Урок обобщающего повторения в 7 классе
Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Африка». Урок-игра «Последний герой»
Цель:
Систематизация и обобщения знаний, полученных при изучении темы «Африка»;
вызвать интерес к изучению предмета, способствовать проявлению у учащихся активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.
Воспитывать чувство ответственности, уважения друг к другу;
Технологии: сотрудничества,
Форма проведения: игровая, соревнование
Методы работы: словесные, наглядные
Оборудование: Карты: физическая полушарий, физическая Африки, атласы, мультипрезентация, ноотбук, проектор, фотографии растений и животных Африки, карточки – задания с различными типами заданий,
Ход урока:
Учитель: Ребята! Мы изучили тему «Африка» и сегодня проведем урок немного необычно. Наш урок пройдет в форме игры «Последний герой».
Вспомните, как сражались герои телепередачи «Последний герой» на островах. Вот и вам предстоит пройти различные испытания, чтобы стать «Последним героем» , а по мере продвижения вперед, участники игры будут выбывать, и к финишу придет один. Но у нас тоже есть защитный тотем, который будет переходить к сильнейшему игроку в каждом конкурсе. Вот наш тотем.
Класс выбирает двух капитанов, а капитаны набирают себе команду из 5игроков.
Итак, команды выбраны, и, вы отправляетесь на неизвестный остров.
Представьте себе, что вы сейчас перелетели на один из необитаемых островов в океане, омывающих материк Африка. И первое наше задание связано с поиском нашего местообитания.
1 задание.
Ребята! У каждого на столе лежит карточка №1. На этой карточке координаты нашего загадочного острова. Вы должны назвать океан, в котором находится найденный остров, и показать его на карте. У карты работают по 1 представителю от команды
Координаты на карточке: 6° ю. ш. 39° в. д.
Представитель первой команды справился первым и получает защитный тотем, а каждый участник команды 2 должен подумать и оставить на материке игрока, который, по его мнению, не сможет выдержать испытания.
Остается 9 игроков.
2 задание.
Во время путешествия по земному шару необходимо знать хотя бы один из международных языков. Каждому из вас пришло послание на английском языке. Вам необходимо его перевести. Кто первый переведет текст, получает тотем.
Карточка №2
«Dear friends!»
«We wish you good luck and success in our game «The last hero» if you lose, don t worry. It is only a game».
Время работы пошло. Кто быстрее и правильнее переведет, тот получает защитный тотем!
Перевод: «Дорогие друзья! Мы желаем вам удачи и успехов в вашей игре «Последний герой», если вы проиграете, не переживайте. Это только игра».
Команда 2 справилась быстрее и получает защитный тотем, а вам предстоит выбрать игрока, который покидает наш остров.
Один игрок получает тотем, а остальные пишут имя игрока, который не сможет выжить на острове.
Остается 8 человек.
3 задание.
Учитель: На этом этапе тотем получит тот участник, который ответит на большое количество вопросов.
Команда 1
Откуда пошло название материка - Африка? (от названия берберского племени афригии, жившего на севере Африки).
Пролив, отделяющий Африку от крупного материкового острова (Мозамбикский).
Самое большое по площади озеро Африки (Виктория)
Что общего между баобабом и верблюдом? (делают запас воды)
Участки с богатой растительностью в пустыне (оазисы)
Природная зона, занимающая 40% всей площади материка (саванны)
Чем отличаются пигмеи и тутси? (ростом)
Самая большая по численности населения страна Африки (Нигерия)
Самая крупная нелетающая птица Африки, высота которой 2,8 м., вес 90кг. (страус)
Крупное африканское животное, у которого острое обоняние и слух, но слабое зрение. Несмотря на массивность быстро бегает. (Носорог).
Команда 2.
Путешественник, первый обогнувший Южную Африку (Васко да Гама).
Африканская длинноухая лиса (Фенек)
Самый крупный залив на западе Африки (Гвинейский)
Самая маленькая птица Африки (нектарница)
Где и почему «стреляют» камни (в Сахаре, из-за перепадов температуры)
Удивительное растение пустыни Намиб, возраст которой может достигать 150 лет (вельвичия)
Как называют песчаные пустыни Африки (эрги)
Мелководное озеро, меняющее свое очертание в зависимости от сезона года (Чад)
В какой природной зоне расположена река Замбези (саванне)
Эта страна занимает 1 место в мире по запасам и добыче алмазов, золота и платины. (ЮАР)
Команда 1 получает тотем. Команда 2 убирает игрока
Остается 7 человек.
