СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок нравственности "О доброте и милосердии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка мероприятия поможет в проведении классного мероприятия, направленного на формирование представления у детей о добре и зле, расширение знаний об общечеловеческих нормах жизни в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Урок нравственности "О доброте и милосердии"»







Урок нравственности

«О доброте и милосердии»


Цель урока – формирование представления уч-ся о добре и зле; расширение знаний об общечеловеческих правилах общественной жизни, о милосердии; развитие негативного отношения ко злу; побуждение к добрым делам и поступкам; воспитание доброты, человечности, гуманизма, скромности, навыков культурного общения.







Оборудование: электронная разработка урока; проектор, экран; рисунки детей, детали аппликации из цветной бумаги; цветные карандаши, клей; конверты с заданиями и тестами.






Внедрение компьютерных технологий в урок открывает следующие возможности для уч-ся:

- развитие познавательного интереса;

- эмоциональная привлекательность материала;

- создание радостной обстановки, атмосферы увлеченности.


1


Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!


Наш урок необычный - урок доброты.

Тема урока так и звучит: «О доброте и милосердии»


- Доброта?.. С чем мы связываем это слово?

Я начну, а вы продолжите: солнце, улыбка, мама...

- Зло?.. Беда, несчастье, ложь…

- Добро – это добрые дела и поступки, которые радуют человека.

- Зло причиняет боль, вызывает страдание.

- Зло противоположно добру.


Все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем в игру.

Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый - вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.

- Иван-Царевич, Колобок, Кащей Бессмертный, Снежная Королева, Красная Шапочка, Кот Базилио и Лиса Алиса, Винни Пух, Волк, Баба Яга, Маугли?

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?


/Показ детьми рисунков и рассказы/

№4

-В некотором царстве, в тридевятом государстве есть одна сказочная, волшебная страна.

- Ах, если бы вы, мои маленькие друзья, по моему хотению - по вашему велению вдруг очутились в ней, вы бы даже рот открыли от удивления!

Дома там сложены из шоколада и ириса. На остроконечных городских пряничных башнях вертятся леденцовые сладкие петушки. А в садах растут наливные сказочно вкусные золотые яблоки.

Всех чудес в сказочной стране не перечесть! Есть в ней Сапожник, который шьет семимильные сапоги, а Булочник выпекает прыг-скок булочки. Они сами прыгают в рот. Собака протягивает лапу всем, кто приходит сюда, чтобы поздороваться. Воробьи здесь не смеют драться. Все жители этого


2

города сказочно добры и вежливы. Жить-поживать в этом городе большая радость. Хотите туда попасть?

- Пропускным билетом в эту сторону будут волшебные слова, добрые поступки и, конечно же, - ваша улыбка!

- Почему мы называем слова волшебными?

- На предыдущих уроках мы многое о них говорили. А теперь проверим, как вы их усвоили.

Я передаю солнышко - символ тепла и доброты – I ряду. Ребята, передавая его из рук в руки, назовут волшебные слова.

/ Ответы:

- Добрый день! Здравствуйте! Пожалуйста! Спасибо! Будьте добры! Доброго пути!

- А вот II ряд покажет нам, в каких случаях мы говорим эти слова. Говорим их друг другу.

- III ряд напоминает нам стихотворения со словами вежливости.



/Ученики говорят начало стихотворения – дети продолжают/



Тише! Давайте послушаем, о чём говорят ребята, посмотрим, что там происходит, в лесу.


/сценка в лесу/


дев. – Лес! Как здесь красиво! И здесь нельзя забывать о правилах приличия!

1й мал. – Правила приличия? В лесу?

2й мал. – Может здесь надо муравьям место уступать?

1й мал. – Или букашкам лапу подавать?

2й мал. – А если ворона каркнет, кричать в ответ «Здравствуйте!»?

дев. – Нет, конечно. А все-таки и здесь доброта очень нужна и приветливость тоже. Прислушайтесь, и вы услышите, что хотят рассказать вам лесные хозяева.

/сценка с бабочками/


1я бабочка – Наш юный друг! Здесь, в лесу, ты для каждого цветка, былинки–травинки – могучий волшебник!

3

2я бабочка - И можешь по собственному хотению совершить злые и добрые чудеса.

3я бабочка - Недобрый человек, как злой волшебник, без жалости разрушит муравейник. Сломает тоненькое деревце, поймает и замучает красавицу-бабочку.


Р.Сеф. – Кто любит собак или прочих животных

серьёзных котят и щенков беззаботных,

кто может любить и козла, и осла

тот людям вовеки не сделает зла


1я бабочка - Лесные жители дрожат от одного шороха его шагов.

2я бабочка – А добрый мальчик или девочка смастерят кормушки для птиц и белок.

