СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Наш храм"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в 4 классе при изучении темы "Православный храм и другие святыни".

Просмотр содержимого документа
«Урок "Наш храм"»

Тема урока: Наш храм.

Цель урока: Дать общее представление о православном храме.


Задачи – образовательные:

  1. Знакомство с историей и назначением православной архитектуры.

  2. Формирование понятие «храм – дом Божий».


- развивающие:

1. Изучение особенностей внешнего устроения храма.

2. Развитие навыков пространственного воображения.


- воспитательные:

1. Приобщение к культурным традициям и духовно-

нравственным ценностям своего народа.

2. Расширение словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения.


Оборудование урока:

  1. Репродукции православных храмов России.

  2. Схема внешнего строения храма.

  3. Словарь новых слов.

  4. Раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся.

Практическое задание;

- Определить основные внешние части строения православного храма.














1

Ход урока:


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хотела бы начать стихотворными строками:

Над золотыми куполами

Кресты в небесной вышине

Сияют яркими лучами,

Горят на солнце, как в огне.

Под звуки пенья «Величаем…»

И колокольный перезвон

Мы снова праздник отмечаем:

Спешит народ со всех сторон…

- О чем это стихотворение?

- О православном храме. О нем мы поговорим сегодня.

(Зрительный ряд: репродукция А.Васнецова «Белокаменный кремль Дмитрия Донского».)


  1. Значение храма.

Словно чудо-чудное открывался путнику вид древнего русского города.

На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, среди отступивших лесов, над лугами и полями росли города, сияя золотом глав, белизной стен и перезвоном колоколен. Удивительны они – нигде в мире таких не сыскать.

(зрительный ряд: репродукция

В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили храм – главный собор. Жители всей округи собирались ( отсюда и слово «собор» ) на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения, служил он и сторожевой башней. Собор был центром города, поселка и имел огромное значение в жизни людей. В городе, кроме главного собора почти на каждой улице строили свою церковь. Люди приходили сюда и в радости и в горе.

- Чем же был и остается храм для русского человека?

-Это здание, посвященное Богу и предназначенное для богослужений. В храме невидимо присутствует Господь и принимает наши молитвы. Поэтому можно сказать, что храм – это

2

«Дом Божий». Здесь особенно чувствуется божественная благодать. Помолившись в храме, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укрепленным духовно. И поэтому, верующие люди всегда стремились прийти в храм.


  1. Устройство православного храма.

Давайте рассмотрим репродукции, фотографии и рисунки представленные на доске.

- Что вы здесь видите? ( Православные храмы )

- Можно ли сказать, что все храмы одинаковые?

- В чем их отличие? ( Форма и размеры храма, количество куполов. )

Сегодня вы познакомитесь с особенностями устройства православного храма. Несмотря на их внешнее различие, устройство храма основано на многовековой традиции, которая строго соблюдается при строительстве.

Храм разделяется на три части:

  1. алтарь.

  2. средняя часть ( трапезная);

  3. притвор (колокольня);

(Зрительный ряд - новые слова. Собирается схема устройства храма.)

Первая часть - алтарь. Образ царства небесного, это самая священная и главнейшая часть храма. Вход в алтарь разрешен только священнослужителям. Расположен алтарь строго на востоке, потому что на востоке восходит солнце, а Бога сравнивают с Солнцем.

Средняя часть храма предназначена для молящихся во время богослужения людей. Она соединяется с трапезной. В древности богослужения проходили долго и между службами в трапезных накрывались столы для прихожан, чтобы оно могли покушать (или потрапезничать). Над средней частью храма располагается купол, напоминающий пламень свечи. Количество куполов может быть: 1, 3, 5. 7, 9 и 13. Купол храма символизирует небо, он увенчан крестом – символом распятия. Крест – это как бы мостик из жизни земной в жизнь вечную.

Притвором называется западная часть храма, где находится главный вход. В древней церкви он предназначался для кающихся

3


и оглашенных (готовящихся к принятию Крещения). Обычно они

были большого размера, и иногда в них устраивались бассейны для Крещения взрослых. В настоящее время притворы сравнительно небольшие. В них продают свечи и просфоры. Лестница, ведущая в притвор, и ее верхняя площадка называются папертью.

Над входом в храм или несколько в стороне от него помещается колокольня. Звон колоколов напоминает верующим о богослужении в храме.

Таким образом, облик христианского храма создавался веками. Храмы с древнейших времен украшали города и села.

4.Практическое задание.

- Ребята, я раздала вам листочки, на которых изображены православные храмы. Вам надо будет, пользуясь словарем новых слов надписать основные части храма. На это вам дается пять минут.

(Задание выполнено).

- А теперь, поменяйтесь листочком с соседом по парте и проверьте правильность выполненного задания.

- Кто обнаружил ошибки?

- Давайте проверим вместе. (идет разбор ошибок)

- Вы справились с этим заданием.


5.Подведение итогов.

- Почему храм можно назвать «Дом Божий»?

- Где располагается алтарь?

- Сколько куполов может быть у православного храма?

- Для чего служил притвор в древности?

Вы хорошо работали сегодня на уроке.


6. Домашнее задание: выучить новые слова. Нарисовать православный храм по памяти или зарисовать какой-либо храм нашего города.





4










Методическая разработка

Урока

«Православный храм»