поставленной задачи;
четкость - как мера соответствия формы представления информации возможностям восприятия информации приемником;
толерантность - как мера удобства восприятия и удобства использования данных, представленных в той или иной форме;
релевантность - как мера соответствия потребностям потребителя информации;
объективность - как мера отвлеченности от интересов определенного круга людей;
адекватность - как мера соответствия текущему состоянию системы;
стоимость - как мера сложности добывания информации;
секретность - как мера недоступности массовому пользователю (потребителю) закрытой информации и т. д.
V. Закрепление изученного материала
Приведите примеры, в которых выделите основные свойства информации.
Ответьте на вопросы: информативность сообщения зависит от выполнения всех свойств информации или нет? Какие свойства являются достаточными и необходимыми для повышения информативности сообщения?
Заполните таблицу дав определение понятиям.
Понятие | Определение |
Информатика | |
Информационные технологии | |
Информации | |
Информационный процесс | |
Носитель информации | |
Методические рекомендации. В процессе выполнения задания учащиеся должны подойти к пониманию того, что существует обобщающее понятие для сигнала и знаков. Таким понятием является язык, не только воспринимаемый как средство общения, но и являющийся основным носителем информации, позволяющий сохранять и передавать информацию между субъектами общения, а также используемый для долговременного хранения информации. С одной стороны, язык хранит формализованные одним поколением знания, с другой стороны, даже определенная формализация включает смысловое многообразие трактовки исторических данных.
Язык - это совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения, отражения, обмена, отображения и передачи информации. В области знаний информатика и информационные технологии - это понятия, обозначающие средство описания данных и алгоритмов. Язык - основной объект изучения в языкознании. Под языком, прежде всего, понимают естественный человеческий язык, а также языки искусственные и языки животных. С языком неразрывно связано абстрактное мышление. Язык - способ выражения мысли, средство закрепления и передачи мыслимого другим людям. Функции естественного языка многочисленны и многогранны. Язык - это средство повседневного общения людей; средство общения в практической и научной деятельности; средство передачи опыта, накопленных знаний; инструмент осуществления процесса обучения, воспитания; средство хранения информации, важнейшая часть культуры всякого народа; средство познания окружающей действительности; знаковая информационная система, в которой информация передастся с помощью знаков (слов) естественного или искусственного языка.
Языки естественные — с одной стороны, — это абстрактное представление о едином человеческом языке, а с другой стороны, это класс знаковых систем. Конкретные естественные языки - это многочисленные реализации свойств языка вообще, в которых язык (русский, английский и т. д.) представляет собой некую конкретно существующую знаковую систему, используемую в некотором социуме в определенном времени и пространстве. (семиотическая) система. Язык как система обладает внутренней целостностью и единством. Важнейшей функцией языка являются операции нал информацией, создание, хранение и передача информации.
Языки искусственные - в информатике и информационных технологиях - это знаковая система, создаваемая для использования в тех областях, где применение естественного языка неудобно, невозможно или неэффективно. Искусственные языки различаются по специализации и по назначению, а также по степени сходства с естественными языками. К искусственным языкам относится, например, язык алгоритмический, созданный как средство описания данных и алгоритмов.