3я бабочка – Они никогда не станут сшибать ногами красавцев-мухоморов. Все добрые волшебники знают, что это несъедобный для человека гриб -замечательное лекарство от болезней у зверей.


мальчики - Мы поняли, мы всё поняли!


1й – Здравствуйте, бабочки и муравьи!

– Здравствуйте, птицы и звери!

– Здравствуйте все, кто умеет свистеть, лаять или просто качать ветвями!

– Какие вы все разные!

1й – Какие вы все удивительные!

2й – Мы всегда будем вас оберегать!

1й – И обязательно будем относиться к вам с уважением!


девочка –


Кто любит собак или прочих животных

серьёзных котят и щенков беззаботных,

кто может любит и козла, и осла

тот людям вовеки не сделает зла.



4

- А улыбка? На твою улыбку люди обязательно ответят доброй улыбкой.

Будем чаще улыбаться друг другу и думать друг о друге.

- Известно, что сказочные герои часто стоят перед выбором, по какой дороге идти? Вот и вам предстоит выбрать правильную дорогу.


- Влево пойдешь, свое счастье найдёшь. Трудно тебе придётся. Друга потеряешь, себе изломаешь, назад не вернешься.

- Вправо пойдешь, удачливым станешь, много повидаешь, чужие тайны узнаешь, душой очерствеешь, к людям охладеешь, смеяться разучишься.

- Прямо пойдешь – измаешься, настрадаешься, без денег останешься, много друзей найдешь, к своей цели придешь!

- Какой путь вы выберете? /Выбор детей/

- Я рада, что большинство из вас выбрали путь прямо. Нелегок он, прямой путь. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождением, не передается по наследству. Нужно упорно, день за днем, воспитывать ее в себе – Доброту. В жизни, как и в сказке, вы выбираете, по какому пути идти, как поступить, и ваш выбор скажет о вас самих.



/- Работа в группах. В конвертах задание с описанием различных ситуациях - найти правильное решение каждой из ситуаций./


- А теперь давайте вместе обсудим следующую ситуацию. /чтение учителем I части рассказа «Настоящие товарищи»./

- Как бы вы поступили ребята? /ответы уч-ся/

- Прочитаем, как поступили товарищи Павлика.

/чтение уч-ся II части рассказа/

Выбор нужного слова.


- В отношении к больным, немощным, слабым проявляется, какой есть человек – жестокий или милосердный. Милосердный – сердцем милый. Кроме счастья у человека в жизни бывает горе, беда, душевная боль.

Милосердие - это и есть доброе, сочувственное отношение к кому-либо. Облегчение страданий, помощь в несчастье другому человеку – это сострадание, сочувствие.

- Думаю, что и вы, и ребята из рассказа обязательно попадут в волшебную страну. А волшебниками вы хотели бы стать? А как думаете, трудно стать волшебником?

5


/Стихотворение «Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!» - инсценировка/


- И вы, мои маленькие друзья, уже немножко стали ими.


/фотомонтаж о добрых людях/


- Представь себя добрым волшебником, который собирается сделать людям замечательный подарок. Нарисуй свой подарок.


/Показ – рассказы детей/

/стихотворение Л. Забашты «Человек начинается с добра»/

Сказал мудрец:

- Твори добро всегда!

Но ничего взамен не ожидай

Ведь человек, в добро и в правду веря,

Тем самым отличается от зверя.

Мудрец нам преподал простой урок:

Начало человека есть добро!


- Подошло время вспомнить о словах народной мудрости. Обратимся к шкатулке мудрости, где нас уже ждет мудрая сова.


Шкатулка мудрости / дети дополняют пословицы/


  • 1 Жизнь дана… на добрые дела.

  • 2 Не одежда красит человека… а его добрые дела.

  • 6 Худо тому… кто добра не делает никому.

  • 2 От теплого слова и … лед растает.

  • 4 Доброе слово лучше … сахара и меда.

  • 5 За добро… добром платят.

  • 7 Добро век … не забудется.


- А вот сейчас каждый из вас, ребята, сможет проверить, добрый ты или нет. Игра называется: «Если ты добрый человек, то обязан...»

6

/объясняется условие игры, у детей на партах карточки с заданиями - тестами/


- Проверяем ответы. Молодцы! Вы все однозначно добрые люди и за это вам по 12 баллов и по солнышку. Это солнце – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце.

- Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Может, нам помогут стариные весы?

- На одну чашу весов кладем «зло» / таблички: Зависть. Жадность. Грубость. Предательсво. Война. Ложь.

- Чтобы победить зло, надо постараться, чтоб перевесила чаша весов с «добром».

