СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Виды и свойства информации"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью урока  являетсяч освоение видов и свойств информации; различать сигналы и знаки как носители информации; различать виды сигналов по физической природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Виды и свойства информации"»

Виды и свойства информации

Цели: освоить виды и свойства информации; различать сигналы и знаки как носители информации; различать вилы сигналов по физической природе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  • Какие виды носителей информации вы знаете? (Выделяют три основных вида носителей информации: бумажный, маг­нитный, оптический.)

  • Что стало основанием для выделения таких видов носителей информации? (Выделенные носители информации систематизированы по выполняемы функциям, в конкретном слу­чае в качестве основания использованы способы хранения информации.)

  • Приведите примеры, где различные объекты используются в качестве носителей информации. (Береста, камень, гра­нитная плита.)

III. Теоретический материал урока

Виды информации были подробно рассмотрены на 1 курсе. На­зовите, какие виды информации вы знаете.

В качестве основания была использована классификация по способу представления, то есть информация может быть графиче­ской, текстовой, символьной, музыкальной, числовой. Различают и информацию по характеру отражаемого смысла: аксиологиче­ская, семиотическая, синтаксическая и т. д. Рассмотрим основные определения.

Информация аксиологическая - совокупность управляющих сигналов, необходимых для жизнеобеспечения и (или) адекватного функционирования самоуправляемых систем.

Информация гносеологическая

1) данные о внешнем мире, которые мы получаем путем непосредственного воздействия на органы чувств окружающих предметов, а также опосредованным путем через книги, газеты, рассказы других люден;

2) результат познавательной деятельности человека.

Информация кибернетическая - это та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия и управ­ления, то есть в целях сохранения, совершенствования, развития систем различной природы (социальной, технической и социотехнической). Термин используется в теории управления.

Информация коммуникативная - это информация либо текст, взятый в событийном аспекте; либо речь, рассматриваемая как це­ленаправленное социальное действие, как компонент человеческого взаимодействия или когнитивного процесса.

Информация семантическая

1) сведения, сообщения, несу­щие знания;

2) смысл или содержание, заключенное в сообщении;

3) смысл, который человек приписывает данным на основании из­вестных ему правил представления в них фактов, идей, сообщений.

Информация семиотическая - процесс и результат отражения реального мира, выраженного в знаках.

IV. Выполнение практического задания

Заполните таблицу необходимыми данными:

Пример

Вил информации

Материальный объект

Носитель информации

1

Наскальный рисунок

Графический

Камень

Знак

2




.

Свойства информации - качественная характеристика полу­ченной (воспринятой) человеком информации относительно его исходных знаний (новизна), интересов и потребностей (актуаль­ность) и т. л- Наиболее удобно представлять свойства информации как меру чего-либо:

  • актуальность - как мера соответствия ожиданиям или по­требностям;

  • важность - как мера соответствия решаемой информацион­ной задаче;

  • достоверность - как мера соответствия истине;

  • понятность - как мера восприятия смысла;

  • целостность - как мера системности;

  • новизна - как мера нового знания;

  • полнота - как мера целостности описания, целостности исход­ных данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • четкость - как мера соответствия формы представления инфор­мации возможностям восприятия информации приемником;

  • толерантность - как мера удобства восприятия и удобства ис­пользования данных, представленных в той или иной форме;

  • релевантность - как мера соответствия потребностям потре­бителя информации;

  • объективность - как мера отвлеченности от интересов оп­ределенного круга людей;

  • адекватность - как мера соответствия текущему состоянию системы;

  • стоимость - как мера сложности добывания информации;

  • секретность - как мера недоступности массовому пользо­вателю (потребителю) закрытой информации и т. д.

V. Закрепление изученного материала

  • Приведите примеры, в которых выделите основные свойства информации.

  • Ответьте на вопросы: информативность сообщения зависит от выполнения всех свойств информации или нет? Какие свойства являются достаточными и необходимыми для по­вышения информативности сообщения?

  • Заполните таблицу дав определение понятиям.

Понятие

Определение

Информатика


Информационные технологии


Информации


Информационный процесс


Носитель информации


Методические рекомендации. В процессе выполнения зада­ния учащиеся должны подойти к пониманию того, что существует обобщающее понятие для сигнала и знаков. Таким понятием явля­ется язык, не только воспринимаемый как средство общения, но и являющийся основным носителем информации, позволяющий сохранять и передавать информацию между субъектами общения, а также используемый для долговременного хранения информации. С одной стороны, язык хранит формализованные одним поколением знания, с другой стороны, даже определенная формализация вклю­чает смысловое многообразие трактовки исторических данных.

Язык - это совокупность символов, соглашений и правил, исполь­зуемых для общения, отражения, обмена, отображения и передачи информации. В области знаний информатика и информационные технологии - это понятия, обозначающие средство описания данных и алгоритмов. Язык - основной объект изучения в языкознании. Под языком, прежде всего, понимают естественный человеческий язык, а также языки искусственные и языки животных. С языком неразрывно связано абстрактное мышление. Язык - способ выра­жения мысли, средство закрепления и передачи мыслимого другим людям. Функции естественного языка многочисленны и многогран­ны. Язык - это средство повседневного общения людей; средство общения в практической и научной деятельности; средство передачи опыта, накопленных знаний; инструмент осуществления процесса обучения, воспитания; средство хранения информации, важнейшая часть культуры всякого народа; средство познания окружающей действительности; знаковая информационная система, в которой информация передастся с помощью знаков (слов) естественного или искусственного языка.

Языки естественные — с одной стороны, — это абстрактное представление о едином человеческом языке, а с другой стороны, это класс знаковых систем. Конкретные естественные языки - это многочисленные реализации свойств языка вообще, в которых язык (русский, английский и т. д.) представляет собой некую конкрет­но существующую знаковую систему, используемую в некотором социуме в определенном времени и пространстве. (семио­тическая) система. Язык как система обладает внутренней целостно­стью и единством. Важнейшей функцией языка являются операции нал информацией, создание, хранение и передача информации.

Языки искусственные - в информатике и информационных технологиях - это знаковая система, создаваемая для использова­ния в тех областях, где применение естественного языка неудобно, невозможно или неэффективно. Искусственные языки различаются по специализации и по назначению, а также по степени сходства с естественными языками. К искусственным языкам относится, на­пример, язык алгоритмический, созданный как средство описания данных и алгоритмов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!