Урок обобщения и систематизации знаний по теме :
"Вводные слова и предложения"
” Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи”.
Н.В.Гоголь
- В каком порядке должны следовать предложения , чтобы получился текст ?
- язык развивается изменяются нормы
[– = ], [ = – ].
Найдите в тексте односоставные предложения
- В) Безусловно, незыблемых норм не бывает .
- . 1). Метель, безусловно, скоро кончится ( вводное слово) и Метель, я уверен, скоро кончится (вводное предложение) ;
- 2). Теперь, по-моему; медлить нельзя (вводное слово) и Теперь, я думаю, медлить нельзя (вводное предложение).
- Одни и те же слова могут выступать то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения.
Отличие вводных слов от членов предложения.
- Вводные слова
- 1. Кажется , шепчут колосья друг другу (Н.Некрасов). ( Кажется - вводное слово, выражает сомнение, предположение.)
- 2. Вы, верно , едете в Ставрополь? (М.Лермонтов). ( Верно – вводное слово, выражает сомнение, предположение.)
- 3. Правда , с годами мои стихи делались менее нарядными. (К.Паустовский). ( Правда – вводное слово, выражает уверенность.)
- 4. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе в гостинице . (И.Тургенев)
- Члены предложения
- 1. Мир кажется мне книгой бесконечной (Р.Гамзатов). ( Кажется – что делает? – сказуемое.)
- 2. Задача решена верн о ( Верно – как? – обстоятельство образа действия.)
- 3. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). (Правда – что? – подлежащее.)
- 4. Поезд мчит меня к счастью. (К.Паустовский)
Художественный стиль
В художественном стиле слова:
- нужны для выражения чувств, мыслей, переживаний, эмоций героев и авторов художественных произведений.
Публицистический стиль
В публицистическом стиле вводные слова:
- Указывают на источник сообщения.
- Помогают логически связывать темы сообщений между собой.
- Делают нашу речь более понятной и демократичной.
Научный стиль
стр.253 – повесть И.С.Тургенева “Ася “.
- Задание 1 : Выпишите предложения с вводными конструкциями из I и II глав повести.
- Задание 2 : Прочитайте эти предложения , соблюдая правильную интонацию ( пауза и сравнительно быстрый темп произнесения).
- Задание 3 : - Объясните постановку знаков препинания.
- Задание 4: ( Наблюдение за изменением смысла предложений без употребления в них вводных слов).
- Задание 5: -Назовите значения этих вводных слов.
- Задание 6: - А теперь попробуйте переставить эти вводные конструкции.
До новых встреч!