4 задание.
Учитель: Мы продолжаем игру.
На острове, куда вы прибыли, вокруг столько всего: растения, животные, которые живут во всех природных зонах Африки. Посмотрите, сколько их вокруг. Они везде, в океане, на суше, в почве, в воздухе.
Задание: Посмотрите на эти фотографии, слайды презентации и вам необходимо написать как можно больше названий растений и животных, которые проживают в природных зонах Африки. Выигрывает тот игрок, который напишет больше названий. На это вам дается 1 минута.
Учитель: Пока игроки работают с именами, зрители зарабатывают защитный тотем для своей команды. А это значит, вы называете игрока команды, если в случае проигрыша команды он остается в команде, вы его спасаете.
Болельщики команды 1 пишите на карточке имя игрока, которого хотите спасти в случае проигрыша, команда 2 - вы делаете то же самое.
Учитель: Игра «Дальше, дальше…» Внимательно следите за вопросами:
Викторина «Что? Где? Когда?» АФРИКА.
Самые опасные насекомые лесов Африки. Их укус похож на укол раскаленной иглы. Ужаленное место жжет несколько часов (красные термиты)
Дикое животное, живущее только в Африке в сухих зарослях около воды. На его массивной голове с клыками выступают бородавки, которые особенно видны под глазами (бородавочник)
Вечнозеленый кустарник, корни которого богаты крахмалом (маниока)
Самое известное растение нильских болот (папирус)
Как древние греки называли Африку (Ливия)
Какова примерная протяженность Африки с севера на юг (7500 км.)
В каком году Васко да Гама открыл путь в Индию? (1497г.)
Какие реки называют транзитными? (протекает через несколько климатических поясов)
Что означает название реки «Замбези»? («Великая река»)
Какими по происхождению сложен фундамент древней платформы? (магматическими и метаморфическими)
Что означает название вулкана «Килиманджаро»? («Гора божественного холода»)
Какой климатический пояс формируют экваториальные и тропические воздушные массы? (субэкваториальный)
Какая травма была у кузнечика, которого лечил доктор Айболит? (вывих плеча)
От кого получил телеграмму доктор Айболит с просьбой приехать в Африку? (от Гиппопотама)
Первоначальная цель , с которой приехал Д.Ливингстон? (миссионерство)
Что означает название озера «Танганьика»? (Озеро)
В составе какой литосферной плиты находится Африка? (Африканской)
Самая полноводная река Африки? (Конго)
Как называется береговая пустыня в Южной Африке? (Намиб)
На какой реке находится водопад Ливингстона? (Конго)
Самый древний и самый большой оазис Сахары? (долина Нила)
Горная страна на северо-западе Африки? (Атлас)
Что такое «Сахель»? (Территория к югу от Сахары, шириной400 км. Переходная зона между пустыней и саванной)
Пустыня, которую Давид Ливингстон пересек первым из европейцев? (Калахари)
Народы, населяющие дождевые леса Африки? (пигмеи)
Какое животное называют врагом баобабов? (слона, который разрывает кору дерева)
На какой реке находится водопад Виктория? (Замбези)
Какова примерная протяженность Африки с запада на восток по экватору? (3800км.)
Кто из путешественников установил, что озеро Чад бессточное? (Генри Барт – немецкий путешественник)
Какие по происхождению полезные ископаемые залегают в чехле древней платформы? (осадочные)
Команда 2 убирает одного игрока. Остается 6 игроков.
5 задание.
Учитель: С растениями и животными мы разобрались. А сейчас я предлагаю вам следующее задание. За 30 секунд вы обязаны найти ошибки в карточке № 5. Задания для обеих команд одинаково.
Карточка 5.
Судан, Алжир, Эфиопия, Марокко, Турция
р. Нигер, р. Волга, р. Нил, р. Оранжевая, р. Замбези
о. Ньяса, о. Танганьика, о. Виктория, о. Ладожское, о. Тана
Нагорье Аххагар, нагорье Тибести , Становое нагорье, Эфиопское нагорье, плато Дарфур
м. Бен-Секка, м. Альмади, м. Дежнёва, м. Рас-Хафун, м. Игольный
По команде вы берете карточки и исключаете лишнее, и кто первым поднимает руку и ответит правильно - получает «тотем».
Имя лишнего игрока. Остается 5 человек.
Учитель: А теперь условие игры меняется и с этого задания каждый игрок борется за жизнь на острове самостоятельно, а не командой. И еще, у двух игроков есть защитный тотем зрителей.
