Урок нравственности
«О доброте и милосердии»
Цель урока – формирование представления уч-ся о добре и зле; расширение знаний об общечеловеческих правилах общественной жизни, о милосердии; развитие негативного отношения ко злу; побуждение к добрым делам и поступкам; воспитание доброты, человечности, гуманизма, скромности, навыков культурного общения.
Оборудование: электронная разработка урока; проектор, экран; рисунки детей, детали аппликации из цветной бумаги; цветные карандаши, клей; конверты с заданиями и тестами.
Внедрение компьютерных технологий в урок открывает следующие возможности для уч-ся:
- развитие познавательного интереса;
- эмоциональная привлекательность материала;
- создание радостной обстановки, атмосферы увлеченности.
1
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
Наш урок необычный - урок доброты.
Тема урока так и звучит: «О доброте и милосердии»
- Доброта?.. С чем мы связываем это слово?
Я начну, а вы продолжите: солнце, улыбка, мама...
- Зло?.. Беда, несчастье, ложь…
- Добро – это добрые дела и поступки, которые радуют человека.
- Зло причиняет боль, вызывает страдание.
- Зло противоположно добру.
Все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем в игру.
Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый - вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.
- Иван-Царевич, Колобок, Кащей Бессмертный, Снежная Королева, Красная Шапочка, Кот Базилио и Лиса Алиса, Винни Пух, Волк, Баба Яга, Маугли?
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?
/Показ детьми рисунков и рассказы/
№4
-В некотором царстве, в тридевятом государстве есть одна сказочная, волшебная страна.
- Ах, если бы вы, мои маленькие друзья, по моему хотению - по вашему велению вдруг очутились в ней, вы бы даже рот открыли от удивления!
Дома там сложены из шоколада и ириса. На остроконечных городских пряничных башнях вертятся леденцовые сладкие петушки. А в садах растут наливные сказочно вкусные золотые яблоки.
Всех чудес в сказочной стране не перечесть! Есть в ней Сапожник, который шьет семимильные сапоги, а Булочник выпекает прыг-скок булочки. Они сами прыгают в рот. Собака протягивает лапу всем, кто приходит сюда, чтобы поздороваться. Воробьи здесь не смеют драться. Все жители этого
2
города сказочно добры и вежливы. Жить-поживать в этом городе большая радость. Хотите туда попасть?
- Пропускным билетом в эту сторону будут волшебные слова, добрые поступки и, конечно же, - ваша улыбка!
- Почему мы называем слова волшебными?
- На предыдущих уроках мы многое о них говорили. А теперь проверим, как вы их усвоили.
Я передаю солнышко - символ тепла и доброты – I ряду. Ребята, передавая его из рук в руки, назовут волшебные слова.
/ Ответы:
- Добрый день! Здравствуйте! Пожалуйста! Спасибо! Будьте добры! Доброго пути!
- А вот II ряд покажет нам, в каких случаях мы говорим эти слова. Говорим их друг другу.
- III ряд напоминает нам стихотворения со словами вежливости.
/Ученики говорят начало стихотворения – дети продолжают/
Тише! Давайте послушаем, о чём говорят ребята, посмотрим, что там происходит, в лесу.
/сценка в лесу/
дев. – Лес! Как здесь красиво! И здесь нельзя забывать о правилах приличия!
1й мал. – Правила приличия? В лесу?
2й мал. – Может здесь надо муравьям место уступать?
1й мал. – Или букашкам лапу подавать?
2й мал. – А если ворона каркнет, кричать в ответ «Здравствуйте!»?
дев. – Нет, конечно. А все-таки и здесь доброта очень нужна и приветливость тоже. Прислушайтесь, и вы услышите, что хотят рассказать вам лесные хозяева.
/сценка с бабочками/
1я бабочка – Наш юный друг! Здесь, в лесу, ты для каждого цветка, былинки–травинки – могучий волшебник!
3
2я бабочка - И можешь по собственному хотению совершить злые и добрые чудеса.
3я бабочка - Недобрый человек, как злой волшебник, без жалости разрушит муравейник. Сломает тоненькое деревце, поймает и замучает красавицу-бабочку.
Р.Сеф. – Кто любит собак или прочих животных
серьёзных котят и щенков беззаботных,
кто может любить и козла, и осла
тот людям вовеки не сделает зла
1я бабочка - Лесные жители дрожат от одного шороха его шагов.
2я бабочка – А добрый мальчик или девочка смастерят кормушки для птиц и белок.
3я бабочка – Они никогда не станут сшибать ногами красавцев-мухоморов. Все добрые волшебники знают, что это несъедобный для человека гриб -замечательное лекарство от болезней у зверей.