/ таблички: «Вежливость. Ласка. Благородство. Добродушие. Мир. Правда. Дружба. Улыбка. Доброта. Верность.


- Вот видите, как можно победить зло.

Так и в жизни. Добрые дела и поступки перерастают в большой мир Добра.

- Пришло время подвести итог.

Добрый человек, это тот…

- кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь

- кто вежлив и аккуратен

- кто уважителен с друзьями и взрослыми

- кто любит птиц и зверей

- кто любит природу и бережет ее

- И в заключение урока мы сотворим одно общее дело.

/создание коллективной аппликации: солнце, облака, деревья, цветы, птицы, звери, дома, насекомые, фигурки детей/

- Как назовем картину?

/«Как прекрасен этот мир», «Добро победит зло»/

Помните все, о чем говорили.

- Искренне дарите людям добро. Если вы научитесь этому – вы самый счастливый и богатый человек!

- Спасибо за урок, дети!



Приложение

1

Вопросы группам:/Мозговой штурм/

  1. Вдоль улицы посадили маленькие деревца. Два мальчика, играя, начали отламывать веточки и делать шпаги для мушкетеров. Это видели старшие дети и прохожие, но их это не волновало.

- Как бы поступили вы?

  1. Саша получил двойку. Его одноклассница Ира, увидев Сашину маму, с радостью сообщила, что ее сын получил «2», допустил аж 10 ошибок, а у нее – ни одной ошибки! Она получила «5».

- Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни? Что бы вы посоветовали Ире?

  1. Трое мальчишек весело смеялись, наблюдая, как кошка испуганно бегала по двору с привязанной к хвосту железной банкой. Леша, проходя мимо, решил с ними не связываться. Как поступил бы ты?

  2. После уроков Люда и Валя пошли в буфет за пирожками. Люда купила пирожок, а Вале не хватило. Люда с аппетитом уплетала вкусный пирожок, а Валя лишь глотала слюнки.

- Как правильно поступить в данной ситуации?

  1. Бабушка устала, у нее разболелась голова. Ее внучка Лена играла с подружками в соседней комнате. Они кричали, прыгали, громко смеялись.

- Ваше решение?

  1. Сережа очень нелюдим.

Ох, как бы подружиться с ним?

А может быть, напрасный, труд,

Не зря его ежом зовут!

Девчонки дразнят: «Ежик!»

Друзья им вторят, хохоча:

«Не уколитесь об Ежа!»

Но он, как будто глух и нем, сидит, не говорит ни с кем.



2

Игра «Если ты добрый человек, то обязан»…



- Делать кому-то зло, если никто этого не видит

да

нет

- Помочь маме мыть посуду

да

нет

- Не умываться

да

нет

- Беречь природу и сохранять ее

да

нет

- Уважать труд других людей

да

нет

- Быть воспитанным, сдержанным

да

нет

- Обманывать, ссориться, хвастаться

да

нет

- Смеяться над горем других

да

нет

- Хорошо учиться, много читать

да

нет

- Не слушаться родителей

да

нет

- Делиться тем, что у тебя есть

да

нет

- Обижать других

да

нет

- Воровать

да

нет

- Защищать слабого

да

нет

- Помогать людям в беде

да

нет





3

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости вовсе не надо особой:

Понять и исполнить желанье другого —

Одно удовольствие - Честное слово!


На клумбе цветок, его листья повисли.

Грустит он... о чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик струится из лейки твоей.



А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке.

И ты обернулся ретивым конем —

Галопом сестренка помчалась на нем.


Хоть мама еще не вернулась с работы,

Нетрудно узнать ее думы-заботы.

«Вернусь — хорошо бы пошить, почитать...

Да надо с уборкой возиться опять».

И ты совершаешь веселое чудо,

Ковёр засверкал, просияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

«Да это, как в сказке,

Волшебник ты мой!»



4


Добрый день!

- Добрый день! – тебе сказали,

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и красоты.

Простите.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать

И что обещал – забывать.

Но если я все же забуду

Простите, я все же не буду.

Здравствуйте!

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверное,

Не пойдет в аптеку,

И Здоровым будет много лет.

Будьте добры

Будьте добры –

Это я говорю по секрету.

Будьте добры –

И не ждите за это конфету

Будьте добры, -

Без игры и во время игры.

Если сумеете,

Будьте скорее добры.

Пожалуйста!

Отменить, что ли, пожалуйста.

Слова «Пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет!

Пожалуй, что

Без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Доброго пути!

Нам желают

- Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму

Чему-нибудь.

Спасибо

За что мы говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не могли бы –

Кому сказали?

Сколько раз?

Эти слова всем известны,

Видишь они и просты и не новы:

Но я еще повторяю все равно

- Добрые люди, будьте здоровы!