6 задание.
Учитель: С географическими объектами мы разобрались, чужаков изгнали с материка. А сейчас следующее задание. Перед вами лежат на столе атлас, линейка, карандаш. За 30 секунд вам предстоит измерить протяженность материка по экватору. 1° параллели равен 111,3 км.
Работа началась.
Учитель: Молодцы справились. Теперь вы, оставшиеся игроки должны узнать, кого из вас спасли зрители. (Называю имена игроков)
Один игрок выбывает. Остается 4игрока.
7 задание.
Учитель: Каждому из вас пришло послание. Организаторы игры назначили вам встречу в неизвестном государстве Африки, но чтобы попасть в это государство вы должны правильно прочитать название этого государства:
1.ЖАРИЛ
2. АЖДУБА
3. ЬЛИВАЗЗАРБ
4. ЯИРОТЕРП
Остаются опять 4 игрока, т.к. у нас одного игрока спас тотем зрителей.
Это Гулакова Лида
8 задание.
Конкурс «Угадай-ка»
За каждый правильный ответ вы получаете по 2 балла. Тот, кто наберет меньше всего баллов тот и покидает наш остров. Но у одного игрока еще есть защитный тотем.
Задание 1.Эта удивительная река поражала воображение жителей её берегов. Они наделили её божественной силой, так как не могли объяснить, почему через безжизненную пустыню круглый год бежит полноводная неиссякаемая река. Что это за река и как вы объясните этот феномен? (Нил, его истоки находятся в экваториальном поясе)
Задание 2. Исток этой реки исследовал Давид Ливингстон. Он проплыл её всю от истоков до устья вместе с туземцами на лодках. На ней наибольшее число водопадов Африки, в том числе и Виктория. (Замбези)
Задание 3. Птица – обитательница саванн, крупных размеров. Питается она змеями и грызунами. Она получила своё название из-за перьев, беспорядочно утыканных на голове. (Секретарь)
Учитель: По итогам этого конкурса выбывают сразу 2игрока и остаются у нас то же 2 игрока, но у Алеши Башкова есть защитный тотем, который может сыграть решающую роль в игре.
9 задание:
Конкурс« Закончи предложение»
- Африка почти посередине пересекается …
- Нулевой меридиан пересекает Африку с …
- Африку омывают океаны, их по количеству…
- С севера материк омывается …
- Гвинейский залив расположен … материка.
- Самый большой остров близ берегов Африки … и расположен…
Учитель: По итогам этого конкурса должен выбыть Алеше, но его спасает защитный тотем болельщиков.
10 задание.
У вас остались на столах еще 2 карточки. Ваша задача за полминутки отгадать имя великого путешественника. Кто первым справится тот и получит защитный тотем в подарок.
Портрета этого португальского гения мореходного дела не сохранилось. Даже дата рождения его точно не установлена. Однако в 1571 году губернатором Анголы стал его внук Паоло Диас Новаис, который основал первый европейский город в Африке - Сан - Паулоде Луанда.
В 1487 г. он отправился во главе экспедиции из двух судов вдоль берегов Африки.
На обратном пути корабли обогнули острый, далеко вдававшийся в море мыс. В память о перенесенных испытаниях он назвал его мысом Бурь.
Но король Жуан - 2 переименовал его в мыс Доброй Надежды – надежды на то, что, наконец-то, осуществится заветная мечта португальских моряков: будет открыт путь в Индию.
(Бартоломеу Диаш).
В 1497г. португальцы отправили эскадру из 3-х кораблей на юг вокруг Африки.
Флагманский корабль «Сан - Габриел» вел молодой целеустремленный моряк.
Плавание продолжалось 2года и 2 месяца. Более сотни моряков погибли в пути от цинги. Вернулись только 55 человек.
Благодаря этому плаванию была решена великая географическая задача – найден морской путь из Европы в Индию в обход Африки.
(Васко да Гама.)
Учитель: Вот и закончился наш урок. Я думаю, что все эмоции, которые вы испытали, пойдут вам на пользу. А сейчас настало время назвать победителя. Им становится – Башков Никита. Он и получает в подарок защитный тотем! Остальные участники команд получают вот такие медали.
Все участники конкурса сегодня получают оценку «5»!
А вам дорогие болельщики урок понравился? Вы теперь хотели бы поучаствовать в игре? Тогда, до новых конкурсов!
Литература:
Касаткина Н.А. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах. Волгоград
Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя. М,: Просвещение, 1989.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – 2-е изд. перераб. – М.: ВАКО, 2013.