Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Нижний Ломов имени Героя Советского Союза Тархова Сергея Федоровича
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Подготовила :
учитель русского языка
и литературы
Злобина Е. Н.
ТЕМА:
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Знаки препинания при обобщающих словах.
Расставьте знаки препинания и выполните синтаксический разбор предложения
Появились в траве удивительные ромашки и васильки .
Цифровой диктант
Выпишите номера предложений, в которых есть однородные члены.
1.Девочка читает и что-то шепчет.
2. На отдыхе я не была, но радость от общения получила.
3.По цветам летают, порхают бабочки.
4.Дверь открылась, и девочка очутилась в светлой комнате.
Назовите одним словом предметы в каждом ряду
Назовите одним словом предметы в каждом ряду
деревья
посуда
фрукты
ТЕМА:
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Знаки препинания при обобщающих словах.
Знать и уметь
- что такое обобщающие слова;
- находить обобщающие слова в предложении;
- какие части речи могут быть в роли обобщающих слов;
- определять, какими членами предложения являются обобщающие слова;
- какими членами предложения могут быть обобщающие слова;
- ставить знаки препинания при обобщающих словах
- какие знаки препинания ставятся в предложении при обобщающих словах;
Посмотрите на ряды однородных членов и найдите среди них обобщающие слова
Береза
Клен
Осина
Дерево
Тапочки
Ботинки
Валенки
Обувь
Одежда
Платье
Рубашка
Джинсы
Куртка
Существуют коротенькие обобщающие слова, которые вмещают в себя самое большое количество однородных членов. Это слова:
ВСЕ, ВСЁ, ВСЮДУ, НИКТО, НИЧТО, ВЕЗДЕ
Знаки препинания при обобщающих словах.
Фонари были разных цветов: красные, синие и желтые.
а именно
.
:
,
.
и
В зоопарке живут тигры, львы, слоны и обезьяны – разные звери.
это
,
,
-
.
и
Запомним !
.
.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!
"Руки подняли и помахали."
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Работа в парах
Перепишите, расставьте знаки препинания, графически обозначьте однородные члены предложений. Сделайте схемы предложений. 1) В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (А. Чехов) 2) Живя умей всё пережить Печаль и радость и тревогу. (Ф. Тютчев) 3) Будущее принадлежит двум типам людей человеку мысли и человеку труда. (В. Гюго) 4) Ничто ни слова ни мысли ни даже поступки наши не выражает так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру как наши чувствования... (К. Ушинский)
Придумайте предложения по схемам, запишите их.
Работа с учебником. Упражнение 221.
Работа в группах
- Придумайте и запишите предложения с однородными членами, где в роли обобщающих слов будут выступать слова: всякий, никто, везде, каждый, ничто, всюду, любой, никуда, нигде, все, ниоткуда, никогда.
Рефлексия: Закончите предложение или предложения на выбор
1 . На уроке я понял…
2. Я узнал, что …
3. На уроке я научился…
4. Теперь я…
5. Но мне не понравилось…
Домашнее задание: Пар.33, упр.224
СПАСИБО ЗА УРОК!