мальчики - Мы поняли, мы всё поняли!
1й – Здравствуйте, бабочки и муравьи!
2й – Здравствуйте, птицы и звери!
1й – Здравствуйте все, кто умеет свистеть, лаять или просто качать ветвями!
2й – Какие вы все разные!
1й – Какие вы все удивительные!
2й – Мы всегда будем вас оберегать!
1й – И обязательно будем относиться к вам с уважением!
девочка –
Кто любит собак или прочих животных
серьёзных котят и щенков беззаботных,
кто может любит и козла, и осла
тот людям вовеки не сделает зла.
4
- А улыбка? На твою улыбку люди обязательно ответят доброй улыбкой.
Будем чаще улыбаться друг другу и думать друг о друге.
- Известно, что сказочные герои часто стоят перед выбором, по какой дороге идти? Вот и вам предстоит выбрать правильную дорогу.
- Влево пойдешь, свое счастье найдёшь. Трудно тебе придётся. Друга потеряешь, себе изломаешь, назад не вернешься.
- Вправо пойдешь, удачливым станешь, много повидаешь, чужие тайны узнаешь, душой очерствеешь, к людям охладеешь, смеяться разучишься.
- Прямо пойдешь – измаешься, настрадаешься, без денег останешься, много друзей найдешь, к своей цели придешь!
- Какой путь вы выберете? /Выбор детей/
- Я рада, что большинство из вас выбрали путь прямо. Нелегок он, прямой путь. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождением, не передается по наследству. Нужно упорно, день за днем, воспитывать ее в себе – Доброту. В жизни, как и в сказке, вы выбираете, по какому пути идти, как поступить, и ваш выбор скажет о вас самих.
/- Работа в группах. В конвертах задание с описанием различных ситуациях - найти правильное решение каждой из ситуаций./
- А теперь давайте вместе обсудим следующую ситуацию. /чтение учителем I части рассказа «Настоящие товарищи»./
- Как бы вы поступили ребята? /ответы уч-ся/
- Прочитаем, как поступили товарищи Павлика.
/чтение уч-ся II части рассказа/
Выбор нужного слова.
- В отношении к больным, немощным, слабым проявляется, какой есть человек – жестокий или милосердный. Милосердный – сердцем милый. Кроме счастья у человека в жизни бывает горе, беда, душевная боль.
Милосердие - это и есть доброе, сочувственное отношение к кому-либо. Облегчение страданий, помощь в несчастье другому человеку – это сострадание, сочувствие.
- Думаю, что и вы, и ребята из рассказа обязательно попадут в волшебную страну. А волшебниками вы хотели бы стать? А как думаете, трудно стать волшебником?
5
/Стихотворение «Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!» - инсценировка/
- И вы, мои маленькие друзья, уже немножко стали ими.
/фотомонтаж о добрых людях/
- Представь себя добрым волшебником, который собирается сделать людям замечательный подарок. Нарисуй свой подарок.
/Показ – рассказы детей/
/стихотворение Л. Забашты «Человек начинается с добра»/
Сказал мудрец:
- Твори добро всегда!
Но ничего взамен не ожидай
Ведь человек, в добро и в правду веря,
Тем самым отличается от зверя.
Мудрец нам преподал простой урок:
Начало человека есть добро!
- Подошло время вспомнить о словах народной мудрости. Обратимся к шкатулке мудрости, где нас уже ждет мудрая сова.
Шкатулка мудрости / дети дополняют пословицы/
1 Жизнь дана… на добрые дела.
2 Не одежда красит человека… а его добрые дела.
6 Худо тому… кто добра не делает никому.
2 От теплого слова и … лед растает.
4 Доброе слово лучше … сахара и меда.
5 За добро… добром платят.
7 Добро век … не забудется.
- А вот сейчас каждый из вас, ребята, сможет проверить, добрый ты или нет. Игра называется: «Если ты добрый человек, то обязан...»
6
/объясняется условие игры, у детей на партах карточки с заданиями - тестами/
- Проверяем ответы. Молодцы! Вы все однозначно добрые люди и за это вам по 12 баллов и по солнышку. Это солнце – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце.
- Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Может, нам помогут стариные весы?
- На одну чашу весов кладем «зло» / таблички: Зависть. Жадность. Грубость. Предательсво. Война. Ложь.
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтоб перевесила чаша весов с «добром».
/ таблички: «Вежливость. Ласка. Благородство. Добродушие. Мир. Правда. Дружба. Улыбка. Доброта. Верность.
- Вот видите, как можно победить зло.
Так и в жизни. Добрые дела и поступки перерастают в большой мир Добра.
- Пришло время подвести итог.
Добрый человек, это тот…
- кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь
- кто вежлив и аккуратен
- кто уважителен с друзьями и взрослыми
- кто любит птиц и зверей
- кто любит природу и бережет ее
- И в заключение урока мы сотворим одно общее дело.
/создание коллективной аппликации: солнце, облака, деревья, цветы, птицы, звери, дома, насекомые, фигурки детей/
- Как назовем картину?
/«Как прекрасен этот мир», «Добро победит зло»/
Помните все, о чем говорили.
- Искренне дарите людям добро. Если вы научитесь этому – вы самый счастливый и богатый человек!
- Спасибо за урок, дети!
Приложение
1
Вопросы группам:/Мозговой штурм/
Вдоль улицы посадили маленькие деревца. Два мальчика, играя, начали отламывать веточки и делать шпаги для мушкетеров. Это видели старшие дети и прохожие, но их это не волновало.
- Как бы поступили вы?
Саша получил двойку. Его одноклассница Ира, увидев Сашину маму, с радостью сообщила, что ее сын получил «2», допустил аж 10 ошибок, а у нее – ни одной ошибки! Она получила «5».
- Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни? Что бы вы посоветовали Ире?
Трое мальчишек весело смеялись, наблюдая, как кошка испуганно бегала по двору с привязанной к хвосту железной банкой. Леша, проходя мимо, решил с ними не связываться. Как поступил бы ты?
После уроков Люда и Валя пошли в буфет за пирожками. Люда купила пирожок, а Вале не хватило. Люда с аппетитом уплетала вкусный пирожок, а Валя лишь глотала слюнки.
- Как правильно поступить в данной ситуации?
Бабушка устала, у нее разболелась голова. Ее внучка Лена играла с подружками в соседней комнате. Они кричали, прыгали, громко смеялись.
- Ваше решение?
Сережа очень нелюдим.
Ох, как бы подружиться с ним?
А может быть, напрасный, труд,
Не зря его ежом зовут!
Девчонки дразнят: «Ежик!»
Друзья им вторят, хохоча:
«Не уколитесь об Ежа!»
Но он, как будто глух и нем, сидит, не говорит ни с кем.
2
Игра «Если ты добрый человек, то обязан»…
- Делать кому-то зло, если никто этого не видит | да | нет |
- Помочь маме мыть посуду | да | нет |
- Не умываться | да | нет |
- Беречь природу и сохранять ее | да | нет |
- Уважать труд других людей | да | нет |
- Быть воспитанным, сдержанным | да | нет |
- Обманывать, ссориться, хвастаться | да | нет |
- Смеяться над горем других | да | нет |
- Хорошо учиться, много читать | да | нет |
- Не слушаться родителей | да | нет |
- Делиться тем, что у тебя есть | да | нет |
- Обижать других | да | нет |
- Воровать | да | нет |
- Защищать слабого | да | нет |
- Помогать людям в беде | да | нет |
3
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не надо особой:
Понять и исполнить желанье другого —
Одно удовольствие - Честное слово!
На клумбе цветок, его листья повисли.
Грустит он... о чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.
А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке.
И ты обернулся ретивым конем —
Галопом сестренка помчалась на нем.
Хоть мама еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы-заботы.
«Вернусь — хорошо бы пошить, почитать...
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь веселое чудо,
Ковёр засверкал, просияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
«Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!»
4
Добрый день! - Добрый день! – тебе сказали, - Добрый день! – ответил ты. Как две ниточки связали – Теплоты и красоты. | Простите. Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду И взрослых перебивать И что обещал – забывать. Но если я все же забуду Простите, я все же не буду. |
Здравствуйте! - Здравствуйте! – ты скажешь человеку. - Здравствуй! – улыбнется он в ответ. И, наверное, Не пойдет в аптеку, И Здоровым будет много лет. | Будьте добры Будьте добры – Это я говорю по секрету. Будьте добры – И не ждите за это конфету Будьте добры, - Без игры и во время игры. Если сумеете, Будьте скорее добры. |
Пожалуйста! Отменить, что ли, пожалуйста. Слова «Пожалуйста»? Повторяем его поминутно. Нет! Пожалуй, что Без «пожалуйста» Нам становится неуютно. | Доброго пути! Нам желают - Доброго пути! Будет легче Ехать и идти. Приведет, конечно, Добрый путь Тоже к доброму Чему-нибудь. |
Спасибо За что мы говорим «Спасибо»? За все, что делают для нас. И мы припомнить не могли бы – Кому сказали? Сколько раз? |
Эти слова всем известны, Видишь они и просты и не новы: Но я еще повторяю все равно - Добрые люди, будьте здоровы! |